Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Содержание

1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга

Работа содержит 1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

где: Объем продаж - годовой оборот предприятия;

     RT2009=69975/7469=9,3

     RT2010=72325/15761=4,5

     Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности общий:

       КСДК=                                                                                  

      где КСДК – коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

      Rа – дебиторская задолженность;

      RР – кредиторская задолженность.

     КСДК2009=7469/7149=1,0

     КСДК2010=15761/15283=1,0

     Далее проведем факторный анализ методом  цепных подстановок и определим  влияние различных составных  элементов дебиторской задолженности на ее общую сумму.

     ДЗ=Рпзрдк,                                                                                

     где ДЗ – общая сумма дебиторской  задолженности, тыс. руб.;

     Рпз – расчеты с покупателями и заказчиками, тыс. руб.

     Ррдк – расчеты с разными дебиторами и кредиторами, тыс. руб.

     П – прочая дебиторская задолженность, тыс.руб.

     ДЗ2010 = = 15761 тыс. руб.

     ДЗ2009 = = 7469 тыс. руб.

       ДЗ2010- ДЗ2009=8292 тыс. руб.

      7469 тыс.руб.

      =15048 тыс. руб.

      =15428 тыс. руб.

      15761 тыс.руб.

      - 7579 тыс. руб.

      - 380 тыс. руб.

      2010- 333 тыс. руб.

     Исходя  из проведенного факторного анализа, можно  сделать следующие выводы.

     При анализе 2009 и 2010 годов отмечается увеличение дебиторской задолженности на 8292 тыс. руб., что свидетельствует о неэффективности управления дебиторской задолженностью. Резервов уменьшения за данный период не отмечается, но самое наименьшее влияние на рост дебиторской задолженности оказала прочая дебиторская задолженность.

     Можно сделать вывод о возможности  уменьшения дебиторской задолженности  за счет расчетов с покупателями и заказчиками.

     Далее проведем факторный анализ методом  цепных подстановок и определим  влияние на коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности.

      ,                                                                                         

     где ОР – общий объем реализации услуг в рассматриваемом периоде;

     ДЗ  – средняя сумма дебиторской  задолженности в рассматриваемом  периоде.

      = 9,368

      = 4,588

      = -4,78

      9,368

      =9,683

      4,588

      - 5,095

      - = -5,095

     Уменьшение  коэффициента оборачиваемости в  динамике с 2009 по 2010 год можно оценить отрицательно. Его уменьшение свидетельствует об увеличении периода инкассации дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к увеличению длительности операционного цикла предприятия и к увеличению  времени оборачиваемости оборотных активов предприятия.

     Можно сделать вывод о том, что управление дебиторской задолженностью в ООО «…» требует существенных изменений. В результате проведенного анализа выявился резерв уменьшения дебиторской задолженности за счет уменьшения расчетов с покупателями  и заказчиками. Увеличение объема реализации услуг приведет к ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности и сокращению сроков её инкассации. На предприятии необходимо применять более современные и прогрессивные методы управления дебиторской задолженностью.

     Вывод: На предприятии выявилось множество проблем по всем направлениям анализа. К таким проблемам можно отнести необеспеченность имеющимися у предприятия готовыми средствами платежа, существенные трудности в исполнении предприятием своих срочных обязательств, рассчитанный коэффициент текущей платежеспособности показал, что предприятие можно оценить как некредитоспособное. Показатели рентабельности также свидетельствуют о существенных трудностях в способности предприятия генерировать прибыль.

     Горизонтальный  анализ показал, что самый большой  показатель темпа роста - это показатель источников собственных средств. В свою очередь вертикальный анализ показал, что наибольший удельный вес во внеоборотных активах занимают основные средства - 99,8%. При этом стоит отметить, что отсутствует какая-либо динамика, как положительная, так и отрицательная. Наибольший удельный вес в оборотных активах составляют запасы и затраты, однако за анализируемый период прослеживается явно отрицательная тенденция, их доля в оборотных активах уменьшилась почти в 2 раза по сравнению  с 2009 годом. Такое уменьшение произошло за счет увеличения доли дебиторской задолженности (по причинам рассмотренным ранее) и доли налогов по приобретенным ценностям.

     За  анализируемый период произошло  снижение показателей оборачиваемости, как всех активов предприятия, так и оборотных активов. Это свидетельствует о снижении его деловой активности.

     Общая сумма дебиторской задолженности по предприятию в 2010 по сравнению с 2009 годом увеличилась на 111%.

