Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к  исследованию, который определяет взаимосвязи  как в исследуемом объекте, так  и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

  • механистический  – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

  • метафизический – изучаются связи движения, которые  осуществляются в виде превращения  одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

  • биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;

  • диалектический – объекты изучаются с точки  зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания  отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

  Диалектический  подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов  развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

  • единства и борьбы противоположностей: объекты  в процессе своего развития, осуществляемого  с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят  из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

  • перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

  • отрицания  отрицания: развитие – непрерывный  направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

  Применяя  диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

  • преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят  черты уже существующих явлений;

  • противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

  • научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

  Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

  • объективности  и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

  • взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи  и различные многовариантности;

  • относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

  • исторической определенности: главным в объекте  при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые  произошли с ним с течением времени.

Лекция 9. Приемы научного исследования

  Наиболее  распространенными приемами исследования признаются анализ и синтез.

  Анализ  – разложение исследуемого объекта  на более простые составные части  с целью последующего их самостоятельного изучения. Противоположным приемом, применяемым при исследовании объектов, считается синтез – объединение ранее выделенных частей при анализе в единое целое.

  К общенаучным  приемам исследования относятся:

  • абстрагирование  – процесс, при котором вычленяются  отдельные, интересующие нас свойства или признаки объекта исследования, его взаимосвязи и отношения и одновременно осуществляется их отвлечение от других несущественных в данный момент для нас свойств. Это позволяет более глубоко изучить исследуемый объект;

  • идеализация  – разновидность абстрагирования, отвлечение от всех реальных свойств предмета и одновременное введение в содержание образуемых понятий признаков, которые не реализуются в действительности. Данный прием исследования образует идеальный объект, такие понятия, как «точка», «прямая» в геометрии, «материальная точка» в механике.

  Индукция  – прием исследования, при котором  предположение движется от частного к общему, от утверждения меньшей  ступени общности к утверждению  большей ступени общности.

  Индуктивные умозаключения применяются в случаях, когда приходится обобщать некоторую совокупность фактов. Они направляют мысль на установление общих закономерностей.

  Дедукция  – выделение частных суждений из общих положений.

  Дедуктивные умозаключения применяются главным  образом для построения частных версий, для объяснения единичных фактов и отдельных признаков. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать.

  Аналогия  – прием, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях. Прием аналогий уподобляет новое единичное явление другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяет на первое ранее полученную информацию. Умозаключение по аналогии формируется в результате проведения операции сравнения двух объектов и установления сходства и различия между ними.

Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании

  Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – высказывание, которое представляет собой некоторый предположительный ответ на поставленный вопрос для выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Гипотеза позволяет нам увидеть, что произойдет с объектом исследования в результате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза» имеет два значения:

  • форма  существования знания, которая характеризуется  проблематичностью, недостоверностью;

  • метод  формирования и обоснования предложений, на основе которого устанавливаются  законы, принципы, теории.

  Выделяют  следующие характерные черты  гипотезы:

  • необходимый компонент любого познавательного процесса, который является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами;

  • вероятное  знание, которое требует проверки при помощи опровержения или подтверждения;

  • познавательное средство, при помощи которого осуществляется переход от прежнего, неточного знания к новому, точному знанию.

 

  Гипотеза  в своем составе имеет основание  и предположение, которое возникает  из логической обработки исходных данных и перехода к предположению. Предположение  превращается в достоверное знание или опровергается при помощи проверки гипотезы.

  Гипотезы  могут быть классифицированы на следующие  виды:

  • с точки  зрения познавательных функций:

  • описательная – предположение, выдвигаемое о  предмете исследования и о его  свойствах для выявления структуры объекта, механизма его деятельности, процедурных особенностей, установления функциональных характеристик исследуемого предмета. Одним из видов описательной гипотезы является экзистенциальная гипотеза – гипотеза в основе, которой высказывается предположение о существовании какого– либо объекта. Например, гипотеза о существовании Атлантиды;

  • объяснительная – предположение, выдвигаемое о  причинах, послуживших основой для  возникновения объекта исследования.

  Например, гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле, гипотезы о появлении человека на Земле и др.

  • с точки  зрения объекта исследования:

  • общая  – это научно обоснованное предположение  о закономерностях исследуемых  объектов, выдвигаемые для объяснения всего класса описываемых явлений, установления закономерного характера их взаимосвязей независимо от времени и места. Например, гипотеза М.В. Ломоносова об атомическом строении вещества. После доказательства общая гипотеза становится научной теорией;

  • частная  – это научно обоснованное предположение о происхождении, свойствах и закономерностях части объектов, выделяемых из всего класса рассматриваемых объектов. Например, гипотеза о происхождении вирусов;

  • единичная  – научно обоснованное предположение  о единичном объекте, его происхождении, свойствах и закономерностях.

  Например, гипотеза о ходе лечения конкретного  больного;

  • рабочая  – первоначальное и временное  предположение, которое является основой  для формирования устойчивой гипотезы. Она является условным допущением, на основании которого группируются результаты наблюдений и даются их первоначальные объяснения;

  • выдвижение (зарождение) гипотезы – выдвижение интуитивного предположения;

  • развитие (выделение следствий) – объяснение фактов, относящихся к данной гипотезе, на основе выдвинутого предположения;

  • проверка (доказательство, обоснование, опровержение). Выдвинутые предположения могут  быть доказаны: путем обнаружения  этих явлений и процессов; с помощью  выделения данного предположения  из более общих положений; путем  доказательства одного предположения и опровержения всех остальных.

  Гипотезы  опровергаются: с помощью установления отсутствия данных явлений и предметов; путем доказательства обратного, т. е. доказательства положения, отрицающего  гипотезу; путем приведения их к абсурду;

  • ни одна система управления не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разрешить  и ликвидировать, повышая тем  самым эффективность функционирования системы;

  • менеджеры  системы управления не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины;

  • большинство  менеджеров системы управления имеют  побуждение разрешать проблемы, а  также устранять недостатки в  управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов;

  • консультант  может провести достаточно объективный  анализ системы управления в краткосрочный  период только с участием персонала  исследуемой системы;

  • исследователь-консультант  должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менеджерам системы управления, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление;

  • большинство  систем управления могут быть более  эффективными, если управленческий персонал научится проводить самостоятельно оценку системы, рационально использовать сильные стороны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.

Лекция 11. Внешняя среда  организации

  Внешняя среда – условия и факторы, которые существуют в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы. Они могут как оказывать влияние на функционирование организации, так и испытывать на себе влияние организации.

  Все ресурсы, необходимые для функционирования, организация получает из внешней  среды, с которой находится в состоянии постоянного обмена.

  В менеджменте  выделяют следующие показатели внешней  среды:

  • подвижность  – скорость происходящих изменений  в окружающей среде. На изменения  влияют разнообразные факторы: дестабилизация политики государства, непредсказуемые повороты в экономике, неожиданные изменения в потребительском спросе, предложениях конкурентов или художественных запросах клиентов, частые новации рекламного агентства, стремительные изменения электронных технологий и даже резкая, непредвиденная синоптиками смена погоды. Наиболее динамичная окружающая среда присуща фармацевтической, химической, электронной, авиационно-космической отраслям, производству компьютеров, биотехнологиям, телекоммуникациям.

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"