Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
Этот факт объясняется быстрыми изменениями технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерский, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов;
• сложность – определяется количеством факторов, которые воздействуют на организацию. Организация, испытывающая на себе большое количество разнообразных внешних факторов: государственные постановления, профсоюзы, многочисленные конкуренты и поставщики, – находится в более сложном окружении, чем организация, на которую влияют лишь несколько поставщиков и конкурентов. Сложность характеризуется показателем разнообразия факторов, которые зависят от многообразия технологий, используемых организацией, и от темпов развития организации;
• разнообразие
рынка – организации
• враждебность – неблагоприятное отношение окружающей среды к организации. Враждебность зависит от конкуренции, от взаимоотношений организации с профсоюзами, правительством и другими внешними группами, от доступности ресурсов;
• неопределенность – определяется количеством информации, имеющейся в распоряжении организации, и степенью уверенности в этой информации. Организация может располагать большим количеством информации, но это не означает, что эта информация является точной и надежной. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Внешняя среда организации состоит из двух компонентов:
• среды прямого воздействия, которая включает:
• поставщиков;
• государственные органы;
• профсоюзы;
• конкурентов;
• потребителей;
• среды косвенного воздействия, которая складывается:
• из международного окружения;
• научно-технического прогресса;
• политических факторов;
• социокультурных факторов;
• состояния экономики.
Среда прямого воздействия ~ непосредственно деловое окружение, включающее в себя субъектов среды, непосредственно влияющих на деятельность конкретной организации.
Поставщики – источники ввода ресурсов: материал, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Всех поставщиков можно разделить на 3 категории:
• поставщики материалов: в основном все организации зависят от непрерывного притока материалов, т. е. здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Эта зависимость увеличивается с каждым годом, так как все больше фирм ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партеров для последующей их самостоятельной сборки;
• поставщики
капитала: поставщики, которые обеспечивают
организацию материальными
• поставщики
трудовых ресурсов: для достижения
поставленных целей организация
должна быть обеспечена рабочей силой.
Без квалифицированных
Государство оказывает влияние на организацию:
• через налоговую систему.
• государственную собственность и бюджет:
• законодательные акты.
Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, которые представляют собой комиссии по торговле, лицензированию, квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды. На организации оказывают влияние местные органы власти: выдвигают требования приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами.
Потребители – физические и юридические лица, которые покупают продукт, производимый (реализуемый) организацией.
Чтобы определить, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Профиль покупателей складывается из следующих характеристик:
• географическое местоположение;
• демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т. п.);
• социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.);
• отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.).
При анализе потребителя необходимо изучить его торговую силу, которая складывается из следующих факторов:
• соотношения степени зависимости покупателя от продавца и степени зависимости продавца от покупателя;
• объема закупок, осуществляемых покупателями;
• уровня информированности покупателя;
• наличия замещенных продуктов;
• стоимости для покупателя перехода к другому продавцу;
• чувствительности покупателя к цене, зависящей:
• от общей стоимости осуществляемых им закупок;
• его финансового состояния;
• ориентации на определенную марку;
• требований к качеству.
Конкуренты
(например, предлагающие рынку аналогичный
товар или товар лучшего
При построении стратегии конкурентной борьбы необходимо выявить слабые и сильные стороны конкурентов.
Среда косвенного воздействия – факторы, которые могут оказать воздействие на организацию не сразу, а с течением времени.
Эта среда намного сложнее, так как информация по ней чаще всего отсутствует, и руководству фирмы приходится опираться на свои предположения.
Научно-технический прогресс отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию:
• на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать;
• скорость устаревания продукта;
• способы собирания, хранения и распределения информации;
• услуги и новые продукты, которые ожидают потребители от организации.
Организациям для сохранения своей конкурентоспособности необходимо быстро реагировать на новые разработки и самим предлагать нововведения.
Политические факторы – намерения органов государственной власти в отношении развития общества и средства, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику:
• налогообложения доходов корпораций;
• установления налоговых льгот или льготных торговых пошлин;
• законодательства по защите потребителей, контролю цен и заработной платы;
• какая идеология определяет политику правительства;
• насколько стабильно, правительство;
• насколько оно в состоянии проводить свою политику;
• какова
степень общественного
Социокультурные факторы:
• установки, жизненные ценности и традиции общества;
• демографическая обстановка;
• отношения
организации с местным
• отношение людей к работе и качеству жизни;
• рост населения;
• уровень образования;
• мобильность людей и т. п.
Данная группа факторов оказывает влияние.
• на формирование спроса населения;
• трудовые отношения;
• уровень заработной платы;
• условия труда;
• имидж фирмы;
• продукцию и услуги предприятия.
Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти изменения приводят к существенным изменениям в окружении организации и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений.
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Изучение состояния экономики основывается на анализе
• величины валового национального продукта;
• темпов инфляции;
• уровня безработицы;
• процентной ставки;
• производительности труда;
• норм налогообложения;
• платежного баланса;
• норм накопления;
• общего уровня экономического развития;
• добываемых природных ресурсов;
• климата;
• типа и уровня развитости конкурентных отношений;
• структуры населения;
• уровня образованности рабочей силы;
• величины заработной платы и т. д.
На одни
организации конкретные изменения
в состоянии экономики могут
оказать положительное
Международное окружение характеризуется высокой сложностью, так как экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. Выделяют следующие формы международного взаимодействия:
• экспорт продукции: предприятия создают независимые торговые компании, посреднические службы или экспортные отделы для координации экспорта, которые будут облегчать заключение сделок с иностранными покупателями;
• лицензирование, продажа лицензий иностранной компании, т. е. предоставление иностранной компании права на использование патентов или технологии взамен на возмещение затрат в форме лицензионных платежей или платы за услуги, на производство своей продукции;
• создание совместных предприятий: две или большее число частных компаний или государственных вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибьшь в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии. Совместные предприятия создаются тогда, когда технология совсем устарела;
• прямые
капиталовложения, руководство решает
выпускать продукцию своей