Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Оглавление

·  Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

·  Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

·  Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

·  Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления

·  Лекция 5. Общая теория систем

·  Лекция 6. Основы и принципы системотехники

·  Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления

·  Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

·  Лекция 9. Приемы научного исследования

·  Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании

·  Лекция 11. Внешняя среда организации

·  Лекция 12. Внутренняя среда организации

·  Лекция 13. Классификация как метод исследования

·  Лекция 14. Методы исследования

·  Лекция 15. Метод «мозговой атаки»

·  Лекция 16. Метод экспертных оценок

·  Лекция 17. Бизнес-план исследования

·  Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления

·  Лекция 19. Метод «Дельфи»

·  Лекция 20. Метод «сценариев»

·  Лекция 21. Метод SWOT-анализа

·  Лекция 22. Метод «дерева целей»

·  Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования

·  Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования

·  Лекция 25. Опрос как частный метод исследования

·  Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса

·  Лекция 27. Интервью как устная форма опроса

·  Лекция 28. Метод анализа документов

·  Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией 

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

  «Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые  оказывают организационное воздействие  на группу людей и на систему в  целом.

  Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

  • выявление  необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

  • постановка цели исследования;

  • определение  объекта и предмета исследования.

  Объектом  исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

  Предметом исследования может быть задача или  проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

  • определение  методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

  • определение  ресурсов, которые необходимы для  успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые  имеются у организации на данный момент;

  • определение  результатов исследования, т. е. планирование итогов/

  Исследование  систем управления необходимо проводить:

  • при  совершенствовании системы управления действующей организации;

  • разработке системы управления вновь создающейся  организации;

  • совершенствовании  системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

  • совершенствовании  системы управления вследствие изменения  формы собственности;

  • решении  иных вопросов, связанных с функционированием  систем и управлением ими.

  Существует  различие между вышеуказанной учебной  дисциплиной и наукой.

  Наука –  глубокое теоретическое знание о  процессах, явлениях, их взаимосвязи  и развитии.

  Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам  для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

  Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке  и зависящих друг от друга, взаимодействующих  между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

  Свойства  системы могут быть условно разделены:

  • на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

  • целостность  – система представляет собой  организационное сложное целое;

  • делимость  – система всегда может быть разделена  на подсистемы, компоненты и элементы;

  • множественность  – каждая система состоит из множества  частей (уровни иерархии, количество элементов  и связей);

  • целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

  • свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

  • гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

  • гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

  • самоорганизованность – самостоятельно существующая и  функционирующая система не должна разрушаться;

  • иерархичность  – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

  • централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет  стоять над всеми уровнями иерархии;

  • эмерджентность – свойства системы в целом  отличаются от свойств отдельных  ее элементов.

  Системы можно классифицировать:

 

  ? по способу  образования:

  • естественные – системы, созданные природой без  вмешательства человека;

  • искусственные  – системы, созданные человеком  для удовлетворения различных потребностей;

 

  ? сущности:

  • космические;

  • биологические;

  • технические;

  • социальные;

  • экономические;

  • экологические;

  • политические и др.;

 

  ? отношению  к целевому назначению:

  • целенаправленные – системы, которые заранее программируют  работы, для достижения поставленных целей;

  • целеустремленные – поставленные цели достигаются  путем выбора альтернативных способов;

 

  ? наличию  центрального ведущего элемента:

  • централизованные – системы, в составе которых  есть центральное звено, играющее ведущую  роль;

  • децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

 

  ? размеру.

  • малые (включают менее 30 элементов);

  • средние (включают до 300 элементов);

  • большие (содержат больше 300 элементов, такие  системы трудно исследовать без  предварительного разбиения их на более  простые функциональные составляющие);

 

  ? степени  сложности:

  • простые  – системы, которые не нуждаются  в разбиении на составляющие при  решении проблем;

  • сложные  – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

 

  ? отношению  к изменениям во времени:

  • относительно статичные – системы, имеющие  одно возможное и заданное состояние;

  • динамичные (изменяются с течением времени);

 

  ? продолжительности  функционирования:

  • краткосрочные;

  • среднесрочные;

  • долгосрочные;

  • специализации:

  • специализированные – системы, выполняющие одну функцию  при создании продукции или услуги;

  • комплексные  – выполняют все функции при  производстве продукции;

  • предсказуемости  поведения:

  • детерминированные  – результаты деятельности, которые  могут быть предсказаны;

  • стохастические – результаты деятельности, которые  определены вероятностью;

 

  ? взаимодействию с внешней средой:

  • изолированные  – при функционировании не имеют  связей с внешней средой;

  • закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные  границы (пример, натуральное хозяйство);

  • открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

  Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

  Эмпирический  подход – подход, при котором  объект исследуется на основе уже  имеющегося опыта. При данном подходе  изучаются предшествующие аналогичные  случаи и вырабатываются общие правила  поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

  Анализ  межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

  Формирование  корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

  Социотехнические  системы – подход, который создает  условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

<

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"