Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Планирование — это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.57 Кб (Скачать)

                                                  Введение

         Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть планированием.

          Планирование — это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

          Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

     Планирование  представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в  принятии управленческих решений. Его  задача обеспечить нововведения и изменения  в организации в достаточной  степени.

         Целью курсовой работы является  изучение теоретических и практических  аспектов планирования как функции менеджмента, его значения в процессе управления современной организацией.  

    Для достижения цели курсовой  работы необходимо решить следующие  задачи:

  • Изучить теоретические основы планирования как функции

          менеджмента и его значение в процессе управления      

          современной организацией.              

  • Проанализировать особенности планирования на предприятии

          ООО «SPS – Урал».

  • Разработать рекомендации по усовершенствованию функций

           планирования на предприятии ООО «SPS – Урал».

          Объектом курсовой работы является  деятельность ООО «SPS – Урал», предметом – процесс планирование в  ООО «SPS – Урал».

         Методической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области управления, планирования. Наиболее значимыми работами, на которых базируется теоретическая часть, являются труды таких отечественных экономистов, как: М.М. Алексеева, М.И. Бухалкова, В.А. Горемыкина, А.И. Ильина.

        В качестве источников информации  при написании курсовой работы  выступают: научная, учебная, методическая  литература, материалы периодических  изданий и специализированных  Интернет – сайтов посвящённых  управленческой тематике, документы  ООО «SPS – Урал».

         Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, глоссария,  списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава1. Теоретические аспекты планирования как функции         менеджмента

                                   1.1 Понятие, сущность планирования

         Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика, с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире.

         Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. «Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления»1.

     Для начала нужно ответить на вопросы: Для чего люди планируют? Зачем нужно планирование? Они планируют,  потому что заботятся о том, что должно произойти. Потому что они хотят предвидеть и действовать, опережая время. Потому что  могут избежать ошибок и использовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует в планировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые дает планирование:

  • устранение неопределенности
  • точное определение целей и действий по их достижению
  • избежание ошибок в будущей деятельности
  • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации,           

    опережая  время.

     Планирование является феноменом конца девятнадцатого века. Это профессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения.

     Планирование  возникло очень давно из различных  исторических традиций:

  • Городское планирование.
  • Экономическое планирование.
  • Здравоохранение.
  • Образование.
  • Корпоративное планирование.

     Развиваясь, эти виды исторического применения планирования объединились в современную единую профессиональную деятельность.

     Планирование  возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования или  перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано  для модернизации и трансформации  больших городов и проектирования новых систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя  традиция планирования, уходящая корнями  в широкомасштабное экономическое  планирование. Заботы об освоении географического  пространства, создании физических конструкций  и промышленной продукции имеют  тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь, или  замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а не на процесс.

     Однако  сейчас вполне очевидно, что для  качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с  результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование, либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.

         Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании. Оно представляет собой функцию управления2. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

     Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения  в случае их негативного влияния.

     Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно  все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия  для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также  определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного  использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые  содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании  спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и  контролем для постоянной корректировки  показателей производства и сбыта  в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как  текущий, так и перспективный  временной период.

     Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий  по достижению этих целей, а также  политику предприятия на долгосрочную перспективу3.   Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.

         Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

     Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние  на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки. Современную организацию невозможно представить без текущего и перспективного внутриорганизационного планирования важнейших параметров ее деятельности и развития. Планирование тесно увязывает все этапы и формы деятельности организации, в особенности в производственной сфере. Развитие планирования на современном этапе развития науки управления связано с усилением тенденции к централизации управления организацией и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

         Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей4.

     Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития с учетом источников его обеспечения и спроса.

Сущность  планирования состоит в следующем:

· в  конкретизации целей развития всей организации и каждого   

   подразделения в отдельности на установленный период

· в  определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и   

   последовательности реализации

· в  выявлении материальных, трудовых и  финансовых ресурсов,

  необходимых для решения поставленных задач

         План можно сравнить с неким мостом, соединяющим мир желаний, которые выражены в целях, с реальным миром. План подсказывает менеджеру, что надо сделать сегодня, чтобы завтра было таким, каким  хотят его видеть. За счет обсуждения планов менеджер и его подчиненные приходят к взаимопониманию относительно способов достижения долгосрочных целей и сиюминутных задач. Кроме того, планы5 – мощный инструмент распределения ресурсов и координации усилий. За счет наличия планов повышается уверенность сотрудников в достижимости целей и создается реальная возможность контроля прогресса в движении к ним, а значит появляется предмет для управления. Несмотря на то, что планирование - общепризнанный инструмент повышения эффективности менеджмента, многие руководители не уделяют ему должного внимания. Обычно они объясняют это тем, что реальный мир непредсказуем и требует быстрых решений, а план стесняет их свободу действий и лишает возможности гибкого реагирования на изменения. Другая причина неприязни к планам зачастую кроется, в том, что менеджеры не могут правильно выбрать степень детализации и составляют их либо перегруженными ненужными подробностями, либо, наоборот, слишком общими. И в том и в другом случае планирование не приводит к нужным результатом, что видимо и вызывает недовольство менеджеров.

     Кроме того бывает, что менеджеры не хотят  брать ответственность за мероприятия, которые планируют. Ведь одно дело запланировать, а совсем другое – реализовать запланированное и получить по итогам «обратную связь» от руководства. Зачастую нежелание планировать вызвано самоуверенностью: «Все, что будет уже было. Плавали – знаем! Что планировать, когда все и так ясно!» За этой «самоуверенностью» на самом деле обычно стоит страх перед любыми изменениями в своей работе. А грамотно разработанные планы как раз связаны с изменениями, их реализация их и порождает.

     Суммируя  вышесказанное можно сделать  вывод, что нежелание менеджеров «с душой» относиться к планированию является основной причиной, по которой  проваливаются планы! Успех планирования всецело зависит от желания менеджера им заниматься. Есть желание - план хорош. Нет желания - лучше не планировать, все равно не получится! Планирование должно приводить к переменам в деятельности организации. Если люди в организации не готовы к этому движению, то и не нужно тратить время на планирование – все - равно ничего полезного не получится. План, не приводящий к переменам, не нужен! Планирование ради планирования очень вредно, поскольку рождает в массах «управленческий цинизм». Одни требуют планов, другие их выдают исправно наверх, но ничего не меняется и постепенно это начинает напоминать некую «ритуальную пляску дождя».

Информация о работе Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)