Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:20, курс лекций
ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
1.2 Определение понятий «персонал», »человеческие ресурсы», «кадры».
1.3 История развития персонала.
Тема 1
ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ
1.1 Предмет,
цель и содержание курса
1.2 Определение понятий «персонал», »человеческие ресурсы», «кадры».
1.3 История развития персонала.
Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.
Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала (нового знания), выбор максимально эффективной технологии управления.
Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.
Цели и задачи УП.
Управление персоналом – вид деятельности по руководству людьми
(отдельными работниками,
целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта, таланта этих
людей и с учетом их удовлетворенности трудом.
Управление персоналом
(УП) – это наука об организационно
– экономических административно-
Как у любой науки у науки УП имеются свои объект и предмет.
Объект УП - личности, группы и коллективы.
Цель УП - формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.
Основными задачами УП являются:
-обеспечение предприятия кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.
-наиболее эффективное использование способностей сотрудников, при этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения сотрудничества между членами коллектива.
Работа службы персонала имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка и др.
В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции
Управления персоналом опирается на ряд следующих наук:
Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на персонал)
Психологические
Общая психология
Теория поведения
Психология труда
Социальные
Групповое поведение
Психология общения
Психология труда
Теория организации
Трудовое и социальное право – крайне важно в трудовой деятельности.
Политология
Конфликтология
Личность и организация
Между различными организациями
Демография – статистика населения
Менеджмент
Международные экономические отношения
Управление персоналом (сейчас более известное, как управление человеческими ресурсами) отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом.
К ним относятся:
анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника),
планирование потребности в персонале и найм кандидатов на работу,
отбор кандидатов,
ориентация и обучение новых работников,
управление оплатой труда,
обеспечение мотивации и льгот,
оценка исполнения,
общение,
обучение и развитие,
создание у работников чувства ответственности,
работа с жалобами и трудовые отношения.
Помните, что Вы как менеджер можете сделать все правильно - создать блестящие планы, нарисовать четкую организационную схем; установить современные поточные линии, использовать передовой бухгалтерский учет - и все равно потерпеть неудачу как менеджер (из-за найма не тех людей, которые необходимы, или из-за неправильной мотивации подчиненных). С другой стороны многие менеджеры, добиваются успеха только при использовании нетрадиционных планов организации или управления. Они добиваются успеха потому, что умеют нанимать нужных людей на соответствующую работу и мотивировать, оценивать и развивать их.
1.2. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.
К трудовым ресурсам относятся как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу).
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных.
Экономически не активное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, а именно среди населения в трудоспособном возрасте:
-Учащиеся, студенты, слушатели и курсанты и т.д., не занятые в никакой деятельности кроме учебной.
- занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.д.
- прекратившие поиск работы.
- получающие пенсии (по старости, по потери кормильца.
- инвалиды, получающие пенсию и не занятые никакой деятельностью.
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли, либо в рамках какой-либо профессиональной группы.
Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия как «рабочая сила», «работники», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «персонал», «человеческие ресурсы», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку.
Рассмотрим из них важнейшие понятия.
В рамках отдельных организаций наиболее употребляемым понятием является «персонал», т.е. люди со сложным комплексом индивидуальных качеств- социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., наличие которых и отличает их от вещественных факторов производства ( сырья, машин, энергии, капитала).
Основой любой организации являются люди – без людей нет организации
Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат.
Персонал – личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Основные признаки персонала:
квалификация
компетенция
способности
установки
Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям:
А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства)
и вспомогательные
работники (осуществляют
Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты,
1-ый руководитель…).
В) Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).
Г) Обслуживающий персонал.
Д) По полу (мужчины и женщины).
Е) По стажу
Ё) По квалификации
Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников в организации. В нашей стране и ряде других государств, более широкое распространение имел термин «кадры», взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных.
В 1970 гг. в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала».
Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом каждого человека.
Понятие «человеческие ресурсы», более
емкое, чем «трудовые ресурсы
и «персонал», так как содержит
в себе совокупность социокультурных
характеристик и личностно-
Специфика человеческих ресурсов:
Интеллект, совершенствование и развитие, цели и выбор вида деятельности.
Основные отличия этих понятий заключаются в следующем:
В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест.
Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем
1.3. История развития управления персоналом.
За более чем столетие (период
промышленной революции) роль человека
в организации существенно
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории- (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, Г.Форд. Получили развитие с 1880 по 1930 гг.
Теории человеческих отношений- (Э.Мэйо, К. Ликарт, Р. Блейк.). С 1930-х гг. стали применять
Теории человеческих ресурсов – (А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор.) Являются современными.
Теории управления о роли человека в организации. Таблица 1.1.
Наименование теорий, авторы |
Постулаты теорий |
Классические теории(1880г. 1930 г.) Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд и др. |
Большинству индивидов труд не приносит удовлетворения. Для них важнее то, что они зарабатывают, а не то что делают. Людей, которые хотят работать очень мало. |
Теории человеческих отношений с начала 1930-х г. Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк |
Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, испытывают желание быть признанными. Эти потребности для них более важны, чем потребность в деньгах. |
Теории человеческих ресурсов (современные теории) А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д.Макгрегор |
Труд большинству приносит удовлетворение. Большинство индивидов самостоятельны, ответственны, способны к самоконтролю. |
По мере развития теории становятся все более гуманными
По мнению исследователей история развития управлением персонала началась с 1900 г. В 1900 г. Американский бизнесмен Б.Гудриг организовал первое бюро по найму работников. 1912 г. Считается приблизительной датой, когда возник первый отдел кадров.
1930 – ведение переговоров о
заключении трудовых договоров,
деятельностью персонала.
1940- принятие законов
1950-1960- развитие новых и модернизация
старых отраслей экономики,
ЭВМ.
1970-1980- перспективное, долговременное планирование трудовых ресурсов.
1990- новые методы работы с людьми. Инновационные подходы к управлению