Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Содержание

1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга

Работа содержит 1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

     Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема, при которой:

     - покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение n дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

     - покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (n+1)-го по n-й день кредитного периода;

     - в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

     Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва. [17, с. 254]

     Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью  абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В  частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого можно использовать коэффициент погашения дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации.

     Наличие дебиторской задолженности в  балансе и отнесение её к наиболее ликвидным активам не гарантируют  получения денежных средств со стороны дебиторов организации. Более того, дебиторская задолженность может быть списана в разряд задолженности, по которой истек срок исковой давности, или других долгов, нереальных для взыскания. В том случае, если организация заранее оценила реальность и надежность погашения такой задолженности, зарезервировала суммы под её списание, эти последствия не могут сказаться на ритмичности функционирования фирмы и ее платежеспособности.

     Наоборот, непредвиденность ситуации возможного погашения дебиторской задолженности, потеря значительных денежных средств в обороте создадут серьезные проблемы с текущей платежеспособностью и нарушат производственный процесс. Кроме того, это скажется на формировании финансовых результатов, уменьшении суммы чистой прибыли и рентабельности организации.

     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия, возникающими в результате несовпадения даты появления  обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них. Анализ и управление кредиторскими и дебиторскими долгами - важные факторы максимизации прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков.

     Однако  балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это свидетельствует о быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов. [22, с. 14]

     Оценка  влияния балансовых остатков дебиторской  и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия  должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей  ликвидности) и соответствия периодичности  превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

     Дебиторская задолженность является важным компонентом  оборотного капитала предприятия. Когда  одно предприятие продает товары другому, это вовсе не означает, что  они будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющимися по существу ценными бумагами. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями.

     Важным  элементом планирования движения средств  является процедура управления дебиторской  задолженностью. В компании необходимо разрабатывать соответствующий  регламент управления дебиторской задолженностью, в котором должны быть указаны должностные лица, принимающие участие в процессе, а далее внедрить процедуру на предприятии.[21, с.9]

     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

     К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет расчетов с дебиторами; анализ и ранжирование дебиторской задолженности; регулярная работа с текущей просроченной задолженностью; претензионная работа с просроченной дебиторской задолженностью.

     Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга.

     Защита  страхованием. Важно прибегнуть к  страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую  защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Условиями договора страхования может быть предусмотрено внесение страховой премии единовременно и в рассрочку с установлением сроков уплаты и суммы платежа.

     Краткосрочные пассивы - обязательства предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и др., причем основной удельный вес в них приходится на банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Поэтому достаточно обычным становится требование банка об обеспечении предоставленных ссуд товарно-материальными ценностями. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получить деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них активов, другие - за счет частичной их продажи. [16, с. 344]

     Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита, оказывающее  влияние на объемы продаж. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки жесткие, у предприятия будет меньше инвестированных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, что может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей, негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, рискуя увеличить долю безнадежных долгов и больших затрат, связанными с затягиванием оплат малоэффективными покупатели.

     Как правило, постоянным клиентам предприятия  отпускают товар в кредит. При  этом для сокращения периода дебиторской  задолженности нередко используются методы поощрения в виде предоставления покупателям скидки с отпускной цены, в том числе и с использованием формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание финансирования дебиторской задолженности. [24, с.113]

     При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать его  финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой переменной. Этот метод полезен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям, длительное время не меняя кредитную политику.

     Контроль  дебиторской задолженности. Имеется  много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери, например: составление счетов; перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

     Выставление счетов. При циклическом составлении  счетов они выставляются покупателям  в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и т.д. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета покупателям, когда заказ еще обрабатывается на складе. Можно выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления: предлагается продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше срока.

     Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того, как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

     Кредитная политика. При предоставлении коммерческого  кредита следует оценить конкурентоспособность  предприятия и текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, предприятие может не выставлять повторно счет покупателям, получающим скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Однако можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия. В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.

     Анализ  дебиторов предполагает анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью