Тайм-менеджмент В системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

В экономике XXI века в связи с возрастанием темпов изменений и степени неопределенности экономической среды увеличивается потребность в повышении адаптивности организации, скорости ее реакции на изменения. Эта адаптивность становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности организации как экономической системы. Одним из инструментов повышения адаптивности является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления организацией.

Работа содержит 1 файл

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

 

На правах рукописи

 
  

 

Архангельский Глеб Алексеевич  
   
   
     
 

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(теория управления  экономическими системами)

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени  
кандидата экономических наук

 

 

 

Москва  – 2005

 
Диссертация выполнена на кафедре Теории и практики конкуренции Московской Финансово-Промышленной Академии

 

Научный руководитель:

доктор экономических  наук, профессор

Лукашенко Марианна Анатольевна

 

Официальные оппоненты:

 

доктор экономических  наук, профессор

Бандурин  Александр Владимирович

 

кандидат экономических  наук, доцент

Корсакова Алла Александровна

 

Ведущая организация:

 

МИПК Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова


Защита диссертации  состоится 24 ноября 2005 года в 14-00 часов  на заседании диссертационного совета К 521.042.01 в Московской Финансово-Промышленной Академии по адресу: 129090, г. Москва, ул. Мещанская, д. 9/14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии.

Автореферат разослан 24 октября 2005 года.

Ученый секретарь 

диссертационного  совета

кандидат экономических  наук

 

Улитина Е.В.




Общая характеристика работы

Актуальность исследования

В экономике XXI века в связи с  возрастанием темпов изменений и степени неопределенности экономической среды увеличивается потребность в повышении адаптивности организации, скорости ее реакции на изменения. Эта адаптивность становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности организации как экономической системы. Одним из инструментов повышения адаптивности является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления организацией.

Термин «тайм-менеджмент» отражает наиболее распространенное определение сферы управленческой деятельности, оформившейся в самостоятельное направление менеджмента организации к 70-м г.г. XX века. Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объема задач. Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», в отличие от общего менеджмента (корпоративной организации труда).

В последние годы все большее  количество организаций осознают потребность  в централизованном корпоративном  внедрении технологий тайм-менеджмента. Эта потребность обусловлена следующими факторами:

  1. Растущие темпы изменений среды требуют передачи сотрудникам организации больших полномочий, принятия ими самостоятельных решений и самостоятельной организации и планирования своей работы. Особенно это актуально для мультипроектной деятельности, а также при большом количестве внешних запросов (от клиентов, поставщиков, субподрядчиков и т.п.), обращенных непосредственно к сотруднику и требующих от него самостоятельной расстановки приоритетов (без обращения к непосредственному руководителю) в условиях ограниченных ресурсов времени.
  2. Возрастает удельный вес нематериальных активов в стоимости организации; «ключевые компетенты» и эффективность их работы становятся основным фактором успешности все большего числа компаний. При этом крайне затруднен внешний контроль за деятельностью сотрудника, имеющей творческий характер, но повышается актуальность самостоятельной организации таким сотрудником своей работы.
  3. Для организаций становятся нормой, а не редким исключением, постоянные существенные изменения деятельности – разработка новых продуктов, выход на новые рынки, внедрение новых инструментов и систем управления. Для топ-менеджеров и специалистов организации, соответственно, становится нормой постоянное увеличение количества и объема решаемых задач, необходимость постоянно изыскивать резервы времени для осуществления проектов, позволяющих организации непрерывно развиваться.

Указанная потребность современных  организаций в централизованном корпоративном внедрении тайм-менеджмента  обусловила необходимость определить место технологий тайм-менеджмента в системе управления организацией, и соответственно, место тайм-менеджмента как научно-практической дисциплины в общем менеджменте.

Степень разработанности проблемы

Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Среди отечественных работ в этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение исследования и подходы Г.Х.Попова, среди западных – технологии Ст.Кови (США), Л.Зайверта (Германия), К.Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей тайм-менеджмент к 70-м г.г. XX в. оформился как самостоятельная дисциплина, предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и самоорганизации.