     Такое большое увеличение можно оценить  только отрицательно, так как такой  большой рост приводит не только к  увеличению расходов предприятия, но и  к увеличению риска. Однако существенную роль в таком большом увеличении сыграло то, что в ООО большинство сделок осуществлялось путем предоплаты. Денежные средства зачислялись на счета предприятий, а по мере предоставления необходимой продукции или оказания услуг средства списывались в определенном размере, другими словами предоставление предприятиям  и индивидуальным предпринимателям коммерческого кредита.

       Прочая дебиторская задолженность  в 2010 году увеличилась на 113,6%. В 2010 году произошло увеличение по всем элементам дебиторской задолженности. Наименьший рост отмечается в расчетах с разными дебиторами и кредиторами, а наибольший 127,6% - расчеты с покупателями и заказчиками.

     Коэффициент отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность увеличился в 2010 году на 0,19, увеличение значения данного показателя свидетельствует об ухудшении структуры оборотных активов, поскольку происходит отток средств в дебиторскую задолженность.

     Также необходимо отметить, что факторный  анализ показал, что резервом уменьшения дебиторской задолженности являются расчеты с покупателями  и заказчиками.

     После проведенного анализа ООО «…»  можно сделать следующие выводы:

  1. Система управления дебиторской задолженностью представляет собой неотлаженную  и соответственно неэффективную совокупность мер по инкассации задолженности сторонних организаций. Таким образом, в первую очередь на предприятии основным мероприятием по совершенствованию управления дебиторской задолженностью должно стать введение комплексной системы управления ею;
  2. Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков является предоставление скидок организациям, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед филиалом;
  3. Самое большое влияние на увеличение задолженности как в 2009, так и в 2010 году оказали расчеты с покупателями и заказчиками.

     Следовательно, одним из ключевых мероприятий по совершенствованию управления дебиторской  задолженностью должно стать применение факторинга, в частности по расчетам с покупателями и заказчиками. 
 

4. Совершенствование  управления дебиторской  задолженностью в  ООО «…»

4.1. Внедрение комплексной  системы управления  дебиторской задолженностью  на предприятии

     Выполненный ранее анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью могут быть следующие:

     - проведение мер финансового оздоровления, разработка кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности и т.д. Другими словами, для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на предприятии комплексную систему управления ею, в связи с чем, произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженности и оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность предприятия.

     Необходимо  осуществлять обязательный анализ дебиторской  задолженности в предшествующем периоде, для того, чтобы определить эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

     Разработка  кредитной политики организации ООО  «…». Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т.к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Также слишком жесткие условия отсрочки платежа на анализируемом предприятии не могут привести к эффективности. Таким образом, выбираем компромиссное решение, которое обеспечит стабильность финансового состояния в течение длительного периода, суть которого наглядно представлена на рисунке 1.  

      

Рис. 1. Схема выбранной кредитной политики предприятия

     Выполняя  предложенное условие необходимо одновременное  изменение нескольких характеристик  текущей кредитной политики:

     1) увеличение периода предоставления  кредита до 45 дней;

     2) введение системы 6% скидок при  предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями;

     3) установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться  на предпочтении надежности платежа.  При анализе кредитоспособности  рекомендуется использование метода  «3С»: желание (character) (т.е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т.е. способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т.е. размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).

     Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию - структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов филиала. Группировка клиентов по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и будет предусматривать следующих их категорий:

     1. покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в максимальном  объеме, т.е. на уровне установленного  кредитного лимита (группа «первоклассных  заемщиков»);

     2. покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

     3. покупатели, которым кредит не  предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга,  определяемом типом избранной  кредитной политики).

     Чтобы снизить дебиторскую задолженность при умеренной кредитной политике нужно полностью исключить ненадежных клиентов, платежеспособность которых находится на недопустимо низком уровне. Предполагается, что сбором информации, касающейся возможности изъять дебиторскую задолженность должен заниматься юрисконсульт, а также в некоторых случаях бухгалтер и ведущий специалист. К его функциям, должно прибавиться ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Не менее важное значение, имеет репутация предприятия и его руководства: компетентность, обязательность, порядочность, выполнение принятых обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и партнерами. Эти данные можно получить на основе предоставленных документов самих плательщиков, а также соответствующих органов (налоговых инспекций, банка и т.д.). Следовательно, ответственность юрисконсульта также существенно повысится, поэтому необходимо установить вознаграждения персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей. Повышением мотивации персонала по работе с дебиторской задолженностью должен заниматься отдел кадров, а также заместитель директора предприятия [25, с. 64].

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью