Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
Оглавление
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия
управленческого решения и управления
организацией
Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
«Исследование
систем управления» – дисциплина,
предметом которой являются процессы
управления, т. е. процессы, которые
оказывают организационное
Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:
• выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);
• постановка цели исследования;
• определение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.
Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;
• определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;
• определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;
• определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/
Исследование систем управления необходимо проводить:
• при
совершенствовании системы
• разработке системы управления вновь создающейся организации;
• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;
• решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.
Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.
Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.
Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
Система
– организационное сложное
Свойства системы могут быть условно разделены:
• на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:
• целостность – система представляет собой организационное сложное целое;
• делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;
• множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);
• целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;
• свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:
• гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;
• гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;
• самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;
• иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;
• централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;
• эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.
Системы можно классифицировать:
? по способу образования:
• естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;
• искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
? сущности:
• космические;
• биологические;
• технические;
• социальные;
• экономические;
• экологические;
• политические и др.;
? отношению к целевому назначению:
• целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;
• целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
? наличию
центрального ведущего
• централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;
• децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
? размеру.
• малые (включают менее 30 элементов);
• средние (включают до 300 элементов);
• большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
? степени сложности:
• простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;
• сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
? отношению к изменениям во времени:
• относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;
• динамичные (изменяются с течением времени);
? продолжительности функционирования:
• краткосрочные;
• среднесрочные;
• долгосрочные;
• специализации:
• специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;
• комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;
• предсказуемости поведения:
• детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;
• стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
? взаимодействию с внешней средой:
• изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;
• закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);
• открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.
Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.
Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.
Анализ
межличностных отношений и
Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.
Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.
<