Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Содержание

1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга

Работа содержит 1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

     Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду  оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

     Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия, фирма приобретает признаки несостоятельности, становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.

     Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия, поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

     Условия платежей за отгруженную продукцию  - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается: предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита; срок кредита; скидка за своевременность оплаты. На уровень дебиторской задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.

     Делая обобщение, можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода: сравнение прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации; сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. [22, с.371]

     Одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью. Необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

     Применительно к российским условиям, ведущие специалисты  в области управления финансами  предлагают следующие мероприятия  по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

     - исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

     - периодический пересмотр предельной суммы кредита;

     - использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

     - формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

     - выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

     - определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

     - формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

     - формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

     - использование современных форм рефинансирования задолженности;

     - диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

     Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, осуществляется по следующей  формуле:

     ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360                                               (1)

     где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность;

     ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;

     КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

     ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

     ПР  – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

     Если  финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

     В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства .

     Формирование  системы стандартов оценки покупателей  включает следующие основные элементы:

     1. Определение системы характеристик,  оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

     - объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

     - репутация покупателя в деловом мире;

     - платежеспособность покупателя;

     - результативность хозяйственной деятельности покупателя;

     - состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

     - объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

     2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

     3. Группировка покупателей продукции  по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

     - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

     - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

     - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

     - покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

     4. Дифференциация кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей, наряду с размером  кредитного лимита, может осуществляться  по таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

     Формирование  процедуры инкассации задолженности  предусматривает сроки и формы  предварительного и последующего напоминаний  покупателям о дате платежей; возможности  и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

     К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

     Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

     Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

  1. объем оборотных средств на конец периода / краткосрочная задолженность на конец периода < 2
  2. объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1

     Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

     При анализе соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями  необходим анализ условий коммерческого  кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

     4. Условия платежей за отгруженную  продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:

     а) предоставление отдельным покупателям  коммерческого кредита (отсрочки платежа);

     б) срок кредита;

     в) скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)

     - 30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью