Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Планирование — это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.57 Кб (Скачать)

     Стратегическое  планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

 Стратегическое  планирование осуществляется в  виде:

  • Долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
  • Стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма.

     Здесь перспективы и цели связаны между  собой для выработки стратегии. Стратегические планы должны быть разработаны  так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

     Планирование  может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения10.

Планирование  способствует снижению риска при  принятии решения.  Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации11.

Для стратегического  планирования характерны следующие  положения.

1. Небольшой  плановый отдел (менее 6 человек)  корпорации дополняется

планированием на низших уровнях.

2. Возраст  функции планирования даже в  наиболее крупных корпорациях

насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические  планы разрабатываются на совещаниях  высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5. В  большинстве организаций считают,  что функция планирования может  быть усовершенствована.

     Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более  всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях. Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки  оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

     Оперативные планы реализуются через систему  бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования. Составлением бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель. Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

                                     1.4Этапы планирования

Планирование  деятельности предприятия осуществляется в несколько этапов12:

  • Постановка целей предприятия на перспективу.
  • Определение задач планирования.
  • Разработка планов действий для достижения поставленных целей и выполнения задач.
  • Определение направлений обеспечивающих ориентацию на достижение запланированного результата.
  • Выделение процедур и норм, регламентирующих деятельность, направленную на выполнение планов.

     Модель  планирования отражает содержание планирования как функции управления, здесь  учитываются все составляющие, которые  взаимосвязаны между собой, и  внешние факторы, влияющие на процесс. Блоки и модели планирования характеризуют основные этапы процесса.

Модель  процесса планирования подразделяется на следующие блоки:

  1. Блок целей.
  2. Блок задач.
  3. Блок планов.
  4. Блок стандартов и критериев.
  5. Блок общих направлений.
  6. Блок правил и норм.
  7. Блок оперативного планирования.

     Блок  целей отражает разработку на предприятии  целей, т.е. основополагающего направления  деятельности предприятия, определение  конечного результата.

     Блок  задач характеризует выделение  задач, решение которых максимально  приближает предприятие к поставленной цели.

     Блок  планов предполагает формирование детального отражения всех действий и мероприятий, учитывая выделение необходимых  для этого ресурсов, для качественного  и своевременного выполнения целей  и задач.

     Блок  стандартов и критериев необходим  для группировки задач предприятия  по определённым характеристикам, позволяющим  наиболее успешно выполнить мероприятия  и действия по достижению целей предприятия. Для каждого структурного подразделения  устанавливаются собственные рамки (в количественном, качественном и  стоимостном выражении), выполнения работ, которые служат в качестве ограничителей их деятельности. Кроме  вышеописанного подхода, применяется  также другой, используемый на предприятиях, где структурные подразделения  не связаны между собой единым производственным процессом. В основном это крупные компании. При данном подходе для всех структурных  подразделений устанавливается  лишь общий критерий прибыльности деятельности.

     Бок общих направлений предполагает разработку единой политики  выполнения плановых заданий, что улучшает координацию  подразделений в их деятельности.

     Блок  правил и норм предусматривает контроль реализации  действий по достижению целей и выполнения задач согласно установленным правилам и нормам, а также по согласованию.

     Блок  оперативного планирования подразумевает  осуществление быстрого вмешательства  в процесс планирования в случае каких-либо нарушений и изменений, влияющих на результат деятельности. Этот блок обеспечивает постоянность процесса планирования, его непрерывность  и контроль.13

Этапы планирования в общем виде можно представить  следующим образом: 
- Общая оценка ситуации и ее формулировка. 
- Формулировка целей и задач на основе прогнозов внешних и внутренних переменных. 
- Составление плановых предположений.

-Увязка ресурсов и выбор оптимального варианта действий. 
В современных экономических условиях в России существуют организационные и методические причины, препятствующие эффективному внедрению прогрессивных подходов к бюджетному планированию на предприятиях. Среди этих проблем немаловажное место занимает отсутствие научной проработки инструментов бюджетного планирования, которые учитывали бы специфику хозяйственной деятельности и размер предприятия. 
В работе предложена процедура формирования бюджетной модели на предприятиях с учётом размера и специфики хозяйственной деятельности. В частности выделено ядро бюджетирования: бюджет продаж, бюджет общехозяйственных накладных расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет расчётов по налогам, бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Также выделены дополнительные бюджеты, связанные со спецификой деятельности и размером предприятия. 
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм планов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия.

     Планирование  – основная функция менеджмента  представляет собой вид

деятельности  по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Оно применяется к важным решениям,

определяющим  дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции  немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. 
 
 
 
 

     Глава 2. Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией ООО «SPS – Урал».

     2.1 Общая характеристика предприятия   ООО «SPS – Урал»

            Компания ООО «SPS-Урал»14 создана на основе учредительного договора, заключённого 20 февраля 1995 года о добровольном объединении вкладов в целях осуществления производственно - хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом компании. 

     Данная  организация является Обществом  с ограниченной ответственностью. Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива.

     Имущество предприятия составляют основные фонды  и оборотные средства, а также  иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

     Компания  имеет своё фирменное наименование на русском языке – ООО " Эс-Пи-Эс - Урал"; и на английском языке - "SPS - Ural".  ООО "SPS -Урал" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде.

     ООО "SPS -Урал " имеет круглую печать, штамп и бланки с изображением своего наименования на русском языке, эмблему и товарный знак, а так же прочие атрибуты юридического лица, открывает расчётные и иные счета в банках.

     ООО "SPS -Урал " отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. ООО "SPS -Урал " осуществляет все виды внешне экономической деятельности в установленном законодательством порядке.

Предметом деятельности компании, согласно уставу, является: 
- реализация товаров народного потребления и производственно-технологического назначения, исходя из конъюнктуры рынка, и их реализация как через существующею торговую сеть, так и через сеть вновь

Информация о работе Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)