Система менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:47, практическая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить способность практических навыков работы со стандартами, содержащими требования к СМК.
Задание для самостоятельной работы:
- изучить материалы лекций, учебников и учебных пособий по СМК;
- изучить содержание требований МС ИСО серии 9000:2000;
- проанализировать требования к блокам процессов СМК;

Работа содержит 1 файл

ПЗ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Практическое занятие 1

 

СистемА менеджментА качества  (СМК).

Решение ситуационных задач

 

Цель работы: Выявить способность практических навыков работы со стандартами, содержащими требования к СМК.

 

Задание для самостоятельной работы:

- изучить материалы лекций, учебников и учебных пособий по СМК;

- изучить  содержание требований МС ИСО серии 9000:2000;

- проанализировать  требования к блокам процессов  СМК;

- проанализировать  материалы и документы, описывающие  системы управления качеством  на предприятиях и  в организациях, собранные в период прохождения производственной практики, на предмет соответствия требованиям МС ИСО серии 9000:2000.

 

Задание для практической работы:

1. Решение ситуационных задач на знание содержания разделов и пунктов МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

2. Решение ситуационной задачи по требованиям, содержащимся в пункте 5.5.6. «Управление документацией» МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001. 

3. Решение ситуационных задач по результатам внутренних аудитов (ВА) СМК.

 

 

Практическая часть

Задание 1. Решение ситуационных задач на знание содержания разделов и пунктов МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Какому пункту МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) соответствуют представленные в задании ситуации (укажите в таблицах 1, 2 номер ситуации).

Ситуации:

1. На предприятии  высшим руководством было проведено  согласование целей в области качества.

2. Представитель  руководства составил отчет для  высшего руководства о необходимости  улучшения СМК.

3. В Интернете  был создан сайт предприятия, на котором разместили информацию о продукции.

4. В организации  были разработаны и утверждены  критерии оценки и отбора поставщиков.

5. В  организации  были разработаны анкетные листы  для опроса потребителей.

6. На предприятии  составлен график поверки и  ремонта (планового) устройств мониторинга и средств измерений.

7. На предприятии требуется анализировать через запланированные интервалы СМК.

8. В ОАО организована  «горячая линия» по вопросам, связанным с замечаниями и  предложениями о продукции.

9. Документы ОАО выполнены в следующих формах:

- на бумаге;

- на магнитных  носителях;

- фотография;

- эталонный образец.

10. ОАО организовало конкурс поставщиков с целью оценки их способности поставлять продукцию, отвечающую заданным требованиям.

11. Используя  результаты анализа со стороны руководства и отчетные данные по результатам внутреннего аудита, организация приняла решение о проведении мероприятий по обучению и просвещению персонала в области качества.

12. Используя  результаты маркетинговых исследований (опрос потребителей, их желание) организация приняла решения о реконструкции линии по розливу молока, а именно упаковка Tetra Brik заменяется на Tetra Rex с крышечкой.

13. Используя  результаты ежедневных лабораторных  анализов, организация приняла решения  о приостановлении выпуска фруктовых творожков с использованием импортного сырья.

14. Для организации  культурного отдыха персонала  и стимулирования его к эффективной и результативной деятельности, организация каждую субботу и воскресенье арендует катер для поездок желающих сотрудников на о. Русский.

15. Для усовершенствования  процессов мониторинга и обмена информацией организация расширила локальную компьютерную сеть.

16. Организация  проводит ряд санитарных мероприятий  по улучшению условий производства  продукции.

17. Отдел кадров  организации ведет учет всех  нанятых и уволенных сотрудников  с записями причин увольнения  и приема на работу.

18. Маркетолог  организации проводит периодические  опросы потребителей об удовлетворенности выпускаемой продукции.

19. Сырье закупается у одного постоянного поставщика.

20. Администрация  организации проводит периодически  внешние дегустации для показа  соответствия выпускаемой продукции.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Система менеджмента качества

Ответственность руководства

Менеджмент ресурсов

Общие требования

Требования к  документации

Обязательства руководства

Ориентация на потребителя

Политика в  области качества

Планирование

Ответственность. Полномочия и обмен информации

Анализ со стороны  руководства

Обеспечение ресурсов

Человеческие  ресурсы

Инфраструктура

Производственная  среда

                       

 

Таблица 2

Процессы жизненного цикла продукции

Измерение, анализ и улучшение

Планирование  процессов ЖЦП

Процессы, связанные с потребителями

Проектирование  и разработка

Закупки

Производство  и обслуживание

Управление устройствами для мониторинга и измерения

Общие положения

Мониторинг и  измерение

Управление несоответствующей продукцией

Анализ данных

Улучшение

                     

 

Задание 2. Решение ситуационной задачи по требованиям, содержащимся в пункте 5.5.6. «Управление документацией» МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Составить блок-схему описания процесса в соответствии с представленным текстом и на основе ее анализа внести изменения и представить скорректированную блок-схему:

Проверка документов СМК

Подразделение-разработчик  документа СМК проводит проверку содержания документа СМК один раз в год. Ответственность за актуальность документа СМК несет начальник подразделения, чью деятельность регламентирует документ.

В результате проверки подразделение – разработчик  либо принимает решение  разработать  изменение  к документу  СМК,  либо   подтверждает, что изменение и/или пересмотр документа СМК не требуются.

В случае отсутствия замечаний по содержанию документа  подразделение-разработчик выпускает  «Извещение об изменении», в котором указывает: «Проверен, год проверки»

На основании  «Извещения об изменении» сотрудник  отдела аккредитации и информации, заносит сведения о проверке документа СМК в подлинник документа СМК в структурный элемент «Предисловие».

Ответственный за актуализацию документов СМК в  подразделении ежегодно до 30 января проводит проверку копий всех документов СМК, находящихся в подразделении в обращении.

Ответственный за физическое состояние, наличие всех изменений, правильность внесения изменений, за постановку на учет копий документов СМК несет сотрудник подразделения в соответствии с должностной инструкцией.

При обнаружении  в документе СМК каких либо несоответствий ответственный в подразделении устраняет их. Если копия документа СМК имеет не надлежащий внешний вид, ее заменяют. Если отсутствует номер учтенной копии, то копию изымают до определения статуса документа СМК.

Если в копию  документа СМК не внесено какое-либо изменение, то отдел информации, ответственный  за СМК, изготавливает необходимое  количество копий документов и выдает их в подразделение.

Соответствие  учтенной копии документа СМК  подлиннику проверяет сотрудник  отдела аккредитации и информации, ответственный за СМК в организации.

В случае обнаружения  несоответствий учтенных копий документа  СМК подлиннику, сотрудник отдела аккредитации и информации ставит в известность ответственного по стандартизации в подразделении для принятия им корректирующих мер.

 

Задание 3. Решение ситуационных задач по результатам внутренних аудитов (ВА) СМК.

При внутренней проверке СМК ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет» на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» были установлены ниже перечисленные несоответствия:

№ 1. Положения о структурных подразделениях не актуализированы.

№ 2. Сотрудники одного из подразделений не ознакомлены  с  целями организации в области качества.

№ 3. Отсутствуют  доказательства, что были осуществлены действия по устранению несоответствий, выявленных в ходе предыдущей внутренней проверки.

№ 4. Обнаружено несколько случаев неофициального внесения неутвержденных изменений в рабочие инструкции.

№ 5. Не ведутся  записи в журнале входящих и исходящих  документов.

№ 6. Одно из общего количества согласованных корректирующих мероприятий по результатам предыдущей внутренней проверки не выполнено.

№ 7. Санитарное состояние  учебной аудитории не соответствует  установленным требованиям.

№8.  В химической лаборатории отсутствует журнал по технике безопасности.

№ 9. Отсутствует  СТО по разработке рабочих программ по дисциплинам учебного плана.

№ 10. Не ведутся  записи о качестве продукции.

№ 11. В подразделении отсутствует  ответственный за ведение и поддержание  в рабочем состоянии журнала учета несоответствий.

№ 12. Инструкция по делопроизводству не соответствует  документированной процедуре.

 

Отнесите указанные  несоответствия к категории значительных или малозначительных. Заполните таблицу 3 результатов:

                                                                                                        Таблица 3

 

Номер

несоответствия

Категория несоответствия

Раздел 

МС ИСО 9001:2000

№ 1

   

№ 2

   

№ 3

   

№ 4

   

№ 5

   

№ 6

   

№ 7

   

№ 8

   

№ 9

   

№ 9

   

№ 10

   

№ 11

   

№ 12

   

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение понятия «Система менеджмента качества».
  2. Сколько создано версий МС ИСО серии 9000 ?
  3. В каком году МС ИСО 9000:2000 были приняты в России в качестве национальных стандартов ?
  4. Какие действия предпринимаются для устранения причин выявленного несоответствия ?
  5. Какой из стандартов ИСО серии 9000:2000 предусматривает самооценку модели делового совершенства ?
  6. Какие макропроцессы образуют модель СМК в МС ИСО 9001:2000 ?

 

Практическое  занятие  2

 

Разработка политики предприятия в области качества

 

Цель  работы: Развить творческое мышление, научиться определять основные направления, цели и задачи руководства предприятия в области качества.

 

Задание для самостоятельной работы:

  • изучить требования раздела «Ответственность руководства. Политика в области качества», содержащиеся в МС ИСО 9001:2000;
  • изучить содержание Политики в области качества на примерах, представленных в специализированных журналах (« Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Партнеры и конкуренты»);
  • продумать содержание Политики в области качества для предприятия (базовое место практики студента)

 

Задание для практической работы:

1. Обсудить содержание  требований и положений документа  «Политика в области качества».

2.  Составить  блок-схему процесса «Порядок  формирования, реализации и актуализации политики в области качества».

3. На основании самостоятельно проработанных материалов:

  • сформулировать Политику в области качества для конкретного предприятия (указать название предприятия, вид деятельности);
  • сформулировать девиз Политики в области качества;
  • раскрыть содержание основных положений документа «Политика в области качества»;
  • представить оформленный документ «Политика в области качества» для обсуждения в группе.

 

Практическая часть

Задание 1. Обсудить содержание требований и положений документа «Политика в области качества».

Направление деятельности организации в области качества является неотъемлемой частью стратегического плана ее развития. Сводом правил, которым должна руководствоваться организация при разработке стратегии в области качества является политика в области качества. Политика состоит из следующих содержательных блоков:

Информация о работе Система менеджмента качества