Внедрение системы контроллинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Основные задачи, которые нужно решить:

•Оптимизация управления организационной структурой компании.
•Организация эффективной системы учета операций и результатов.
•Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
•Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
•Автоматизация систем учета и управления компанией.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и теоретические аспекты контроллинга 4

1.1. Понятие контроллинга 4

1.2. Область применения 4

1.3. Виды контроллинга 5

1.4. Методы и инструменты контроллинга 8

1.4.1. Balanced Scorecard - Сбалансированная система показателей 9

1.4.2. Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC) 10

1.4.3. Six Sigma Quality Standard (Стандарт качества Шесть Сигма) 12

1.5. Контроллинг – процесс 16

2. Анализ финансового состояния промышленного предприятия 20

2.1. Перечень основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 20

2.2. Методика расчета основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 22

2.2.1. Анализ оборачиваемости (деловой активности). 22

2.2.2. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 24

2.2.3. Расчет рентабельности 27

2.2.4. Определение характера, расчет и оценка финансовой устойчивости организации. 28

2.3. Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния 31

3. Особенности процедуры и рекомендации по внедрению контроллинга 35

3.1. Внедрения контроллинга на промышленном предприятии 35

3.2. Подготовительный этап 35

3.3. Этап внедрения 36

3.4. Автоматизация 43

Заключение 44

Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

контроллинг.docx

— 421.21 Кб (Скачать)

     Контроллинг является поставщиком информации, необходимой  для функционирования системы управления на предприятии.

Система сбора  контроллинговой информации опирается  на существующую систему информационных потоков. Например, если необходимо собирать данные по затратам цехов еженедельно (а затем и ежедневно), но согласно заведенному порядку заборные карты  по материалам попадают к экономисту раз в месяц, то скорее всего задача не будет решена. Таким образом, службе контроллинга не удастся построить  свою подсистему сбора информации без  учета работы остальных информационных потоков на предприятии. Поэтому  система информационных потоков  контроллинга должна быть органично  встроена в общую систему информационных потоков предприятия, в противном  случае произойдет отторжение сотрудниками предприятия навязанной им системы  контроллинга, а как известно, если множество людей что-то отвергает, внедрить это практически невозможно.

     Часто сама общая система информационных потоков не выдерживает критики: документы проходят слишком медленно, никто не отвечает за документ в целом, каждый отвечает за часть документа. В таком случае не имеет смысла встраивать подсистему контроллинга, которая должна работать хорошо, в систему, которая работает плохо (тогда и система контроллинга будет работать плохо, поскольку она опирается на информацию из общей системы). Кроме того, разобравшись в системе информационных потоков предприятия можно обнаружить множество «узких мест», лишних звеньев, которые можно устранить (для этого контроллеры на предприятиях будут иметь достаточные полномочия). В рамках работы по внедрению системы контроллинга происходит перестройка и оптимизация всей системы информационных потоков (всего экономического документооборота) на предприятии. Такое толкование выходит за рамки контроллинга, но на практике придется этим заниматься для достижения удовлетворительного результата в системе собственно контроллинга. И, наконец, существует задача автоматизации бухгалтерии и других финансово-экономических служб предприятия (этим занимается отдел автоматизации).

Перед службой  контроллинга на предприятии стоит  задача обеспечения оперативного сбора  и анализа информации по затратам в целях управления. Руководители предприятия должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся в  работе предприятия отклонений успеть принять соответствующие меры и  скорректировать работу предприятия.

Персонал  и сопротивление  переменам

     Контроллинг – новое явление в организации, поэтому его внедрение может  вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем утвердить  на предприятии стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие  им противостоять. Феномен сопротивления  новому, на первый взгляд, парадоксален, но все же, общеизвестен.

     Основные  факторы, определяющие скорость внедрения  любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению  контроллинга, перечислены в таблице  3.1.

