Система менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, лекция

Описание работы

Качество продукции или услуг – основная, проверенная жизнью стратегия выживания и процветания и всякой организации, выпускающей продукцию или оказывающей услуги.

Работа содержит 1 файл

Экзамен качество.docx

— 666.35 Кб (Скачать)

АКТУАЛЬНОСТЬ  ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Качество продукции или услуг – основная, проверенная жизнью стратегия выживания и процветания и всякой организации, выпускающей продукцию или оказывающей услуги.
  • Важнейшей составляющей этой стратегии является создание эффективной системы управления предприятием, включающей систему менеджмента качества, т.е. последовательную систематическую деятельность по планированию, обеспечению, управлению и улучшению деловых процессов.
  • В последнее время очевидной стала необходимость совершенствования продукции и (или) услуг на основе системного подхода к менеджменту (менеджмент качества, экологический, финансовый менеджмент, менеджмент безопасности, ресурсов, надежности, рисков и т. д.).
  • Особое значение в этом контексте приобретают знания, которые в условиях информатизации всех сфер деятельности становятся ключевым ресурсом любой организации, а интеллект – основным средством производства.
  • Одной из задач, решение которой необходимо для достижения поставленной цели, является подготовка специалистов в области менеджмента качества.
  • Овладев методологией современных систем управления качеством и методами менеджмента качества, получив практические навыки по определению и описанию бизнес-процессов организации, а также оценке результативности и эффективности систем менеджмента качества, студент сможет достаточно быстро адаптироваться к будущей производственной деятельности.
 

ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Теоретические,
  • Методологические,
  • Практические основы

управления  качеством и безопасностью  в организации

ЦЕЛЬ  ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование  инженерных знаний и  навыков по системам менеджмента организации, включающим:

    • менеджмент качества и безопасности,
    • экологический менеджмент,
    • управление производственной безопасностью и охраной труда,
    • менеджмент в социальной сфере,

обеспечивающих  теоретическую и  практическую базу для  подготовки студентов  в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия. 

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  • изучение понятий, целей, подходов и методов менеджмента качества;
  • освоение системного и процессного подхода к менеджменту организации;
  • изучение международных стандартов ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, ИСО серии 22000, стандартов в области управления охраной труда, элементов социальной ответственности;
  • ознакомление с методологией и опытом функционирования интегрированных систем менеджмента;
  • освоение практических навыков по разработке документов и порядку внедрения систем менеджмента качества и безопасности в организации.
  • ОБЪЕКТЫ изучения
  • международные стандарты,
  • руководства и технические отчеты,
  • технические нормативные правовые акты Республики Беларусь

в области систем менеджмента  качества, систем управления окружающей средой, систем управления охраной  труда, систем менеджмента  безопасности пищевых  продуктов и социальной ответственности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

  • международные стандарты в области систем менеджмента: ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, ИСО серии 22000, OHSAS 18000, SA 8000, ИСО 26000;
  • принципы анализа рисков (НАССР), надлежащей производственной практики (GMP), требования к системам менеджмента качества, отражающим специфику различных отраслей народного хозяйства;
  • порядок разработки документов и внедрения систем менеджмента качества и безопасности в организации;
  • основные принципы, преимущества и особенности интегрированных систем менеджмента (IMS).
  • определять политику и цели организации в области качества, безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда;
  • определять виды бизнес-процессов организации и составлять описание сети процессов одним из общепринятых методов;
  • разрабатывать документы систем менеджмента организации в виде стандартов организаций, описаний процессов, документированных процедур;
  • оценивать результативность и эффективность систем менеджмента качества организации;
  • разрабатывать планы и программы внутренних аудитов систем менеджмента организации.

РОЛЬ  КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

  • Либерализация рынков (масса импорта на внутреннем рынке, который раньше только пополнял дефицит) – усиливающаяся конкуренция;
  • Глобализация (происходит благодаря  прогрессу) = возможности +требования;
  • Экспортируемая продукция должна соответствовать стандартам и техническим правилам, действующим на внешних рынках.
  • Для того, чтобы выжить, промышленность любой страны должна быть  (стать) конкурентоспособной!

Три составляющие конкурентоспособности

ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО?

  • КАЧЕСТВО – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования  (ИСО 9000:2005).
  • КАЧЕСТВО – «плохое», «хорошее», «отличное».
  • ТРЕБОВАНИЕ  - потребность или ожидание, которое установлено (в документе), обычно предполагается (общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон)  или является обязательным.
  • Требования могут быть сформулированы, подразумеваемыми или обязательными.
  • Могут включать аспекты, относящиеся к:
    • Исполнению;
    • Практичности;
    • Надежности;
    • Безопасности;
    • Экономике;
    • Эстетике.
  • ГРАДАЦИЯ – класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.
  • ХАРАКТЕРИСТИКА – отличительное свойство.
    • Может быть  собственной или присвоенной;

Качественной  или количественной

  • ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА – собственная  ( существование в чем-то) характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования.
  • Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы (цена, владелец  продукции) не являются характеристиками  качества этой продукции, процесса или системы.

РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

  • Прединдустриальное общество – за качество и продукцию отвечал ремесленник.
  • Массовое производство – разделение контроля качества и производства (ОТК, производственные лаборатории).
  • Вторая мировая война – применение статистического контроля качества (большие объемы производства).
  • Послевоенный период – цикл качества (интегральный/тотальный контроль качества).
  • Виды деятельности, влияющие на качество:
    1. Исследование рынка и маркетинг (ошибки останутся на всем цикле);
    2. Разработка и усовершенствование продукции (необходимы большие усилия и затраты);
    3. Планирование и развитие процесса;
    4. Закупочная деятельность;
    5. Производство (предоставление услуги);
    6. Верификация;
    7. Упаковка и хранение;
    8. Продажа и распространение;
    9. Установка и ввод в эксплуатацию;
    10. Техническая помощь и обслуживание
    11. Период после продажи;
    12. Утилизация или переработка по окончании срока использования (очень важна сегодня).
  • «Петля» качества – понятие появилось в середине 60-х годов  ХХ века – все 12 видов деятельности замкнуты в круг (петлю).
 
  • Аспекты качества:
    • Определение требований потребителя (технические условия на продукцию/услугу:
      • Результаты исследования рынка;
      • Требования заключенных контрактов;
      • Законодательные требования.
    • Планирование качества
    • Качество соответствия:
        1. Планирование и развитие процесса (производство, верификация, упаковка, хранение);
        2. Закупочная деятельность (продажа и распространение).

        Качество  поддержания продукта:

      • Установка и ввод в эксплуатацию;
      • Техническая помощь и обслуживание;
      • Период после продажи;
      • Утилизация/переработка.
 
  • Конец 30-х и  начало 40-х годов - постепенный переход  от контроля выпускаемой продукции, через защиту рынка от конкурентов  посредством протекционистских  мер (пошлины, квоты и др.), и осознание, что потери предприятия из-за низкого  качества (обнаружение и устранение дефектов) составляют около 30 % всех текущих  затрат на качество продукции ;
  • 50-е и 60-е годы - качество продукции рассматривали как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.
  • 70-е годы - менеджерами было решено в первую очередь уделять внимание развитию следующих направлений деятельности:
    • 1) мотивация рабочих;
    • 2) кружки качества;
    • 3) статистические методы  контроля;
    • 4) повышение сознательности служащих и управляющих;
    • 5) учет расходов на качество;
    • 6) программы повышения качества;
    • 7) материальное стимулирование.
  • 80-х годы - массированная кампания по обучению персонала прямо на рабочих местах, направленная на повышение качества и обнаружение дефектов.
  • В этот же период Э. Демингом была предложена философия, которая легла в основу идеологии всеобщего (тотального) качества (Total Quality).
  • 90-е годы - большие надежды на совершенствование системы управления качеством, т. е.:
    • радикальная перестройка сознания руководства;
  • 90-е годы - большие надежды на совершенствование системы управления качеством, т. е.:
    • полный пересмотр корпоративной культуры ;
    • постоянная мобилизация сил  всех уровней организации на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции .
  • Современный этап - удовлетворение требований потребителей (каждый рабочий в технологической цепочке и управленец в организационной структуре являются потребителями продукции предыдущего).
  • Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества – добиться реализации на деле лозунга «Качество – прежде всего».
  • Характерные особенности американского опыта:
    • контроль качества продукции, работ и услуг с использованием методов математической статистики;
    • планирование производства по объемным качественным показателям;
    • административный контроль за исполнением планов;
    • совершенствование управления фирмой.
  • Конец 40-х и начало 50-х годов  - начало применения цикла PDCA (plan – do – check – action) – «планирование – выполнение – проверка – корректирующие действия» – при проектировании, производстве, сбыте товаров;
  • Вторая половина 50-х годов - переход от контроля качества на инспекционном уровне к обеспечению контроля качества в процессе производства.
  • 60-е годы - начинается движение за внедрение всеобщего контроля качества.
  • Для всеобщего контроля качества были сформулированы  6 особенностей японской системы управления:
    • управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управлении качеством;
    • подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;
    • деятельность кружков качества;
    • инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;
    • использование статистических методов;
    • общенациональная программа по контролю качества.

РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ЯПОНИЯ

  • Была создана японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на фирме, выполняемый всем персоналом фирмы – от президента до работников первой линии производства.
  • Главное в японском отношении к управлению качеством :
    • широкое внедрение научных разработок в области управления и производства;
    • высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля производства;
    • максимальное использование возможностей человека;
    • систематическое и повсеместное обучение персонала.

РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ЕВРОПА

  • Середина 70-х годов - национальные стандарты по управлению качеством для регламентации этапов проектирования и производства в наиболее важных отраслях (ядерная энергетика, авиационно-космические отрасли, военная промышленность и т. п.).
  • Создание международной организации по стандартизации (ISO) комитета ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», который разработал и в 1987 г. опубликовал первые стандарты ISO серии 9000, а также словарь терминов ISO 8402.
  • В течение 80-х годов - движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к совершенствованию систем качества.
  • Широкое внедрение системы качества на основе стандартов ISO серии 9000 привело:
    • к более последовательной позиции по вопросам качества на предприятиях,
    • более надежным поставкам
    • более стабильному уровню качества в целом.
  • В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты систем качества, созданные на основе стандартов ISO серии 9000, введены в действие их европейские аналоги – EN серии 29000.
  • В результате появилось семейство стандартов ISO серии 9000 версии 1994 г.

РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. СССР

  • Первая половина 50-х годов - последовательное развитие системного подхода к качеству продукции, работ и услуг через учет  внутренних факторов.
  • Главными достижениями системного подхода являлись:
    • повышение качества продукции,
    • снижение ее трудоемкости и сроков освоения.
  • Анализ КСУКП, сложившихся в 80-е годы:
    • системы управления качеством развивались по пути расширения решаемых на предприятии проблем, не замыкаясь на качестве готовой продукции;
    • элементы системы качества влияли на другие системы, действующие на предприятиях, которые не входили в компетенцию лиц, ответственных за качество;
  • Анализ КСУКП, сложившихся в 80-е годы:
    • развитие систем качества на предприятиях противоречило плановому характеру назначения экономических показателей  
      эффективности.
  • 90-е годы - КСУКП стали реорганизовываться в системы качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, учитывая специальные требования заказчиков продукции, работ и услуг промышленных предприятий.

Информация о работе Система менеджмента качества