Управление дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой полити­ки предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финан­сового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевре­менной индексации долга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1. Управление дебиторской задолженности…………………………………….3
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………….…3
1.2 Методика анализа дебитроской задолженности…………………………… 8
1.3.Контроль дебиторской задолженности…………………………………….14
1.4. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

фин.менеджмент.doc

— 275.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…2

1. Управление дебиторской задолженности…………………………………….3

1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………….…3

1.2 Методика анализа дебитроской задолженности…………………………… 8

1.3.Контроль дебиторской задолженности…………………………………….14

1.4. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 


Введение

 

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой полити­ки предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финан­сового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевре­менной индексации долга.

В условиях формирования рыночной экономики России предприятия и организации с разными формами собственности получили широкую самостоятельность в вопросах обеспечения их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д.

Дебиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов предприятия с контрагентами и является их составной частью. Основной вид взаимных долговых обязательств имеет место при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.

 


1. Управление дебиторской задолженности.

 

1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности

 

Под де­биторской понимают задолженность других организаций, работни­ков и физических лиц данной организации (задолженность покупате­лей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.[8,с.15]

Дебиторская задолженность - важная составляющая часть оборотного капитала. Текущие активы этого типа часто составляют значительную долю в структуре баланса предприятия.

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по следующим видам:

- дебиторская задолженность по полученным векселям;

-дебиторская задолженность по расчетом с бюджетом;

-дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

-прочие виды дебиторской задолженности.

Уровень  дебиторской   задолженности   определяется многими факторами: вид выпускаемой продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и т. д.

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой полити­ки предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финан­сового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевре­менной индексации долга.

Основные этапы управления дебиторской задолжен­ностью предусматривают проведение анализа задолжен­ности в предшествующем периоде, формирование прин­ципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, разработку процедуры индексации дебитор­ской задолженности и построение систем контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности. Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности и его динамика в предше­ствующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникнове­ния: 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней, свыше 120 дней. Особенное внимание уделяется про­сроченной дебиторской задолженности и причинам ее возникновения. Изучая поведение дебиторской задол­женности в рассматриваемом периоде, используют отно­сительные показатели рассчитанные показатели по отчетному году сравни­вают с такими же показателями предыдущих периодов. В заключение анализа определяют эффект от инвести­рования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет пре­доставления кредита, сопоставляют с суммой дополни­тельных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невоз­врата долга. [3,с.125]

По результатам анализа разрабатывается кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, которая должна отразить условия предостав­ления кредита и повысить эффективность операционной и финансовой деятельности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

. В зависимо­сти от уровня доходности и вероятности риска кредитной деятельности различают три принципиальных ее типа: консервативный (минимум риска), умеренный (средний риск) и агрессивный (высокий риск). В процессе выбора типа кредитной политики учитываются следующие фак­торы: общее состояние экономики, уровень платежеспо­собности покупателей, спрос на реализуемую продукцию, правовые условия взыскания дебиторской задолженности. Конкретному типу кредитной политики соответствует си­стема кредитных условий: срок предоставления кредита, размер предоставляемого кредита, стоимость предостав­ления кредита, скидки за досрочное погашение кредитор­ской задолженности, система штрафных санкций за про­срочку платежа. [9,с.110]

Система контроля за движением и своевременным по­гашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового кон­троля на предприятии. В первую очередь контролируют­ся наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем средние и мелкие, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия. При необходимости рефинансирования дебиторской задолженности пользуются факторингом, форфейтингом, учетом векселей, выданных покупателя­ми продукции.

Для проверки правильности выбранного типа кредит­ной политики используют условие, когда средний размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии приносит такую дополнитель­ную прибыль, которая больше суммы затрат по обслужи­ванию дебиторской задолженности и потерь от безвозврат­ных долгов недобросовестных покупателей. [4,с.185]

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давнос­ти списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя.

Существенную часть дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами.

Момент возникновения дебиторской задолженности определяется прежде всего условиями заключенных договоров и связан с моментом реализации товаров (работ, услуг).

После того, как право собственности на товары переходит к контрагенту, или мы передаем ему результаты работ, выполняем услуги, у наших партнеров возникает обязанность встречных действий (оплаты, встречной поставки), а, следовательно, и возникает дебиторская задолженность.

Таким образом, дебиторская задолженность возникает:

при переходе права собственности на товары;

при передаче результатов работ, оказании услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания.

Момент перехода права собственности на товар может быть указан в договоре отдельно, и тогда, в соответствии с этим моментом в бухгалтерском учете отражается дебиторская задолженность. [3,с.205]

При отсутствии в договоре момента перехода права собственности этот момент считается наступившим в момент отгрузки товара продавцом, поскольку в соответствии со статьей 459 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю".

Следовательно, дебиторская задолженность в общем случае отражается:

1) после оформления документов на отгрузку товаров;

2) после подписания акта выполнения работ (услуг).

Для целей анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, "нормальный" рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

Дебиторская задолженность - достаточно "мобильная" статья баланса предприятия. Обычная хозяйственная деятельность предприятия включает регулярные расчеты по образовавшейся задолженности, при этом способы расчета могут быть самыми различными. [10,с.115]

Обычно договорами между хозяйствующими субъектами предусмотрены способы исполнения обязательств (оплата, встречная поставка при товарообменной операции, расчеты векселями и др.). Однако расчеты между предприятиями могут производиться и любыми другими способами, не предусмотренными первоначально договором, при взаимном согласии.

Основные способы прекращения задолженности широко известны.

1. Оплата денежными средствами.

2. Зачет взаимной задолженности.

3. Оплата задолженности векселями.

4. Уступка права требования.

5. Перевод долга.

6. Прощение долга.

 

1.2.Методика анализа дебиторской задолженности

 

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. [10,с.110]

Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия. Покажем некоторые возможности такого подхода на примере анализа дебиторской задолженности.

Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с реализацией продукции, товаров и услуг, зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;

расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;

стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;

политика инкассации, применяемая предприятием для оплаты просроченных счетов.

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия. При анализе, кроме показателей баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов. [9,с.125]

Информация о работе Управление дебиторской задолженности