Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  • многонациональные  корпорации: организации, которые владеют  и управляют предприятиями в  других странах. Создаются в разных странах с учетом действующих  законодательств, условий торговли, труда и т. д.

Лекция 12. Внутренняя среда  организации

  Внутренняя  среда организации – хозяйственный  организм фирмы.

  Другими словами, это структура фирмы, которая  охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации.

  Внутренняя  среда организации состоит из таких внутренних переменных, как.

  • цели;

  • структура;

  • задачи;

  • технологии;

  • люди.

  Цель –  достижение, получение, совершенствование  группой людей, объединившихся в  организацию, некоторого желаемого  результата. При формулировке пели необходимо ответить на вопросы:

  • что  надо получить и зачем;

  • когда  и кто должен решать задачу по достижению цели.

  Формулировка  цели включает:

  • набор  требований, который должен удовлетворять  желаемый результат;

  • перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей;

  • перечень возможных вариантов или характеристик результата;

  • характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата;

  • оценка фактического достижения цели.

  Как правило, организации ставят перед собой  следующие цели:

  • поддержание  рыночной устойчивости предприятия и его выживание;

  • обеспечение  доходности;

  • обеспечение  рентабельности;

  • обеспечение  конкурентоспособности;

  • минимизация  затрат.

  Цели организации  в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у  каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей.

  Поэтому руководство должно координировать цели подразделений.

  Структура – это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенных в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

  Структура организации определяется аспектами:

  • специализированным разделением труда: определенный вид  работы закрепляется за теми, кто лучше  выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют:

  • горизонтальное разделение труда – разделение труда  между людьми, стоящими на одном уровне иерархии;

  • вертикальное разделение труда – формальная подчиненность  лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется  объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней –  формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев);

  • сферой контроля: количество подчиненных, находящихся  в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля.

  • узкую: в ведении руководителя находится  малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля – многоуровневая;

  • широкую: в ведении руководителя находится  большое количество подчиненных. Характеризуется  плоской организационной структурой.

  Задача  – это предписанная работа, серия  работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например:

  • работа с людьми;

  • работа с предметами;

  • работа с информацией.

  Технология  – средство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги.

  Для технологии характерны:

  • стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов);

  • механизация (использование машин и механизмов вместо людей).

  Классификация технологии по Вудворду:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается  только одно изделие или малая  серия одинаковых изделий. Характеризуется  специализацией:

  • массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией;

  • непрерывное  производство. Работает круглые сутки  для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта.

  Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией.

  Классификация технологии по Томпсону:

  • многозвенные технологии. Характеризуются взаимозависимыми задачами, которые должны выполняться  последовательно. Например, сборочные линии массового производства. Каждая операция по сборке автомобиля выполняется в определенной последовательности;

  • посреднические технологии. Характеризуются регулярными  встречами людей (покупатели, клиенты). Например, банк, телефонная станция;

  • интенсивные  технологии. Характеризуются применением  специальных приемов, навыков и  услуг. Например, монтаж фильма.

  Люди (человеческий ресурс) – главный и самый сложный  элемент любой организации, так  как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики:

  • способности  – индивидуальные навыки, присущив конкретному человеку.

  • наследственные;

  • приобретенные;

  • предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал  к выполнению какой-либо работы.

  • потребности  – внутреннее состояние недостаточности  чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей:

  • жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд;

  • безопасности, которые удовлетворяются разработкой  долгосрочных социальных программ, предоставлением  медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот;

  • социальных контактов, которые удовлетворяются  созданием социально-психологического климата в коллективе;

  • самоуважения, которые удовлетворяются путем  привлечения персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов;

  • самореализации, которые удовлетворяются с помощью  разработки профессионального развития персонала, переподготовки, разработки профессиональной карьеры, распределения  заданий;

  • ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации;

  • восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют  не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают;

  • отношение. Точка зрения. Оно формулирует  наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение;

  • влияние  среды на личность. Каждая организация  сознательно или нет устанавливает  свою собственную систему ценностей.

  Эта система  составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек  – это личность и в разных обществах  он ведет себя по-разному, в своей  организации существует определенный шаблон поведения;

  • способность  к лидерству – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя  их вести себя определенным образом.

Лекция 13. Классификация  как метод исследования

  Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта использования.

  При проведении исследований выделяют.

  • содержательные классификации: основу классификации  составляют содержательные и особо важные классификационные признаки;

  • искусственные  классификации: классификационными признаками являются несущественные, вспомогательные  признаки (например, классификация  по алфавиту, цвету, формы и т. д.).

  В исследованиях  выделяют два вида классификации:

  • деление  общего: деление исследуемого объекта  по определенному выделенному признаку на подклассы. Например, дома: жилые  и нежилые, пятиэтажные и девятиэтажные  и т. д.;

  • разделение целого: из целого исследуемого объекта  выделяются составные части по классификационному признаку, который должен отражать целостность исследуемого объекта. Например, дом состоит из фундамента, каркаса и крыши. В данном примере критерием классификации являются составные части, совокупность которых образует дом.

  Выделяют  разновидности классификации, следует  назвать такие ее виды, как:

  • декомпозиция – это вид классификации, предполагающий разделение единого целого на содержательные взаимосвязанные составные части. Например, система управления делится  на подсистемы, которые делятся на компоненты, а те, в свою очередь, на элементы;

  • стратификация  – это вид классификации, предполагающий выделение слоев (страт) в системе  управления Например, выделение внешней  и внутренней среды организации.

  При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими классификационными принципами:

  • единства классификационного критерия: осуществляя  классификацию, нельзя менять критерий в рамках одной классификационной  группы;

  • соблюдения соразмерности деления исследуемого объекта: объем делимого объекта должен быть равен объему выделенных понятий;

  • отнесения  каждой однородной группы классифицируемого  объекта только к одной видовой  группе, выделенные понятия не могут  одновременно относиться к двум классификационным группам;

  • использования  многоступенчатой классификации: для  детализации основных черт исследуемого объекта производится ступенчатая  классификация в виде «дерева» исследуемого объекта;

  • обеспечения  классификационной полноты для  каждой ступени классификации: не допускается деление одной части исследуемого объекта на классы, а другой – на подклассы.

Лекция 14. Методы исследования

  Метод исследования – это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата.

  Когда у  организации возникают проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему.

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"