Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга
В текущие активы дебиторская задолженность может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течение одного года, раскрыта. Наряду с этим, дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе долгосрочных активов может быть включена в статью «дебиторская задолженность».
В
настоящее время, в связи с
переходом на новый план счетов и
новую систему учета
Для раскрытия экономической природы дебиторской задолженности дадим ее классификацию (табл. 1.).
Таблица 1.
Классификация
дебиторской задолженности
Классификационный признак | Классификационная группа |
Степень ликвидности | высоколиквидная |
среднеликвидная | |
неликвидная | |
Элементы | задолженность покупателей и заказчиков |
векселя к получению | |
авансы выданные | |
задолженность зависимых и дочерних обществ | |
прочие дебиторы | |
Сроки образования | краткосрочная |
среднесрочная | |
долгосрочная | |
Целесообразность образования | оправданная |
неоправданная | |
Обеспеченность гарантиями | обеспеченная |
не обеспеченная | |
Степень надежности возврата | надежная |
сомнительная | |
безнадежная | |
Соблюдение нормы закона | надлежаще истребованная |
неистребованная | |
Степень подверженности планированию | планируемая |
не планируемая | |
Возможность осуществления контроля | контролируемая |
не контролируемая |
По
степени ликвидности можно
Наиболее распространенной в отечественной учетной практике является классификация дебиторской задолженности по элементам. Охарактеризуем каждый из них:
- задолженность покупателей и заказчиков обусловлена их задолженностью за отгруженные товары и выполненные работы;
- векселя к получению - задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары и выполненные работы, оформленная товарными векселями;
- авансы выданные - задолженность по выданным авансам в счет предстоящих поставок продукции или выполнения работ;
- задолженность зависимых и дочерних обществ;
- прочие дебиторы - задолженность подотчетным лицам, по налогам и сборам, по ссудам работникам и др.
По срокам образования дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней, среднесрочной - дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев, долгосрочной - свыше 12 месяцев.
По целесообразности образования дебиторскую задолженность может быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил и связан с нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность - дебиторская задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.; она является неоправданной.
В зависимости от обеспечения дебиторскую задолженность классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями. Дебиторская задолженность может быть обеспечена неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По степени надежности возврата дебиторскую задолженность можно выделить надежную, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Надежной признается дебиторская задолженность в случае подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств, а также задолженность, обеспеченная гарантией. В свою очередь сомнительной является просроченная дебиторская задолженность, не подтвержденная кредитором. Безнадежной считается дебиторская задолженность, у которой срок исковой давности истек, а также дебиторская задолженность, признанная таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).
Соблюдение нормы закона является следующим классификационным признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств, а также если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.
По степени подверженности планированию можно выделить планируемую и не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая величина задолженности по условиям договора, в которых предусмотрена отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды задолженности относятся к незапланированной.
По
возможности осуществления контроля
выделяют контролируемую и неконтролируемую
дебиторскую задолженность. Контролируемой
считается дебиторская задолженность
в том случае, если имеется заинтересованное
аффилированное лицо, которому должна
организация или которое должно организации.
Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
2.
Управление дебиторской
задолженностью
Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Качество
дебиторской задолженности
Особую
актуальность проблема дебиторской задолженности
приобретает в условиях инфляции, когда
происходит обесценивание денег. Чтобы
подсчитать убытки предприятия от несвоевременной
оплаты счетов дебиторами, необходимо
от просроченной дебиторской задолженности
вычесть ее сумму, скорректированную на
индекс инфляции за этот срок.
2.1.
Методы управления
дебиторской задолженностью
Уровень
дебиторской задолженности
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. [11, с.221]
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).