Как правило, применение либо неприменение технологий тайм-менеджмента оставлялось руководством организации на собственное усмотрение сотрудника. Поэтому в научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы самоменеджмента и персональной организации труда. Классики научного менеджмента (напр. Ф.У.Тейлор) впервые поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд. Директор Центрального Института Труда А.К.Гастев механистическому подходу в таком внедрении «сверху» противопоставил идею «организационно-трудовой бациллы», побуждающей сотрудника организации самостоятельно совершенствовать рабочие процессы. Председатель Лиги «Время» П.М.Керженцев с общей организации труда перенес акцент на время, стал рассматривать его как один из важнейших ресурсов организации и сотрудника. Основатель Теории решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллер впервые указал на выработку с помощью хронометража «чувства времени», перерастающего в «чувство эффективности», изменяющее культуру человека и организации. Наконец, П.Друкер, обратив внимание на сложность управления творческим и управленческим трудом «сверху», без задействования самостоятельной инициативы сотрудника, обозначил задачу повышения эффективности управленческого и творческого труда как ключевую для менеджмента в XXI веке.

Таким образом, можно выделить две основных ветви исследований: собственно тайм-менеджмент, и направления общего менеджмента, так или иначе затрагивающие вопросы персональной организации труда. Эти ветви в ходе развития сближаются, что делает закономерным постановку вопроса о разработке методов встраивания тайм-менеджмента в корпоративный менеджмент, являющегося центральным для исследования. При этом, анализируя современное состояние тайм-менеджмента, можно отметить следующее:

  1. Наиболее распространенные технологии классического тайм-менеджмента основаны на жестком планировании, что делает их неадекватными динамично изменяющейся бизнес-среде, и требует разработки альтернативных технологий, позволяющих гибко реагировать на непредсказуемые изменения обстоятельств.
  2. В современном менеджменте и тайм-менеджменте практически не рассматриваются вопросы корпоративного внедрения технологий тайм-менеджмента, их использования в качестве инструмента управления организацией.
  3. В современном менеджменте тайм-менеджмент рассматривается исключительно как технология, позволяющая более рационально использовать рабочее время. Между тем, сделанные в рамках отечественной школы тайм-менеджмента наблюдения позволяют ставить вопрос о применении тайм-менеджмента для развития организации, формирования корпоративной культуры, нацеленной на непрерывное повышение эффективности деятельности.

Объект, предмет и задачи исследования

Объектом исследования является система управления организацией, действующей в условиях динамично изменяющейся бизнес-среды.

Предмет исследования – методы и технологии тайм-менеджмента как элемент системы управления организацией.

Цель исследования – разработка методов, позволяющих сделать тайм-менеджмент элементом системы управления организацией. Для достижения этой цели в исследовании ставятся следующие задачи:

  1. Исследование различных школ тайм-менеджмента, сравнительный анализ имеющихся подходов, установление места тайм-менеджмента в системе методов управления организацией;
  2. Разработка методов тайм-менеджмента, адекватных современной динамично изменяющейся бизнес-среде;
  3. Разработка методик внедрения тайм-менеджмента как элемента системы управления организацией.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Разработка подходов к гибкому  планированию в условиях высокой неопределенности и динамично изменяющейся среды базируется на работах специалистов в области стратегического менеджмента (И.Ансофф, Р.Акофф, Г.Минцберг, и др.), а также философов, выделивших полученные в классической стратегии принципы работы с непредсказуемостью среды (фон Клаузевиц, Ф.Жюльен, В.Малявин). Задействуются также понятийный аппарат и идеи синергетики (И.Пригожин и др.) Используются работы классиков общей теории систем, разработавших основные принципы системного анализа деятельности (А.Богданов, Т.Котарбинский, С.П.Никаноров, О.С.Анисимов, и др.).

Разработка методов тайм-менеджмента продолжает идеи специалистов по научному менеджменту и научной организации труда (Ф.Тейлор, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Р.Уотермен, Т.Питерс, П.Друкер, и др.) и специалистов по тайм-менеджменту (Г.Х.Попов, Л.Зайверт, С.Кови, и др.) При выявлении и разрешении противоречий, характерных для классического тайм-менеджмента, использованы методы Теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер, В.Г.Сибиряков, и др.) В разработке методов корпоративного внедрения тайм-менеджмента использован опыт и теоретические разработки социологов, специалистов по организационному развитию (А.И.Пригожин, В.С.Дудченко).

Для получения выводов и результатов  использовались следующие методы: историко-генетический, историко-сравнительный, экспериментальный, абстрагирование, формализация, моделирование.

