Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
• многонациональные корпорации: организации, которые владеют и управляют предприятиями в других странах. Создаются в разных странах с учетом действующих законодательств, условий торговли, труда и т. д.
Лекция 12. Внутренняя среда организации
Внутренняя
среда организации –
Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации.
Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как.
• цели;
• структура;
• задачи;
• технологии;
• люди.
Цель – достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке пели необходимо ответить на вопросы:
• что надо получить и зачем;
• когда и кто должен решать задачу по достижению цели.
Формулировка цели включает:
• набор требований, который должен удовлетворять желаемый результат;
• перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей;
• перечень возможных вариантов или характеристик результата;
• характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата;
• оценка фактического достижения цели.
Как правило, организации ставят перед собой следующие цели:
• поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание;
• обеспечение доходности;
• обеспечение рентабельности;
• обеспечение конкурентоспособности;
• минимизация затрат.
Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей.
Поэтому руководство должно координировать цели подразделений.
Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Структура организации определяется аспектами:
• специализированным разделением труда: определенный вид работы закрепляется за теми, кто лучше выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют:
• горизонтальное разделение труда – разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии;
• вертикальное разделение труда – формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней – формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев);
• сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля.
• узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля – многоуровневая;
• широкую:
в ведении руководителя находится
большое количество подчиненных. Характеризуется
плоской организационной
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например:
• работа с людьми;
• работа с предметами;
• работа с информацией.
Технология – средство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги.
Для технологии характерны:
• стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов);
• механизация
(использование машин и
Классификация технологии по Вудворду:
• единичное,
мелкосерийное или
• массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией;
• непрерывное производство. Работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта.
Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией.
Классификация технологии по Томпсону:
• многозвенные
технологии. Характеризуются
• посреднические технологии. Характеризуются регулярными встречами людей (покупатели, клиенты). Например, банк, телефонная станция;
• интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков и услуг. Например, монтаж фильма.
Люди (человеческий ресурс) – главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики:
• способности – индивидуальные навыки, присущив конкретному человеку.
• наследственные;
• приобретенные;
• предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы.
• потребности – внутреннее состояние недостаточности чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей:
• жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд;
• безопасности,
которые удовлетворяются
• социальных
контактов, которые удовлетворяются
созданием социально-
• самоуважения,
которые удовлетворяются путем
привлечения персонала к
• самореализации,
которые удовлетворяются с
• ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации;
• восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают;
• отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение;
• влияние
среды на личность. Каждая организация
сознательно или нет
Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек – это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации существует определенный шаблон поведения;
• способность к лидерству – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом.
Лекция 13. Классификация как метод исследования
Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта использования.
При проведении исследований выделяют.
• содержательные классификации: основу классификации составляют содержательные и особо важные классификационные признаки;
• искусственные классификации: классификационными признаками являются несущественные, вспомогательные признаки (например, классификация по алфавиту, цвету, формы и т. д.).
В исследованиях выделяют два вида классификации:
• деление
общего: деление исследуемого объекта
по определенному выделенному
• разделение целого: из целого исследуемого объекта выделяются составные части по классификационному признаку, который должен отражать целостность исследуемого объекта. Например, дом состоит из фундамента, каркаса и крыши. В данном примере критерием классификации являются составные части, совокупность которых образует дом.
Выделяют разновидности классификации, следует назвать такие ее виды, как:
• декомпозиция
– это вид классификации, предполагающий
разделение единого целого на содержательные
взаимосвязанные составные
• стратификация – это вид классификации, предполагающий выделение слоев (страт) в системе управления Например, выделение внешней и внутренней среды организации.
При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими классификационными принципами:
• единства классификационного критерия: осуществляя классификацию, нельзя менять критерий в рамках одной классификационной группы;
• соблюдения
соразмерности деления
• отнесения каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе, выделенные понятия не могут одновременно относиться к двум классификационным группам;
• использования многоступенчатой классификации: для детализации основных черт исследуемого объекта производится ступенчатая классификация в виде «дерева» исследуемого объекта;
• обеспечения классификационной полноты для каждой ступени классификации: не допускается деление одной части исследуемого объекта на классы, а другой – на подклассы.
Лекция 14. Методы исследования
Метод исследования – это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата.
Когда у
организации возникают