Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  Этот факт объясняется быстрыми изменениями технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерский, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов;

  • сложность  – определяется количеством факторов, которые воздействуют на организацию. Организация, испытывающая на себе большое  количество разнообразных внешних  факторов: государственные постановления, профсоюзы, многочисленные конкуренты и поставщики, – находится в более сложном окружении, чем организация, на которую влияют лишь несколько поставщиков и конкурентов. Сложность характеризуется показателем разнообразия факторов, которые зависят от многообразия технологий, используемых организацией, и от темпов развития организации;

  • разнообразие рынка – организации функционируют  в условиях разных рынков: интегрированных (единых) и диверсифицированных, рынков железного рудника, поставляющего  однородный продукт единственной металлургической компании, и рынков торговой комиссии, которая продвигает произведенные компаниями своей страны промышленные товары по всему миру. Разнообразие рынка может быть обусловлено широким диапазоном клиентуры, продуктов и услуг, географических регионов распространения продукции;

  • враждебность – неблагоприятное отношение  окружающей среды к организации. Враждебность зависит от конкуренции, от взаимоотношений организации  с профсоюзами, правительством и  другими внешними группами, от доступности  ресурсов;

  • неопределенность – определяется количеством информации, имеющейся в распоряжении организации, и степенью уверенности в этой информации. Организация может располагать большим количеством информации, но это не означает, что эта информация является точной и надежной. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

  Внешняя среда организации состоит из двух компонентов:

  • среды  прямого воздействия, которая включает:

  • поставщиков;

  • государственные  органы;

  • профсоюзы;

  • конкурентов;

  • потребителей;

  • среды  косвенного воздействия, которая складывается:

  • из международного окружения;

  • научно-технического прогресса;

  • политических факторов;

  • социокультурных  факторов;

  • состояния  экономики.

  Среда прямого  воздействия ~ непосредственно деловое окружение, включающее в себя субъектов среды, непосредственно влияющих на деятельность конкретной организации.

  Поставщики  – источники ввода ресурсов: материал, оборудование, энергия, капитал и  рабочая сила. Всех поставщиков можно  разделить на 3 категории:

  • поставщики материалов: в основном все организации  зависят от непрерывного притока  материалов, т. е. здесь проявляется  зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Эта зависимость  увеличивается с каждым годом, так  как все больше фирм ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партеров для последующей их самостоятельной сборки;

  • поставщики капитала: поставщики, которые обеспечивают организацию материальными ресурсами: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации;

  • поставщики трудовых ресурсов: для достижения поставленных целей организация  должна быть обеспечена рабочей силой. Без квалифицированных специалистов, способных использовать сложную технологию, капитал и материалы, организация не будет эффективно функционировать.

  Государство оказывает влияние на организацию:

  • через  налоговую систему.

  • государственную  собственность и бюджет:

  • законодательные  акты.

  Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, которые представляют собой комиссии по торговле, лицензированию, квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды. На организации оказывают влияние местные органы власти: выдвигают требования приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами.

  Потребители – физические и юридические лица, которые покупают продукт, производимый (реализуемый) организацией.

  Чтобы определить, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Профиль  покупателей складывается из следующих  характеристик:

  • географическое местоположение;

  • демографические  характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т. п.);

  • социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и  т. п.);

  • отношение  покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.).

  При анализе  потребителя необходимо изучить  его торговую силу, которая складывается из следующих факторов:

  • соотношения  степени зависимости покупателя от продавца и степени зависимости продавца от покупателя;

  • объема закупок, осуществляемых покупателями;

  • уровня информированности покупателя;

  • наличия  замещенных продуктов;

  • стоимости  для покупателя перехода к другому  продавцу;

  • чувствительности покупателя к цене, зависящей:

  • от общей  стоимости осуществляемых им закупок;

  • его  финансового состояния;

  • ориентации на определенную марку;

  • требований к качеству.

  Конкуренты (например, предлагающие рынку аналогичный  товар или товар лучшего качество) влияют на других производителей и продавцов. Этот элемент среды прямого воздействия ведет к новаторству и эффективности. Каждому предприятию следует удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, для того чтобы держаться на рынке.

  При построении стратегии конкурентной борьбы необходимо выявить слабые и сильные стороны конкурентов.

  Среда косвенного воздействия – факторы, которые  могут оказать воздействие на организацию не сразу, а с течением времени.

  Эта среда  намного сложнее, так как информация по ней чаще всего отсутствует, и руководству фирмы приходится опираться на свои предположения.

  Научно-технический  прогресс отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию:

  • на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать;

  • скорость устаревания продукта;

  • способы  собирания, хранения и распределения  информации;

  • услуги и новые продукты, которые ожидают  потребители от организации.

  Организациям  для сохранения своей конкурентоспособности  необходимо быстро реагировать на новые разработки и самим предлагать нововведения.

  Политические  факторы – намерения органов  государственной власти в отношении  развития общества и средства, с  помощью которых государство  намерено проводить в жизнь свою политику:

  • налогообложения доходов корпораций;

  • установления налоговых льгот или льготных торговых пошлин;

  • законодательства по защите потребителей, контролю цен  и заработной платы;

  • какая  идеология определяет политику правительства;

  • насколько  стабильно, правительство;

  • насколько оно в состоянии проводить свою политику;

  • какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные  политические структуры.

 

  Социокультурные факторы:

  • установки, жизненные ценности и традиции общества;

  • демографическая  обстановка;

  • отношения  организации с местным населением;

  • отношение  людей к работе и качеству жизни;

  • рост населения;

  • уровень  образования;

  • мобильность  людей и т. п.

 

  Данная  группа факторов оказывает влияние.

  • на формирование спроса населения;

  • трудовые отношения;

  • уровень  заработной платы;

  • условия  труда;

  • имидж  фирмы;

  • продукцию  и услуги предприятия.

 

  Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти  изменения приводят к существенным изменениям в окружении организации  и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений.

  Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определенные товары и услуги. Изучение состояния экономики  основывается на анализе

  • величины валового национального продукта;

  • темпов инфляции;

  • уровня безработицы;

  • процентной ставки;

  • производительности труда;

  • норм налогообложения;

  • платежного баланса;

  • норм накопления;

  • общего уровня экономического развития;

  • добываемых природных ресурсов;

  • климата;

  • типа и  уровня развитости конкурентных отношений;

  • структуры  населения;

  • уровня образованности рабочей силы;

  • величины заработной платы и т. д.

  На одни организации конкретные изменения  в состоянии экономики могут  оказать положительное воздействие, на другие – отрицательное. Например, покупатели магазинов, расположенных в богатых пригородах, вероятнее всего, не почувствуют на себе экономического спада, в отличие от покупателей обычных магазинов розничной торговли.

  Международное окружение характеризуется высокой сложностью, так как экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. Выделяют следующие формы международного взаимодействия:

  • экспорт  продукции: предприятия создают  независимые торговые компании, посреднические службы или экспортные отделы для  координации экспорта, которые будут  облегчать заключение сделок с иностранными покупателями;

  • лицензирование, продажа лицензий иностранной компании, т. е. предоставление иностранной компании права на использование патентов или технологии взамен на возмещение затрат в форме лицензионных платежей или платы за услуги, на производство своей продукции;

  • создание совместных предприятий: две или большее число частных компаний или государственных вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибьшь в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии. Совместные предприятия создаются тогда, когда технология совсем устарела;

  • прямые капиталовложения, руководство решает выпускать продукцию своей фирмы  за границей и сохраняет полный контроль над производством, маркетингом, финансами  и другими ключевыми функциями;

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"