Эмпирическая основа исследования

Эмпирическую основу исследования составили:

  1. Фактические данные, наблюдения и выводы, полученные автором в ходе пятилетней практики осуществления консультационных проектов по внедрению тайм-менеджмента в российских компаниях.
  2. Результаты обмена опытом менеджеров и специалистов в ходе работы созданного автором интернет-проекта «Организация времени» www.improvement.ru (крупнейшего в интернете по данной тематике). Проект основан автором исследования в 2000 г, посещаемость по состоянию на 2005 г. около 15-20 тыс. чел. в месяц. Автор в рамках проекта выступил инициатором и редактором более 80 публикаций участников Тайм-менеджерского сообщества.

Научная новизна работы:

  1. Методы тайм-менеджмента рассмотрены не изолированно, что характерно для классического подхода, но в контексте управления организацией. Таким образом, обосновано место тайм-менеджмента в общем менеджменте. Впервые разработаны технологии «встраивания» методов тайм-менеджмента в систему управления организацией, предполагающие разработку и внедрение корпоративных стандартов тайм-менеджмента в рамках общей системы корпоративных стандартов.
  2. Доказано, что тайм-менеджмент может применяться не только как инструмент повышения эффективности использования времени (что характерно для классического похода), но и как инструмент развития организации. Таким образом, разрешено противоречие между принудительностью системы управления организацией и свободным применением техник тайм-менеджмента, в расчете на которое они создавались. Также обосновано применение тайм-менеджмента в качестве инструмента, изменяющего корпоративную культуру компании, создающего подготовленную среду, «почву» для любых организационных преобразований (реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения систем менеджмента качества, корпоративных информационных систем и т.п.).
  3. Обосновано применение авторского непрожективного подхода к организации деятельности (состоящего в схеме действия «постановка «надцели» – анализ тенденций – их использование», в отличие от классического прожективного подхода «постановка цели – создание проекта достижения – реализация проекта»), как инструмента организации деятельности в условиях высокой неопределенности, создающего основу для для разработки и внедрения гибких методов планирования, более адекватных динамично изменяющейся бизнес-среде, чем известные в классическом тайм-менеджменте

Результаты, полученные лично соискателем  и выносимые на защиту

    1. Выявлены границы и области оптимальной применимости «корпоративного тайм-менеджмента» как технологии на границе общего менеджмента и тайм-менеджмента, его роль и место в системе управления организацией.
    2. Разработаны технологии гибкого планирования в условиях неопределенности, дополняющие технологии жесткого планирования, являющиеся основой классических методов тайм-менеджмента. В основе технологий гибкого планирования – авторский метод контекстного планирования, позволяющий кроме линейного времени («хроноса»), задействованного в классическом жестком планировании, эффективно управлять задачами, привязанными к нелинейному времени («кайросу»), непредвиденным благоприятным для исполнения задач обстоятельствам.
    3. Разработаны принципы построения и логика внедрения корпоративных стандартов организации времени, как нового способа корпоративного внедрения тайм-менеджмента (в отличие от традиционного корпоративного обучения тайм-менеджменту), включающие схему сочетания «добровольных» и «принудительных» этапов внедрения, уровни формирования стандартов («глоссарий – командные договоренности / корпоративные стандарты – «инструменты»), а также типовые компоненты корпоративных стандартов тайм-менеджмента.
    4. Разработана методики ТМ-диагностики и ТМ-аттестации, позволяющие оценить текущее состояние тайм-менеджмента в компании и измерить эффективность обучающих и внедренческих мероприятий. Методика ТМ-диагностики состоит в анкетировании топ-менеджмента компании, статистической обработке результатов, построении ТМ-профиля, анализе профиля с целью выявления приоритетных направлений внедрения технологий тайм-менеджмента. Методика ТМ-аттестации позволяет провести аналогичные действия в отношении конкретного сотрудника, а не команды менеджеров в целом.
    5. Предложена и обоснована последовательность внедрения стандартов тайм-менеджмента на базе наиболее распространенных корпоративных информационных систем для персонального и командного планирования задач: MS Outlook и Lotus Notes. На основе практики проектов внедрения выделено несколько основных блоков-направлений, по каждому из которых сформулированы основные задачи, решаемые при построении и внедрении корпоративных стандартов.

Информация о работе Тайм-менеджмент В системе управления организацией