Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
TQM — это всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая будет
определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия. Это означает стать лучшим.
Введение
1. Современные методы управления качеством
2. Понятие «TQM»
3. Внедрение системы TQM
4. Методология «всеобщего управления качеством»
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Современные методы управления качеством
2. Понятие «TQM»
3. Внедрение системы TQM
4. Методология «всеобщего управления качеством»
Заключение
Литература
Введение.
Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире понятие, как Total Quality Management (TQM).
TQM — это всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая будет
определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия. Это означает стать лучшим.
Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды
потребителя и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя
рассчитывать, что
все можно изменить очень быстро
и без проблем. Внедрение этой системы
— длительный процесс, на освоение которого
идут годы. Он требует значительных усилий
для освоения тонкостей, разработки соответствующей
системы взглядов и ее реализации.
1. Современные методы управления качеством.
Существуют различные концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.
Основная идея концепции Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: "Контрольных карт
Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций.
Рис.1. Контрольная карта
Шухартом впервые была предложена циклическая модель, разделяющая управление качеством на 4 стадии:
1. Планирование (Plan),
2. Реализация (Do),
3.Проверка
(Check),
4. Корректирующие воздействия (Action). Наибольшее распространение
эта модель получила в Японии.
В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на 3 прагматичных аксиомах:
1. Любая деятельность
может рассматриваться, как
2. Производство
должно рассматриваться, как
В 1982 году, под редакцией Э. Деминга была выпущена книга «Качество, продуктивность и конкурентоспособность», содержащая 14 постулатов, которые позволяют организовать работу производства правильно.
Эти постулаты позволяют сделать вывод о том, что при высокой степени
ответственности руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукциии каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты предприятия. Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке - это естественные следствия улучшения качества.
Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о
концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана». Эта спираль имеет следующий
вид:
1. Исследования рынка.
2. Разработка проектного задания.
3. Проектно- конструкторские работы.
4.
Составление технических
5.
Разработка технологий и
6.
Материально-техническое
7.
Изготовление инструментов и
контрольно-измерительных
8. Производство.
9.
Контроль процесса
10. Контроль готовой продукции.
11. Испытание
рабочих характеристик
12.Упаковка и хранение.
13. Сбыт.
14. Техническое обслуживание.
15. Утилизация.
16. Исследование рынка.
По концепции Джурана - непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Её идея состоит в получении высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов. Основными принципами являются:
1.
планирование улучшения
деятельности предприятия.
2.
разработка мероприятий
3. переход от административного к планомерному управлению всей
деятельностью в области качества.
Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф.Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) – «бездефектное
изготовление продукции». Эта концепция базируется на следующих положениях:
1.
Упор на предупреждение
2.
Направление усилий на
3. Оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции.
4. Формирование четких целей в области повышения качества на долгий период.
5. Понимание того, что качество работы кампании определяется не только
качеством производственных процессов, но и качеством деятельности
непроизводственных подразделений.
6. Признание необходимости финансирования анализа деятельности в
области качества.
Ключевым принципом
программы бездефектного
Ученый Арманд
Фейгенбаум разработал теорию комплексного
управления качеством. Основная идея которой
– всеобщее управление качеством, которое
затрагивает все стадии создания продукции
и все уровни управления предприятием
при реализации технических, экономических,
организационных и социально-психологических
мероприятий.
1.
Основной чертой является
2.
Необходимо введение
3. Непрерывное обучение кадров;
4.
Широкое внедрение методов
Шесть сигм (six sigma) — высокотехнологичная методика точной настройки производственных процессов, применяемая с целью минимизации вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое отклонение», обозначаемой греческой буквой σ. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola, США в 1986 г. Плановый показатель качества при использовании этой методики — не более 3,4 отклонения (дефекта) на миллион операций.
Метод основывается на шести базовых принципах:
При реализации проектов по методике используется последовательность:
2. Понятие «TQM».
В период переходной экономики РБ необходимо внедрение ориентированных на потребителя рыночных методов управления качеством товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. Бове и Тилл дают следующее определение ТQМ: "Всеобщее управление качеством -это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество -это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации".
Качество можно представить в виде пирамиды:
Рис. 2. Пирамида качества.
Наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высоко организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда.
Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя.
Рис. 3. Основные составляющие TQM.
TQC – Всеобщее управление качеством;
QA – Обеспечение качества;
QPolicy – Политика качества;
QPIanning – Планирование качества;
QI– Улучшение качества.