Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Планирование — это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.57 Кб (Скачать)

     Подготовить менеджера к реальному планированию должно понимание того, что этот мощный управленческий инструмент позволяет, прежде всего, поразмышлять над тем за счет каких конкретных повседневных действий можно достичь поставленных целей.

     1.2 Классификация планирования

Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям6:

1. По  степени охвата сфер деятельности:

  • общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности

предприятия

  • частное планирование, т. е. планирование определенных сфер

деятельности

2.  По  содержанию (видам) планирования:

  • технико-экономическое - поиск новых возможностей, создание

определенных  предпосылок

  • оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль

текущего  хода производства

3.  По  объектам функционирования:

  • планирование производства
  • планирование сбыта
  • планирование финансов
  • планирование кадров

4.  По  периодам (охвату отрезка времени):

  •   текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок

времени от месяца до 1 года работы предприятия

  • перспективное технико-экономическое планирование, охватывающее

отрезок времени свыше года (с разбивкой  на среднесрочное — на срок до

5 лет  и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет)

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько 

критериев:

  •   полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех

подразделений предприятий

  •   непрерывность планирования
  • гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки

планов

  • возможность контроля за выполнением плана

 Принципы планирования:

  • участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет

           повысить эффективность выполнения работы, так как учитываются их

           интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников

           работой

  • непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы;
  • гибкость: возможность корректировки планов в соответствии

с изменяющимися условиями

  • обеспечение работы необходимыми материальными и организационными

    ресурсами 
         Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления  процесса планирования необходимо определить:

1) объект  планирования

2) субъект  планирования

3) период  планирования

4) средства  планирования

5) методику  планирования

6) согласование  планов

     Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл7:

анализ  – планирование – организация  – учет – контроль – регулирование  – анализ. В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее. В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие  цели:

1) рыночные (определение рынка сбыта продукции)

2) производственные (использование какого уровня  техники и технологий позволят  достичь необходимого качества  продукции и запланированных объемов производства)

3) финансово-экономические  (определение источников финансирования  и прогнозирование результата деятельности)

4) социальные (степень удовлетворения конечным  продуктом производства определенных  социальных слоев и общества  в целом).

                                    1.3 Методы планирования

         Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы8.

     В современной практике различают  следующие методы планирования: балансовый, нормативный и технико-экономический.

     Кроме того, выделяют: программно-целевой, многовариантных  расчетов и экономико-математический.

     Для осуществления планирования на уровне экономики в целом применяют балансовый метод - согласование поступлений и расходов за определенный период. Баланс - это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия. На уровне отдельных предприятий он также используется посредством составления определенных видов балансов:

1) материальные (баланс топлива, оборудования, электроэнергии, строительных материалов)

2) трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени)

3)финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, баланс кассовых операций и др.)

4) комплексные  (баланс производственной мощности)

     Нормативный метод представляет собой способ, при применении которого на предприятии  в процессе планирования используется целая система нормативов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.

     Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

  • федеральные
  • региональные
  • местные
  • отраслевые
  • групповые
  • внутренние (нормы и нормативы предприятий)

     При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными  или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные  для малых предприятий, особые возможности  начисления амортизации: в акционерных  обществах - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным  акциям.

     Внутренние  нормы и нормативы разрабатываются  самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под  обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев. Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими. Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1 - 2 года.

     Применение  описанных выше методов дает возможность  определить планируемые значения отдельных  финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

     Для осуществления планирования реализации готовой продукции, производственных издержек, программы производства и  других плановых разделов используется технико-экономический метод планирования.

Факторы, которые необходимо учитывать при  данном методе планирования9:

1)технические – внедрение новейшей техники и технологий, материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия

2)усовершенствование организации производства и труда

3)сдвиг объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

4)рыночные (инфляция)

5)особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона

     Математический  метод опирается на использование  математических моделей. Его суть заключается  в составлении уравнений с  переменными. 
Графический метод - это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т. п.).

     Планирование  подразделяется также на технико-экономическое  и оперативное. Технико - экономическое призвано направлять и осуществлять организацию производственно-хозяйственных направлений для определения развития в целом и результатов производства. Кроме того, технико-экономическое планирование представляет собой платформу для оперативного планирования, которое призвано увязывать в календарном плане процессы производства, учитывая изготовление продукции по этапам, срок обработки, сборки. Необходимо отметить, что технико-экономическое и оперативное планирование тесно взаимосвязаны между собой, что и определяет принцип единства, непрерывности и комплексности процесса планирования в целом.

 В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

  • перспективное
  • среднесрочное
  • текущее (бюджетное, оперативное)

Виды  планов:

В зависимости  от содержания хозяйственной деятельности:

  • планы производства, планы сбыта
  • материально-технического снабжения
  • финансовый план
  • план рекламной работы

В зависимости  от структуры фирмы:

  • план работы предприятия
  • секции
  • филиала
  • отдела

     Планирование  предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

     В зависимости от направленности и  характера рассматриваемых задач  различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента, его значение в процессе управления организацией (на примере ООО «SPS – Урал»)