 
Фактор, влияющий на скорость внедрения Преимущества  контроллинга Недостатки  контроллинга
Эффект  от внедрения:  
экономический и   
социальный.
Повышение прибыльности и гибкости предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах 
Новая возможность быстрого передвижения по службе вследствие создания отдела контроллинга (повышение статуса).
Несовершенство  существующих методов анализа;  
Угроза статусу групп (бухгалтерии, планового отдела и т.п.) и лиц (начальников соответствующих отделов).
Совместимость:

с корпоративной  культурой;  
с методами информационного обеспечения управления.

Зависит от предприятия. В среднем невысокая  совместимость с корпоративной культурой 
Низкая совместимость с традиционными системами информационного обеспечения.
Сложность нововведения Простота моделей. Усложнение  по сравнению с традиционными  методиками; необходимость дополнительного  обучения.
Делимость нововведения, возможность проведения эксперимента Возможность начать с внедрения в одном подразделении, чтобы затем распространить опыт на все предприятие. Полный эффект наблюдается только после внедрения  на всем предприятии в целом.
Наглядность Первые результаты сразу видны руководителю. Полный результат  появляется нескоро.
 

 Таблица 3.1. Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга на предприятии

 

Преодолеть болезненное  сопротивление внедрению можно  разными способами (эти способы  лучше всего комбинировать):

  • Имитация

     Если  одни предприятия внедряют какие-либо новые системы и методы управления, другие делают то же самое просто потому, что находятся в сходной ситуации и склонны к подражанию. Распространение  новых методов часто сравнивают с инфекционной болезнью. К тому же, здесь действует своего рода синергический эффект: привлекательность  внедрения новшества и подражания другим оказывается больше, чем привлекательность  того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с  целевой группой («все передовые  зарубежные и российские предприятия  внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы – передовые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в  процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе.

  • Мастерство

     Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию  своих навыков, к применению новых  методов, и это еще больше увеличивает  их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать  воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты  контроллинга.

  • Выживание

     В кризисной ситуации внедрение новых  методов контроллинга может оказаться  важным для выживания предприятия. Если сотрудники это понимают и если они преданы своей фирме, сопротивление изменениям будет минимальным.

  • Поддержание статуса

     Один  из способов достичь высокого статуса  – обладать знаниями, которые важны  для всех. Знание методов контроллинга – великолепная возможность упрочить свой статус.

3.4. Автоматизация

     Трудоемкость  обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, в ручной ее обработать сложно. Экономисты цехов (филиалов, складов) сразу требуют автоматизировать их труд, так как для них работа в системе контроллинга – это большая дополнительная нагрузка, даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если принять решение о сборе фактической информации раз в неделю, то подразделение физически не успеют обработать и предоставить информацию в службу контроллинга, которая в свою очередь не будет успевать сводить все данные по предприятию. Поэтому если автоматизируется обработка проводок и сальдо по счетам, или начисление амортизации, или расчет заработной платы, точно также целесообразно автоматизировать и контроллинговую работу.

Если служба контроллинга берет на себя наведение  порядка в экономике предприятия, то целесообразно включить автоматизацию  в сферу интересов службы контроллинга. Отдел автоматизации занимается разработкой программ, их отладкой, выявлением ошибок в покупных программах, установкой компьютеров на рабочих  местах, а служба контроллинга может  заниматься постановкой задачи, чтобы  не потерять главную цель автоматизации  – повышение эффективности работы финансово - экономических служб.

Заключение

     Современные динамично меняющиеся рыночные условия  настойчиво требуют совершенствовать инструменты и технологии управления предприятиями и компаниями с  целью повышения эффективности  их хозяйственной деятельности и  максимизации прибыли. Руководители предприятий  и компаний в условиях жесткой  конкуренции повседневно ищут пути, ведущие к стабильному и устойчивому, как минимум, положению вверенных  им предприятий с прицелом на достижение ими лидирующих позиций. В этой связи  требуются такие методики, которые  помогли бы руководителю предприятия  систематизировать и/или упростить  существующие сложные структуры  управления и взаимодействия и с  новых позиций осознать процессы, происходящие на его предприятии.

     Диалектика  организации и бизнеса – это диалектика формы и содержания. Для сохранения и развития содержания можно и нужно, когда это требуется, изменить форму. Классические концепции планирования, по всей видимости, эту диалектику не учитывают. В центр внимания всегда помещается организация, а не та деятельность или функция, для которой она создавалась. Корпоративные интересы организации доминируют над интересами бизнеса. Измерители экономического и коммерческого эффекта принимаемых решений отражают изменения, происходящие лишь в рамках организации, а не всей системы, в которой осуществляется ее бизнес. С такой точки зрения очевидным становится, что можно и нужно менять сферу деятельности или функцию, если это требуется для сохранения организации.

Подобная теоретическая  основа вполне определенным образом  долгое время ориентировала развитие методологии планирования деятельности промышленного предприятия. Она  нацеливала организацию либо на поиск  наиболее подходящих портфельных стратегий, определяющих целесообразные направления  инвестирования капитала, либо на выбор  наиболее эффективных конкурентных стратегий, устанавливающих способы  борьбы организации за сохранение и  улучшение своего положения на рынке.

     Развитие  организации должно базироваться на познании возможностей развития ее функциональной полезности в макромире, поскольку  вообще само ее существование оказывается  возможным благодаря тому, что  макромиру нужна ее функция. Но, чтобы  понять свою функцию, а тем более  оценить потребность и возможности  ее развития, организации необходимо осознавать себя элементом макросистемы, поскольку функция – это не просто действие, это неотъемлемая часть некоторого макропроцесса.

Постоянно подстраиваясь  под изменения в своем внешнем  окружении, организация стремится  поддерживать естественно целесообразный порядок. Активно воздействуя на внешнее окружение, организация  оказывается сориентированной на сохранение искусственно целесообразного порядка.

Поддержание целостности  организации возможно благодаря  использованию эффективного инструментария диагностики производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, основанной на принципах индикативного планирования, данных бюджетного планирования и анализа деятельности предприятия, а также внедрению эффективной системы контроллинга.

Список  литературы

    1. Р. Манн, Э. Майер  «Контроллинг для начинающих», Москва, «Финансы и статистика», 1992 г.
    2. Х. Й. Фольмут  «Инструменты контроллинга от А до Я», Москва, «Финансы и статистика», 1998 г.
    3. А. Анищенко «Возможности применения контроллинга на малых предприятиях Российской федерации», www.devbusiness.ru
    4. В. Ивлев, Т. Попова, «Концепция контроллинга и функционально – стоимостной анализ», сайт: «корпоративный менеджмент»
    5. Батрин Ю.Д., Фомин П.А. «Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий» Монография. М.: Высшая школа, 2002.
    6. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: АО «Бизнес- школа», 1994. - 118 с.
    7. А.В. Пархоменко, Л.В. Пархоменко,Б.И. Герасимов «Экономико – математические модели контроллинга на промышленном предприятии» ТГТУ, Тамбов 2005
    8. Horvart & Partners «Концепция контроллинга» пер с нем. Альпина Бизнес Букс 2006 2-е изд.
    9. Баканов М.И., Сергеев Э.А. «Анализ эффективности использования оборотных средств» Бухгалтерский учет. 1999. № 10. С. 64–65.
    10. Ефимова О.В. «Анализ оборотных активов организации» Бухгалтерский учет. 2000. № 10. С. 47–53.
    11. Ефимова О.В. «Оборотные активы предприятий и их анализ» Бухгалтерский учет. 2000. № 9. С.72–78.
    12. Фольмут Х.Й. «Инструменты контроллинга от А до Я»: Пер. с нем. / Под ред. и предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2002.
    13. «Общие сведение» - интернет портал «Википедия»,

Информация о работе Внедрение системы контроллинга на предприятии