Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных.
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели и задачи контроллинга………….…………………………..11
2. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
3. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».................................................................................................40
3.1. Общая характеристика предприятия………………….……………40
3.2. Анализ системы контроллинга на предприятии………..…………43
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение………………………………………………………..….……..50
Список использованной литературы…………………..………………..51
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели
и задачи контроллинга………….…………………………..
2. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
3. Внедрение
контроллинга на предприятии на примере
ОАО «АвтоВАЗ».....................
3.1. Общая
характеристика предприятия…………
3.2. Анализ
системы контроллинга на
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение……………………………………………………
Список использованной
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг
– это значительно больше, чем
контроль. Контроллинг – это
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контролером выступал главный бухгалтер.
В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия ( в экономическом смысле контроллинг – это система управления прибылью предприятия).
Отличительной чертой складывающихся в нашей стране рыночных отношений является то, что любое предприятие вне зависимости от формы собственности становится экономически и юридически самостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений заставляет сегодня во многом по-другому рассматривать проблемы управления его финансово-хозяйственной деятельностью. С другой стороны, научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий.
Одной
из таких систем является контроллинг,
получивший за рубежом довольно широкое
развитие. По своей сути контроллинг
является новым элементом, полученным
на основе разумного синтеза
Контроллинг
основывается на научных достижениях
различных дисциплин: экономической
теории, анализа хозяйственной
Выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг позволяет определить совокупность действий, обеспечивающий долговременное существование предприятия на рынке; оперативный – оценить выгодность принятых стратегических решений и обеспечить краткосрочный успех в виде получения прибыли.
Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.
В системе
оперативного контроллинга рассматриваются
экономические процессы в рамках
одного года. Регулирование
Оперативный и стратегический контроллинг не должен строго разделяться, поскольку между обеими областями существует тесное взаимное влияние. Оперативное планирование зависит от стратегического и, в свою очередь, дает импульсы для изменения стратегической направленности предприятия.
Таким образом, оперативный и стратегический контроллинг образуют единый контур регулирования.
Внедрение системы
- описание существующей информационной (бухгалтерской) системы организации;
- определение требований к необходимой управленческой информации;
- построение
формализованной системы,
- построение
системы управленческой
- построение
системы
- построение системы финансового планирования.
Цели и задачи исследования курсовой работы:
- уточнить понятие контроллинга, определив сферу его действия;
- рассмотреть,
углубить и закрепить
- рассмотреть инструменты, используемые контроллингом;
- изучить
теоретические разработки о
- определить
возможность использования
- определить
особенности внедрения
- заключение
с общими выводами по
- список
использованных источников.
ГЛАВА
1. Теоретические аспекты
1.1. История
развития контроллинга
Контроллинг
– новое явление в теории и
практике современного управления, возникшее
на стыке экономического анализа, планирования,
управленческого учета и
В XV веке в Соединенных Штатах Америки законодательно было учреждено ведомство «Контроллер и аудитор». Его задачами являлись управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1778 году в Великобритании была введена должность контроллер. Это явилось первой попыткой решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга.
В 1880 году
в США была создана система
«Atchison, Topeka and Santa Railway System», благодаря
которой контроллинг стал использоваться
на предприятиях для решения финансово-
Первоначально
контроллеры занимались финансово-экономическими
вопросами и проведением
Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х годов XX века на американских предприятиях контролеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебригаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга.
Кроме США, вопросами внедрения службы контроллига на предприятии занимались ученые-экономисты Германии.
В 30-40-е годы XX века в этой стране не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга.
В период с 1950 по 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию.
Введение
и развитие контроллинга в Германии
в последние десятилетия
Во-первых, с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились.
Во-вторых,
в начале 80-х годов многие предприятия
столкнулись с проблемой
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. Начиная с 1971 года Академией контролеров стали проводиться частные и общественные семинары.
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей (рис.1).
Ярким примером таких разных позиций являются Германия и США.
В Германии
преобладает тенденция
В США доминирует прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.
В отличии от развитых стран Европы и Америки, в России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически, рыночные принципы хозяйствования.
Наибольший интерес к котроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков – особенно динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны.
К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:
- создание системы управленческого учета;
- разработка
комплексной системы