Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить процесс управления дебиторской задолженностью.
Основными задачами являются:
Дать понятие дебиторской задолженности, а также рассмотреть ее различные классификации. Описать основные принципы, по которым формируются кредитная политика предприятия. Выявить те показатели финансового состояния, расчет которых зависит от дебиторской задолженности.
На примере взятого предприятия, рассчитать показатели и дать их характеристику, провести анализ.
Предложить меры по улучшению работы с дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью. 5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности. 5
1.2 Формирование кредитной политики предприятия. 9
1.3 Основы управления дебиторской задолженностью. 11
2. Показатели управления дебиторской задолженностью. 15
2.1 Общая характеристика ОАО «Южная телекоммуникационная компания» 15
2.2 Анализ управления дебиторской задолженности ОАО «Южная телекоммуникационная компания». 18
3. Совершенствование механизмов управления дебиторской задолженность. 21
3.1 Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью. 21
3.2 Эффективное управление дебиторской задолженностью. 22
Библиографический список: 28
Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы»
Кафедра Финансы и Кредит
Курсовая работа по дисциплине:
Финансы организаций (предприятий)
на тему:
«Управление дебиторской задолженностью»
Выполнил:
студентка 3 курса, гр. 08122
Иванова Е. Е.
Проверила:
Толкачева
Н. А.
Новосибирск, 2010
Оглавление
Ведение
бизнеса немыслимо без
Цель данной курсовой работы – изучить процесс управления дебиторской задолженностью.
Основными задачами являются:
Объектом
данной курсовой работы является система
управления оборотными активами предприятия,
а предмет – это показатели,
характеризующие эффективное
В
первой главе раскрывается общее
понятие дебиторской
Во второй главе дается общая характеристика ОАО «Южная телекоммуникационная компания», а также расчеты коэффициентов, описанных в первой главе, и анализ управления дебиторской задолженностью на данном предприятии.
Тема третьей главы это общие рекомендации по эффективному управлению дебиторской задолженности на любом предприятии.
Дебиторская задолженность – один из элементов (как правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия. Это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта. Также представляет собой изъятие из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
Средства
в товарах отгруженных
По
прошествии этих сроков и при наличии
прежних неплатежей средства предприятия
принимают форму товаров
Также существует классификация дебиторской задолженности по срокам:
Такая
классификация позволяет
Средства, являющиеся дебиторской задолженностью, выпадают из хозяйственного оборота, поэтому просрочка ее погашения может негативно сказаться на финансовых показателях организации. Чтобы не допустить банкротства предприятия, необходимо, чтобы сумма дебиторской задолженности всегда превышала кредиторскую. Поэтому рекомендуется своевременно взыскивать средства с должника либо собственными силами, либо обращаясь в коллекторское агентство.
Однако, дебиторская задолженность – не всегда является негативным фактором в хозяйственных отношениях субъектов. Зачастую она формируется по естественным причинам, позволяющим упростить ведение некоторых процессов:
Существование внешних и внутренних проблем на предприятии ведут за собой возникновение дебиторской задолженности.
Внешние причины могут быть разные: экономические, политические, непредвиденные (форс-мажорные обстоятельства) и связанные с недобросовестностью. Здесь меры по устранению дебиторской задолженности следует выбирать в соответствии с причиной ее возникновения. Так, имея дело с монополистом рынка, который обеспечивает компании большой процент отгрузок, скорее всего, придется принять правила игры данного контрагента. Если же причина в недобросовестности своего контрагента, то лучше перейти на предоплату или же отказаться от сотрудничества с ним.
Что касается внутренних причин (их корень находится в самой компании), то они также могут быть разными.
Первая — отсутствие кредитной политики. Кредитная политика — это документ, который описывает правила игры внутри компании: кому предоставляем отсрочку, на каких условиях, что делаем, если возникает дебиторская задолженность и т.д. Например, когда компания только заходит на рынок, ее кредитная политика может быть достаточно агрессивной: большие сроки по отсрочке платежей и т. д. В ситуации экономического кризиса риски возрастают, поэтому кредитная политика должна становиться адекватной сегодняшней ситуации на рынке: сроки отсрочки должны уменьшаться, идеальный вариант — переходить на предоплату. Позиция же «у нас на рынке работают все с отсрочкой 20 дней» не совсем верна. Кредитная политика должна выстраиваться с учетом индивидуальных финансовых возможностей компании. Да, крупные игроки, имея большие оборотные средства, и сегодня могут себе позволить работать по постоплате. Зато небольшая компания, как правило, более мобильна и клиентоориентирована, поэтому завоевывать клиента может другими средствами. Пользуйтесь теми преимуществами для привлечения клиентов, которые приемлемы конкретно для вас.
Регламент управления дебиторской задолженностью — еще один важный документ в случае, когда компания работает с отсрочкой платежей. Регламент — это пошаговый алгоритм работы менеджера, где прописываются всевозможные варианты переговоров с клиентом: что делать, как делать, когда делать. У менеджера должны быть четкие представления, что и когда он должен говорить и какие действия предпринимать. Кроме того, регламент позволяет руководству компании системно контролировать работу сбытового персонала.
Следующий момент — отсутствие контроля за дебиторской задолженностью. Контроль складывается из двух элементов: четкого документирования наличия просроченной дебиторской задолженностью и ежедневной управленческой деятельности в контакте с менеджерами по продажам. Есть десятки способов контролировать и прогнозировать дебиторку.
Отсутствие системы мотивации
в компании — пожалуй, одна
из главных причин
Со стороны менеджеров можно
отметить три основных причины
возникновения дебиторской
Второй аспект — отсутствие умений возвращать долги. Наличие знаний и понимание того, что и когда делать, — это еще не гарант успешных переговоров. Некоторые компании, чтобы сэкономить на заработной плате менеджеров, принимают людей с небольшим опытом работы или вообще без него. Руководитель отдела продаж или коммерческий директор в течение дня обучает нового сотрудника, после чего его отпускают в свободное плаванье. Но, как правило, оказавшись в переговорном процессе, такой менеджер теряется, что говорит о том, что у него не были сформированы умения и навыки ведения результативных переговоров. В итоге — в проигрыше оказывается работодатель. Таким образом, мало менеджеру рассказать обо всех правилах ведения переговоров, его нужно натренировать.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
Как
бы ни была эффективна система отбора
покупателей, в ходе взаимодействия
с ними не исключаются всевозможные
накладки, поэтому организация вынуждена
создать некоторую систему