Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
• прямой аналогии – перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки;
• символической аналогии – основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных образов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы, а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой собеседник;
• фантастической аналогии – использует свободу при использовании символов. При помощи использования фантастической аналогии исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.
Лекция 19. Метод «Дельфи»
Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции.
Данный метод был разработан О, Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.
Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки.
Метод «Дельфи»разделен на следующие этапы:
• формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:.
• предоставляет информацию экспертам для оценки;
• собирает, обобщает оценки экспертов и др.;
• организация экспертной группы, когда определяется:
• количество;
• состав экспертов;
• составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:
• из основных, вспомогательных вопросов;
• условий проведения экспертизы;
• непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы.
Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе.
Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2 – 3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;
• обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.
Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:
• уменьшение влияния конформизма;
• исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;
• устранение конфликтных ситуаций;
• анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;
• обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка;
• на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего;
• наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров;
• возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.
Лекция 20. Метод «сценариев»
Метод «сценариев» – один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.
Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования.
Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования,
Составление сценария разделено на следующие этапы:
• формулировка вопроса:
• собирается
и изучается вся базовая
• выявляются все внутренние проблемы;
• формулируется точный вопрос исследования;
• определение сфер влияния – изучается влияние окружения на объект исследования;
• установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;
• введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;
• определение последствий ~ определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;
• принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.
Для разработки
сценариев привлекаются ведущие
специалисты исследуемой
• выявляют общие закономерности системы;
• анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;
• определяют источники этих факторов;
• анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно– технической информации;
• создают
вспомогательные информационные фонды
(лучше автоматизированные), способствующие
решению соответствующей
Лекция 21. Метод SWOT-анализа
Метод SWOT-анализа – метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения:
• внутренней среды;
• внешней среды организации.
Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей между ними с последующим сведением их в единое целое. Такое детальное изучение влияния на организацию различных факторов необходимо для приспособления организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
• использует
ли компания внутренние сильные стороны
или отличительные преимущества
в своей стратегии»! Если компания
не имеет отличительных
• являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и (или) они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
• какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? SWOT – это аббревиатура, составленная из 4 английских слов:
• strengths – сильные стороны;
• weaknesses – слабые стороны;
• opportunities – возможности;
• threats – угрозы.
Лекция 22. Метод «дерева целей»
Метод 'дерева целей» – метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
• определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
• простые;
• сложные, которые декомпозируются на подцели;
• степени важности:
• стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем;
• тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;
• времени, необходимому для их реализации:
• долгосрочные (свыше 5 лет);
• среднесрочные (от года до 5 лет);
• краткосрочные (до одного года);
• содержанию:
• технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями;
• экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;
• маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;
• с точки зрения приоритетности:
• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;
• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;
• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;
• направленности:
• на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги;
• осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве;
• достижение
определенного состояния
• форме выражения:
• выраженные в количественных показателях;
• описанные
качественными
• с точки зрения особенностей взаимодействия:
• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;
• конкурирующие;
• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;
• антагонистические – цели, которые исключают друг друга;
• идентичные, т. е. совпадающие;
• уровню возникновения:
• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации.