Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам.
• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;
• при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;
• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;
• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;
• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют ошибки:
• систематические,
которые характеризуются
• случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.
Лекция 17. Бизнес-план исследования
Планирование – это одна из главных функций управления, которая представляет собой разработку этапов будущих действий с учетом возможных изменений, которые могут возникнуть в процессе реализации составленного плана. Разработанный план действий позволяет экономить материальные, временные и кадровые ресурсы и предвидеть возможные результаты реализации данного плана.
Планирование позволяет определить основные назначения и числовые показатели развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса, заранее учесть внутренние и внешние факторы, благоприятно действующие на функционирование и развитие организации.
Относительно исследования систем управления планирование позволяет:
• сформировать:
• исследовательские группы (разрабатывают цель, задачи, результаты исследования и т. д.);
• рабочие группы (будут заниматься исполнением поставленных перед ними задач исследовательской группы);
• определить функции для всех исполнителей данного исследования;
• установить необходимые ресурсы, которые потребуются при разработке, осуществлении и контроле исследования;
• наметить этапы проведения исследования;
• определить время, которое будет затрачено на исследование в целом и которое потребуется на каждом этапе проведения исследования;
• установить предварительный, текущий и заключительный контроль за исследованием.
Качество планирования зависит:
• от компетенции руководства предприятия на всех уровнях управления;
• квалификации специалистов функциональных подразделений;
• наличия информационных ресурсов;
• имеющихся технологических ресурсов.
Бизнес-план исследования ~ документ, который описывает все основные аспекты будущего исследования, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план – описание целей и задач, которое преследует исследование как в настоящий момент времени, так и в будущем.
Он состоит:
• из описания системы управления на текущий момент времени;
• определения ее сильных и слабых сторон;
• изучения внешней среды;
• определения конкурентов;
• изучения клиентов и потребителей и т. д.
В бизнес-план можно вносить изменения при получении новой информации.
Бизнес-план имеет следующие достоинства:
• дает возможность всесторонне изучить вашу систему управления: финансовое состояние дел, ресурсное обеспечение функционирования ее деятельности, кадровый потенциал организации;
• помогает получить финансовую поддержку от инвесторов;
• включает ориентиры деятельности системы управления;
• позволяет
предвидеть и использовать благоприятные
факторы и избегать препятствия,
возникающие при
• дает возможность расширить сферу деятельности организации;
• позволяет для осуществления цели ставить конкретные и ясные задачи.
В зависимости от того, кому предназначен бизнес-план, выделяют следующие виды бизнес-плана:
• для
себя – разрабатывается для
• для
получения кредита –
• привлечения средств сторонних инвесторов – способствует получению финансовых ресурсов от инвесторов при помощи предоставления им сведений об организации, стратегии маркетинга, объемах продаж, производства и финансовых перспективах;
• совместной
организации или
• заключения крупного контракта – при заключении крупного контракта необходимо всестороннее описание деятельности предприятия;
• привлечения новых сотрудников – описание будущей деятельности организации дает привлекаемым сотрудникам информацию о перспективности и постоянстве предлагаемой работы;
• объединения
с другой организацией – поможет
другой организации увидеть
• реорганизации дела и оптимизирования операций – позволит выработать концепцию развития предприятия в случае роста организации, что даст вашим партнерам возможность осознать цели и задачи для реализации данной концепции.
В зависимости от сферы использования бизнес-план делится:
• на бизнес-план для внешнего пользования – представляет ваше предприятие в выгодном свете людям внешнего окружения;
• бизнес-план для внутреннего пользования – является инструментом управления для руководства организации, состоит из сильных и слабых сторон деятельности организации.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
• вводной части:
• титульный лист (содержит вводную информацию):
• содержание – список всех наименовании разделов и подразделов;
• перечень условных обозначений, символов и сокращений – список и расшифровка всех имеющихся в бизнес-плане специальных терминов и сокращений;
• введение – состоит из сформулированных в общем виде целей, задач, актуальности и необходимости проводимого исследования;
• описательной части:
• характеристика
и потенциал предприятия, в котором
раскрывается основная информация об
исследуемом предприятии –
• описание вида предпринимательской деятельности – указываются характер деятельности предприятия, способы и время достижения поставленных целей, оценки экспертов в отношении проводимого исследования;
• описание продукции (технические и иные характеристики, назначения, способы реализации);
• оценка рынков сбыта;
• описание и оценка конкурентов;
• прогнозно-стратегической части:
• прогноз сбыта продукции;
• стратегия маркетинга – заключается в осуществлении анализа возможностей предприятия, выборе целей, достижении их, разработке и формулировке планов по каждому отдельному товару, рынку на определенный период, осуществлении маркетинговых мероприятий и контроле за их исполнением;
• план производства – составляется на основе: оценки рынков сбыта продукции, конкурентов, выбранной стратегии маркетинга и разработанном на основе ее плана маркетинга;
• план ресурсного и организационного обеспечения – определяются все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта;
• финансовый план – содержит прогноз доходов и расходов в ближайшие 3 года, балансовый отчет организации на текущий момент, прогноз состояния активов и пассивов организации на год вперед и др.;
• приложения, вкладываются все необходимые документы и сведения для обоснования проводимого исследования. К документам, вкладываемым в приложение, относятся:
• результаты маркетинговых исследований;
• подробные технические характеристики продукции;
• сертификаты продукции;
• контракты с поставщиками и потребителями продукции и др.
Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.
Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие.
Другими
словами, человек приходит к решению
путем включения
Метод синектики состоит из следующих этапов:
• постановка задачи;
• перевод задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;
• выявление вопроса, вызывающего аналогии;
• работа по поиску аналогий;
• использование аналогий, среди которых.
• прямая аналогия;
• символическая аналогия;
• личностная аналогия;
• фантастическая аналогия;
• поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.
Синектика состоит из двух основных протесов:
• превращение неизвестного в известное, решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели;
• превращение известного в неизвестное, известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи 4 механизмов.
• личной
аналогии – личная идентификация
исследователя с элементами проблемы,
для которой необходимо исследователю
обладать творческим воображением и
искусством исследовательской