Система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – качество продукции ОАО «Славянка».
Предмет исследования – система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка».
Цель работы: оценить систему менеджмента качества на ОАО «Славянка» и обосновать направления ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1 Роль и значение качества в хозяйственной деятельности предприятия… 6
1.1 Качество продукции, ее показатели и экономическое содержание........ 6
1.2 Процесс и функции управления качеством на предприятии………….. 12
1.3 Направления повышения качества продукции в организации………… 15
1.4 Значение повышения качества для изготовителя и потребителя……… 19
2 Организационно-экономическая характеристика и анализ качества на ОАО «Славянка»…………………………………………………………….. 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Славянка» и стратегия ее развития………………………………………………………… 21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности на ОАО «Славянка»………………………… 25
2.3 Оценка системы контроля качества…………………………………….. 30
3 Основные направления по улучшению качества продукции на ОАО «Славянка»…………………………………………………………………….. 32
3.1 Расчет экономической эффективности от повышения качества………. 32
3.2 Рекомендации по улучшению системы управления качеством на ОАО «Славянка»……………………………………………………………..
32
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список использованных источников……………………………………….. 38
Приложение А Историческая эволюция понятий качества…

Работа содержит 1 файл

куросвая славянка.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

                              ,                                                         (1.4) 

    где - удельный вес зарекламированной продукции, %

         РП – сумма рекламаций от потребителей за некачественную продукцию, тыс. руб. 

    г) потери от брака, определяемые как разность между себестоимостью внутризаводского брака и суммой удержаний с  виновных лиц:

                             ,                                                              (1.5)  

    где Б – потери от брака, тыс. руб.

         - сумма удержаний с виновных лиц, тыс. руб. 

    д)  удельный вес удержаний с виновных лиц в стоимости внутризаводского брака, определяемый по формуле:  

                               ,                                               (1.6) 

    где - удельный вес удержаний с виновных лиц в стоимости внутризаводского брака, % [2, с. 453-454]. 

    С понятием качества тесно связано  и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

    Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

  1. Показатели назначения, определяющие область применения продукции.
  2. Показатели надежности и долговечности, характеризующие данные свойства изделий в конкретных условиях их использования.
  3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
  4. Показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей.
  5. Эргономические показатели, характеризующие систему «человек- изделие- среда» и учитывающие комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.
  6. Эстетические показатели, характеризующие выразительность, оригинальность соответствие стилю и подобные свойства продукции.
  7. Патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты и чистоты изделия в стране и за рубежом.
  8. Экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и потребление продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.
  9. Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
  10. Показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала.

    Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

    Показатели  надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электра приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики  сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

    Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

    Показатели  стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

    Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

    Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

    Патентно-правовые   показатели   характеризуют   патентную защиту и патентную  чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

    Экологические показатели — это уровень вредных  воздействий на окружающую среду, которые  возникают при эксплуатации или  потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

    Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

    Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

    Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

                                                     Q     

                                          Копт = — ,                                                         (1.7)

                                                     C

    где    Копт — экономически оптимальное качество;

              Q   — качество изделия; 

              C — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб. 

    Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

            Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 
 
 

    
    1.   Процесс и функции управления качеством на предприятии
 
 
 

    Управление  качеством — действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

    В мировой практике сегодня выделяют четыре уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции.

    1 Управление качеством (quality control) – как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

    2 Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности соответствующих модели “петли качества”.

    3 Общее руководство качеством  (quality management) включает деятельность по управлению качеством и обеспечению качества, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

    4 Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия в целом с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

    Анализ  особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие  выводы. Первые три уровня применимы  как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

    Основной  задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые:

    - отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

    - удовлетворяют требованиям потребителя;

    - соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

    - отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

    - предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

    - направлены на получение прибыли.

    Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

    В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рисунок 1.1).

    Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и должна включать:

    - улучшение экономического положения предприятия;

    - расширение или завоевание новых рынков сбыта;

    - достижение   технического    уровня    продукции,    превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

    - ориентацию на  удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

Информация о работе Система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка»