Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам.

  • выдвигаемые  экспертами оценки должны быть стабильными  во времени;

  • при  введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;

  • эксперт  должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;

  • у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;

  • мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:

  • систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным  отклонением от истинного значения;

  • случайные, когда выдаваемые значения экспертов  характеризуются большой дисперсией.

Лекция 17. Бизнес-план исследования

  Планирование  – это одна из главных функций  управления, которая представляет собой  разработку этапов будущих действий с учетом возможных изменений, которые  могут возникнуть в процессе реализации составленного плана. Разработанный план действий позволяет экономить материальные, временные и кадровые ресурсы и предвидеть возможные результаты реализации данного плана.

  Планирование  позволяет определить основные назначения и числовые показатели развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса, заранее учесть внутренние и внешние факторы, благоприятно действующие на функционирование и развитие организации.

  Относительно  исследования систем управления планирование позволяет:

  • сформировать:

  • исследовательские  группы (разрабатывают цель, задачи, результаты исследования и т. д.);

  • рабочие  группы (будут заниматься исполнением  поставленных перед ними задач исследовательской  группы);

  • определить функции для всех исполнителей данного исследования;

  • установить необходимые ресурсы, которые потребуются  при разработке, осуществлении и  контроле исследования;

  • наметить этапы проведения исследования;

  • определить время, которое будет затрачено  на исследование в целом и которое потребуется на каждом этапе проведения исследования;

  • установить предварительный, текущий и заключительный контроль за исследованием.

  Качество  планирования зависит:

  • от компетенции  руководства предприятия на всех уровнях управления;

  • квалификации специалистов функциональных подразделений;

  • наличия  информационных ресурсов;

  • имеющихся  технологических ресурсов.

  Бизнес-план исследования ~ документ, который описывает  все основные аспекты будущего исследования, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

  Бизнес-план – описание целей и задач, которое  преследует исследование как в настоящий  момент времени, так и в будущем.

  Он состоит:

  • из описания системы управления на текущий момент времени;

  • определения ее сильных и слабых сторон;

  • изучения внешней среды;

  • определения  конкурентов;

  • изучения клиентов и потребителей и т. д.

  В бизнес-план можно вносить изменения при  получении новой информации.

  Бизнес-план имеет следующие достоинства:

  • дает возможность всесторонне изучить вашу систему управления: финансовое состояние дел, ресурсное обеспечение функционирования ее деятельности, кадровый потенциал организации;

  • помогает получить финансовую поддержку от инвесторов;

  • включает ориентиры деятельности системы управления;

  • позволяет  предвидеть и использовать благоприятные  факторы и избегать препятствия, возникающие при функционировании системы управления;

  • дает возможность  расширить сферу деятельности организации;

  • позволяет  для осуществления цели ставить конкретные и ясные задачи.

  В зависимости  от того, кому предназначен бизнес-план, выделяют следующие виды бизнес-плана:

  • для  себя – разрабатывается для самоконтроля осуществляемой деятельности предприятием;

  • для  получения кредита – разрабатывается для банков с целью получения кредита, пришел на смену ТЭО (технико-экономическое обоснование). Предоставление ТЭО (достаточно было 2 страниц) способствовало принятию решения о выдаче кредита;

  • привлечения  средств сторонних инвесторов –  способствует получению финансовых ресурсов от инвесторов при помощи предоставления им сведений об организации, стратегии маркетинга, объемах продаж, производства и финансовых перспективах;

  • совместной организации или стратегического  альянса с иностранным партнером  – необходим для привлечения иностранных партнеров, формирования у них уверенности в серьезности и рентабельности вашего дела;

  • заключения крупного контракта – при заключении крупного контракта необходимо всестороннее описание деятельности предприятия;

  • привлечения новых сотрудников – описание будущей деятельности организации дает привлекаемым сотрудникам информацию о перспективности и постоянстве предлагаемой работы;

  • объединения  с другой организацией – поможет  другой организации увидеть преимущества и недостатки объединения с вами;

  • реорганизации  дела и оптимизирования операций – позволит выработать концепцию  развития предприятия в случае роста  организации, что даст вашим партнерам  возможность осознать цели и задачи для реализации данной концепции.

  В зависимости от сферы использования бизнес-план делится:

  • на бизнес-план для внешнего пользования – представляет ваше предприятие в выгодном свете  людям внешнего окружения;

  • бизнес-план для внутреннего пользования  – является инструментом управления для руководства организации, состоит из сильных и слабых сторон деятельности организации.

  Бизнес-план состоит из следующих разделов:

  • вводной  части:

  • титульный  лист (содержит вводную информацию):

  • содержание – список всех наименовании разделов и подразделов;

  • перечень условных обозначений, символов и сокращений – список и расшифровка всех имеющихся в бизнес-плане специальных терминов и сокращений;

  • введение – состоит из сформулированных в  общем виде целей, задач, актуальности и необходимости проводимого  исследования;

  • описательной части:

  • характеристика и потенциал предприятия, в котором  раскрывается основная информация об исследуемом предприятии – организационно-правовая форма, финансовый потенциал предприятия, ресурсный потенциал и др.;

  • описание вида предпринимательской деятельности – указываются характер деятельности предприятия, способы и время достижения поставленных целей, оценки экспертов в отношении проводимого исследования;

  • описание продукции (технические и иные характеристики, назначения, способы реализации);

  • оценка рынков сбыта;

  • описание и оценка конкурентов;

  • прогнозно-стратегической части:

  • прогноз  сбыта продукции;

  • стратегия  маркетинга – заключается в осуществлении  анализа возможностей предприятия, выборе целей, достижении их, разработке и формулировке планов по каждому отдельному товару, рынку на определенный период, осуществлении маркетинговых мероприятий и контроле за их исполнением;

  • план производства – составляется на основе: оценки рынков сбыта продукции, конкурентов, выбранной стратегии маркетинга и разработанном на основе ее плана маркетинга;

  • план ресурсного и организационного обеспечения  – определяются все необходимые  ресурсы для успешной реализации проекта;

  • финансовый план – содержит прогноз доходов  и расходов в ближайшие 3 года, балансовый отчет организации на текущий момент, прогноз состояния активов и пассивов организации на год вперед и др.;

  • приложения, вкладываются все необходимые документы  и сведения для обоснования проводимого  исследования. К документам, вкладываемым в приложение, относятся:

  • результаты маркетинговых исследований;

  • подробные  технические характеристики продукции;

  • сертификаты  продукции;

  • контракты  с поставщиками и потребителями  продукции и др.

Лекция 18. Синектика как  метод исследования систем управления

  Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание  разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как  метод поиска новых решений предложил  У. Гордон в США в 1961 г. в своей  книге «Синектика: развитие творческого  воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

  Основная  идея данного метода состоит в  том, что во время творческой активности при создании особых условий человек  выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой  проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие.

  Другими словами, человек приходит к решению  путем включения бессознательных  механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода «синектики» как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной «группы синекторов» (5-7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

  Метод синектики  состоит из следующих этапов:

  • постановка задачи;

  • перевод  задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;

  • выявление  вопроса, вызывающего аналогии;

  • работа по поиску аналогий;

  • использование  аналогий, среди которых.

  • прямая аналогия;

  • символическая  аналогия;

  • личностная аналогия;

  • фантастическая аналогия;

  • поиск  возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

  Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.

  Синектика состоит из двух основных протесов:

  • превращение  неизвестного в известное, решение  каждой проблемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели;

  • превращение  известного в неизвестное, известное  переосмысливается, искажается в зависимости  от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в  неизвестное осуществляется при помощи 4 механизмов.

  • личной аналогии – личная идентификация  исследователя с элементами проблемы, для которой необходимо исследователю  обладать творческим воображением и  искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть  неизвестные ранее аспекты проблемы;

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"