Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:47, курсовая работа
Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Основные задачи, которые нужно решить:
•Оптимизация управления организационной структурой компании.
•Организация эффективной системы учета операций и результатов.
•Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
•Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
•Автоматизация систем учета и управления компанией.
Введение 3
1. Понятие и теоретические аспекты контроллинга 4
1.1. Понятие контроллинга 4
1.2. Область применения 4
1.3. Виды контроллинга 5
1.4. Методы и инструменты контроллинга 8
1.4.1. Balanced Scorecard - Сбалансированная система показателей 9
1.4.2. Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC) 10
1.4.3. Six Sigma Quality Standard (Стандарт качества Шесть Сигма) 12
1.5. Контроллинг – процесс 16
2. Анализ финансового состояния промышленного предприятия 20
2.1. Перечень основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 20
2.2. Методика расчета основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 22
2.2.1. Анализ оборачиваемости (деловой активности). 22
2.2.2. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 24
2.2.3. Расчет рентабельности 27
2.2.4. Определение характера, расчет и оценка финансовой устойчивости организации. 28
2.3. Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния 31
3. Особенности процедуры и рекомендации по внедрению контроллинга 35
3.1. Внедрения контроллинга на промышленном предприятии 35
3.2. Подготовительный этап 35
3.3. Этап внедрения 36
3.4. Автоматизация 43
Заключение 44
Список литературы 46
В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга на предприятии, и кто будет организовывать ее внедрение, будет происходить и подготовительный этап. Если таковым будет являться действительный руководитель предприятия, который осведомлен о состоянии предприятия и о том, как работают подразделения предприятия, то в этом случае многие этапы предлагаемого экспресс-анализа просто не будут представлять необходимости. Если это будет представляться сторонней организацией, о процессе и номенклатуре производства, о конкурентах и проблемах сбыта которой ничего неизвестно, то пошаговое выполнение данной схемы может дать весомые результаты.
Подготовительный этап представляет собой общее ознакомление с процессом работы данного предприятия. Необходимо, после согласования с директором предприятия (если данная процедура происходит в чужой организации) о сроках и этапах внедрения системы контроллинга, составить приказ от его имени о предоставлении всеми отделами и службами данной предприятии информации, список которой прилагается. А именно: организационная структура предприятия, бюджет предприятия на соответствующий период, ведомости учета и анализа отклонений по производству и издержкам, баланс и отчет о прибылях и убытках, регламент (положение) о работе отделов. Также согласовывается время и сроки проведения интервьюирования с главными специалистами и дата презентации отчета, на которой должны присутствовать все опрашиваемые. В каждом интервьюировании определяется, какое отношение имеет каждый отдел к контроллингу (для облегчения понимания вопросы разбиваются на подтемы: какую роль в планировании (бюджетировании) играет данный отдел, как происходит анализ отдела, как осуществляется контроль). В заключение данного этапа генерируется отчет, в котором выявляются все положительные стороны предприятия и «узкие места», для которых предлагается решение и представляется на презентации.
Если
данный процесс необходимо провести
на своем предприятии, то следует
максимально формализовать
В
случае достижения согласия по всем вопросам
осуществляется второй этап, в котором
с каждым отделом начинается детальная
проработка всех основных моментов контроллинга.
Параллельно происходит разработка
программного продукта, если в таком
выявляется необходимость. На этом этапе
либо создается отдел контроллинга,
либо не занятых, но опытных и обученных
сотрудников обязывают к
Изменения в процессе управления предприятием при внедрении системы контроллинга проводятся по следующим направлениям:
Чаще
всего на практике применяют следующие
принципы выделения центров
Распределение
по центрам финансовой ответственности
существует для оптимизации планирования,
учета и контроля деятельности предприятия.
Законодательство России обязывает
каждое предприятие вести
Необходимые изменения в процессе планирования очень подробно рассмотрены в третьей главе данной работы.
Изменения в процессе анализа плановых и текущих результатов и отклонений подробно рассмотрены в параграфе 5.3.
В
различных странах нет единого
подхода к вопросу системы
структурной организации
Ему подчинены
отделы и службы внешнего учета (финансовая
бухгалтерия), производственной бухгалтерии,
ревизии, организации производства,
страхования и зачастую информационно-вычислительный
центр. В Германии должность контроллера
вводится на крупных и средних
фирмах, использующих систему контроллинга.
Из обычной структуры
Контроллер на небольших предприятиях в России довольно часто является, прежде всего, руководителем службы бухгалтерского учета. Организационная, или наладочная, функция в контроллинге - консультационная поддержка менеджмента. Лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования инструментарием.
Одновременно
эта функция выполняется в
ходе автоматизированной обработки
информации, что означает стыковку
между контроллингом и
При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования
Служба
контроллинга должна иметь возможность
внедрять новые процедуры сбора
аналитической информации на постоянной
основе. Вопрос о выплате компенсации
сотрудникам других служб за увеличение
нагрузки должны решать руководители,
для которых предназначена
В
соответствии с вышеприведенными требованиями
возникают возможные варианты создания
службы контроллинга и ее места в
организационной структуре
На первом этапе существования, служба контроллинга представляет собой рабочую группу из 3-4 человек. Эта группа исполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей оперативной информацией о состоянии затрат на предприятии, периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживает методику планирования в планово-экономическом отделе. На первоначальном этапе работы службы контроллинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора контроллинговой информации на уровне цехов предприятия, так как заполнение аналитических форм для службы контроллинга можно возложить на экономистов цехов. Таким образом, служба контроллинга на предприятии в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объему экономической информации.
Как и любая финансово - экономическая служба, служба контроллинга в течение определенного периода становления устанавливает связи с другими службами и отделами, налаживает информационное сотрудничество, происходит более точное разделение функций.
Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждый цех может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонения фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых.
В России целесообразно подчинить службу контроллингa напрямую генеральному директору, таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб.
Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде привилегированное положение, поскольку приказом генерального директора остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию.
Однако реальная ситуация всегда отличается от идеальной. В основном вся аналитическая работа на предприятии проводится планово - экономическим отделом. Он составляет и новые сметы затрат и калькуляции на отдельные виды продукции, работ и услуг, на основании данных бухгалтерии составляет фактические сметы затрат и калькуляции, определяет отклонения. Кроме того, обычно на планово-экономическом отделе лежит функция ценообразования, проверка калькуляций поставщиков услуг и множество других функций.
С
большой долей уверенности
Принципиальная ошибка данной позиции - недооценка роли аналитической работы на предприятии, мнение, что анализом можно заниматься в свободное от основной работы время. Основные обязанности планово - экономического отдела – это расчет затрат и финансового результата по цехам, предприятию в целом, видам продукции. Именно на расчеты уходит большая часть работы, плановый отдел загружен текущей работой и его усилия направлены отнюдь не на анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Принципиальное
отличие службы контроллинга от других
финансово-экономических служб
В службе контроллинга, состоящей из 3-4 сотрудников (контроллеров), у каждого есть свои должностные обязанности, и в то же время должен соблюдаться командный принцип работы, когда какое-то крупное аналитическое задание сотрудники службы контроллинга выполняют все вместе, помогая друг другу.
Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:
Информационные потоки в системе контроллинга на предприятии.
Система информационных
потоков – важнейший элемент
системы контроллинга на предприятии.
Сам процесс управления часто
рассматривают как процесс
Информация о работе Внедрение системы контроллинга на предприятии