Система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – качество продукции ОАО «Славянка».
Предмет исследования – система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка».
Цель работы: оценить систему менеджмента качества на ОАО «Славянка» и обосновать направления ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1 Роль и значение качества в хозяйственной деятельности предприятия… 6
1.1 Качество продукции, ее показатели и экономическое содержание........ 6
1.2 Процесс и функции управления качеством на предприятии………….. 12
1.3 Направления повышения качества продукции в организации………… 15
1.4 Значение повышения качества для изготовителя и потребителя……… 19
2 Организационно-экономическая характеристика и анализ качества на ОАО «Славянка»…………………………………………………………….. 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Славянка» и стратегия ее развития………………………………………………………… 21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности на ОАО «Славянка»………………………… 25
2.3 Оценка системы контроля качества…………………………………….. 30
3 Основные направления по улучшению качества продукции на ОАО «Славянка»…………………………………………………………………….. 32
3.1 Расчет экономической эффективности от повышения качества………. 32
3.2 Рекомендации по улучшению системы управления качеством на ОАО «Славянка»……………………………………………………………..
32
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список использованных источников……………………………………….. 38
Приложение А Историческая эволюция понятий качества…

Работа содержит 1 файл

куросвая славянка.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

    - освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

    - улучшение важнейших показателей качества продукции;

    - снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

    - увеличение сроков гарантии на продукцию;

    - развитие сервиса.

    Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области  качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входят: планирование, организация мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и “петли качества”’, приведенной на рисунке 1.1

         

Рисунок 1.1 - Система качества и «петля качества»

     Примечание - Источник : [3, с. 115]. 

    С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

    Наряду  с системами управления качеством  продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества:

    - добровольность участия;

    - стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;

    - моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

    - поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

    - обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

    Кружки  качества первоначально возникли в  США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

    Кружки  качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и  социально-психологические задачи предприятия.

    Кружки  качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей. 
 
 

    1.3 Направления повышения качества продукции в организации 
 
 

    Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

    Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

    Стандартизация  выполняет три социально значимые функции:

    1 Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах.

    2 Закрепление в нормативной документации оптимальных требований к упорядоченным объектам.

    3 Установление правил применения этой нормативной документации.

    Стандартизация  основана на ряде принципов:

    1 Повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

    2 Вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

    3Системность — определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

    4 Взаимозаменяемость — применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

    Основные  методы стандартизации: пассивный, симплификации, унификация, типизация, агрегирование. Характеристики методов стандартизации сведены в приложении 2.

    Организационно-правовые основы стандартизации в Республике Беларусь.

    В перечень документации по законодательству Республики Беларусь в области стандартизации относятся законы государства, постановления Совета Министров Республики Беларусь, ведомственные нормативные акты.

    Правила по стандартизации, установленные в международных договорах, имеют приоритет перед правилами, которые содержатся в республиканском законодательстве.

    Управление  работами по стандартизации осуществляет Госстандарт Республики Беларусь. Основными  методами руководства работами по стандартизации являются координация деятельности органов государственного управления и взаимодействие с органами власти на местах, а также с общественными объединениями, в том числе техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности.

    Госстандарт устанавливает порядок и правила  проведения работ по стандартизации, осуществляет методическое руководство и координацию деятельности технических комитетов по стандартизации, утверждает, стандарты и проводит регистрацию нормативной документации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

    В состав нормативной документации по стандартизации входят:

    - государственные стандарты РБ-ГОСТ  РБ и СТБ;

    - стандарты отраслей – ОСТ;

    - стандарты предприятий – СТП;

    - стандарты научно-технических и других общественных объединений – СТО.

    Международные стандарты (ИСО, МЭК), правила, нормы и рекомендации по стандартизации применяются в Беларуси в соответствии с установленным порядком. В соответствии с Соглашением, заключенным государствами участниками СНГ, в Республике Беларусь применяются межгосударственные стандарты ГОСТЫ. Контроль и надзор осуществляется только за соблюдением обязательных государственных стандартов, обеспечивающих безопасность продукции (работ, услуг), а также иных требований, установленных законодательными актами. 

    Сертификация  продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

    В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения  соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами — изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).

    Проверка  соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей, включающих в себя различный набор доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности — СЕ.

    Сертификация  выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

    В зависимости от признака, положенного  в основу классификации, различают  несколько видов сертификации. С позиции добровольности ее использования сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.

    С позиции ответственности за исполнение сертификация подразделяется на самосертификацию, а также сертификацию второй и  третьей стороной. Самосертификация заключается в том, что производитель (поставщик) сам выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или маркировкой продукции знаком сертификации. Сертификация второй стороной осуществляется потребителем. Сертификация третьей стороной производится системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающих официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Сертификация третьей стороной называется системой сертификации.

    С позиции территориального охвата сертификация бывает национальной и международной (региональной). В настоящее время системы сертификации созданы на государственном уровне практически во всех странах и в каждой стране имеют свои национальные отличительные особенности.

    Объектами сертификации служат: система качества, продукция (потребительского и производственно-технического назначения).

    Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок. При проведении сертификации предусматривается распределение ответственности между участниками сертификации. Производитель (поставщик) обеспечивает соответствие продукции требованиям нормативной документации контролируемым при сертификации правильность использования знака соответствия. Продавец следит за наличием сертификата и знака соответствия у реализуемой им продукции, подлежащей обязательной сертификации. Испытательная лаборатория (центр) обеспечивает соответствие проведенных испытаний требованиям нормативной документации, а также достоверность и объективность их результатов. Орган по сертификации отвечает за правильность выдачи сертификата соответствия и подтверждение его действия.

    Для проведения объективной оценки качества продукции, выпускаемой в стране, необходимо иметь широкую сеть независимых испытательных лабораторий и органов по сертификации. В свою очередь эти лаборатории и органы должны быть аккредитованы на право проведения испытаний и сертификации. Тогда выданные ими сертификаты будут считаться официальными документами, имеющими юридическую силу.

    Работу  по сертификации проводят в Беларуси региональные органы Госстандарта, Научно-исследовательский институт сертификации (НИИС) и др.

    При выборе органа для проведения сертификации основным критерием должен быть его авторитет среди заказчиков или на рынке, куда поставляется продукция, чтобы полученный сертификат обеспечил безусловное соответствие системы качества стандартам ИСО 9000.

    Таким образом, сертификация продукции и  система качества является необходимым  и важным направлением работ в  деятельности предприятия по управлению качеством.

    Качество  – это совокупность свойств и  характеристик продукций, уровень  и вариант которых формируется  изготовителями при ее создании в  целях удовлетворения потребностей.

Информация о работе Система менеджмента качества продукции на ОАО «Славянка»