Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:20, курс лекций

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.
1.2 Определение понятий «персонал», »человеческие ресурсы», «кадры».
1.3 История развития персонала.

Работа содержит 1 файл

лекции по управлении персоналом.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

Тема 1 
ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Предмет,  цель и содержание курса управления  персоналом.

1.2 Определение  понятий «персонал», »человеческие  ресурсы», «кадры». 

1.3 История  развития персонала.

 

  1. Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.

 

Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.

Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала (нового знания), выбор максимально эффективной технологии управления.

Курс необходим для получения  знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.

 

Цели и  задачи УП.

Управление персоналом  – вид деятельности  по  руководству  людьми

(отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на  достижение

целей фирмы, предприятия  путем  использования  труда,  опыта,  таланта  этих

людей и с учетом их удовлетворенности  трудом. 

Управление персоналом (УП) – это наука об организационно – экономических административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации.

Как у любой науки у науки УП имеются свои объект и предмет.

Объект  УП  - личности, группы и коллективы.

Цель УП - формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.

Основными задачами УП являются:

-обеспечение предприятия кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.

-наиболее эффективное использование способностей сотрудников, при этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения сотрудничества между членами коллектива.

Работа службы персонала  имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка и др.

В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции

Управления персоналом опирается на ряд следующих наук:

 

Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на персонал)

Психологические

Общая психология

Теория поведения

Психология труда

Социальные

Групповое поведение

Психология общения

Психология труда

Теория организации

Трудовое и социальное право  – крайне важно в трудовой деятельности.

Политология

Конфликтология

Личность и организация

Между различными организациями

Демография – статистика населения

Менеджмент

Международные экономические отношения

Управление персоналом (сейчас более  известное, как управление человеческими  ресурсами) отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом.

К ним относятся:

анализ работы (определение характера  работы каждого сотрудника),

планирование потребности в  персонале и найм кандидатов на работу,

отбор кандидатов,

ориентация и обучение новых  работников,

управление оплатой труда,

обеспечение мотивации и льгот,

оценка исполнения,

общение,

обучение и развитие,

создание у работников чувства  ответственности,

работа с жалобами и трудовые отношения. 

Помните, что Вы как менеджер можете сделать все правильно - создать блестящие планы, нарисовать четкую организационную схем; установить современные поточные линии, использовать передовой бухгалтерский учет - и все равно потерпеть неудачу как менеджер (из-за найма не тех людей, которые необходимы, или из-за неправильной мотивации подчиненных). С другой стороны многие менеджеры, добиваются успеха только при использовании нетрадиционных планов организации или управления. Они добиваются успеха потому, что умеют нанимать нужных людей на соответствующую работу и мотивировать, оценивать и развивать их.

1.2. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.

К трудовым ресурсам относятся как  занятые в экономике, так и  не занятые, но способные трудиться.

Часть населения, обеспечивающая предложение  рабочей силы для производства товаров  и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу).

К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных.

Экономически не активное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, а именно среди населения в трудоспособном возрасте:

-Учащиеся, студенты, слушатели и курсанты и т.д., не занятые в никакой деятельности кроме учебной.

- занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми, больными  и т.д.

- прекратившие поиск работы.

- получающие пенсии (по старости, по потери кормильца.

- инвалиды, получающие пенсию и не занятые никакой деятельностью.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли, либо в рамках какой-либо профессиональной группы.

Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия как «рабочая сила», «работники», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «персонал», «человеческие ресурсы», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку.

Рассмотрим из них важнейшие  понятия.

В рамках отдельных организаций  наиболее употребляемым понятием является «персонал», т.е. люди со сложным комплексом индивидуальных качеств- социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и  др., наличие которых и отличает их от вещественных факторов производства ( сырья, машин, энергии, капитала).

Основой любой организации являются люди – без людей нет организации

Организация живет и функционирует  только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат.

 Персонал – личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Основные признаки персонала:

квалификация

компетенция

способности

установки

Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям:

А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства)

     и вспомогательные  работники (осуществляют помощь  основному производству).

Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты,

     1-ый    руководитель…).

В) Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).

Г) Обслуживающий персонал.

Д) По полу (мужчины и женщины).

Е) По стажу

Ё) По квалификации

Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников в организации. В нашей стране и ряде других государств, более широкое распространение имел термин «кадры», взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных.

В 1970 гг. в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала».

Человеческие  ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом каждого человека.

Понятие «человеческие ресурсы», более  емкое, чем «трудовые ресурсы  и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных  характеристик и личностно-психологических  свойств людей.

Специфика человеческих ресурсов:

Интеллект, совершенствование и  развитие, цели и выбор вида деятельности.

Основные отличия  этих понятий  заключаются в следующем:

В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест.

Новая система кадрового  менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем

 

1.3. История развития  управления персоналом.

За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и  теории управления персоналом.

В настоящее время различают  три группы теорий: классические теории- (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, Г.Форд. Получили развитие с 1880 по 1930 гг.

Теории человеческих отношений- (Э.Мэйо, К. Ликарт, Р. Блейк.). С 1930-х гг. стали  применять

Теории человеческих ресурсов – (А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор.) Являются современными.

Теории управления о роли человека в организации.          Таблица 1.1.

Наименование теорий, авторы

Постулаты теорий

Классические теории(1880г. 1930 г.) Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд и др.

Большинству индивидов  труд не приносит удовлетворения. Для  них важнее то, что они зарабатывают, а не то что делают. Людей, которые  хотят работать очень мало.

Теории человеческих отношений с начала 1930-х г.

Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк

Индивиды стремятся  быть полезными и значимыми, испытывают желание быть признанными. Эти потребности  для них более важны, чем потребность  в деньгах.

Теории человеческих ресурсов (современные теории)

А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д.Макгрегор 

Труд большинству приносит удовлетворение. Большинство индивидов  самостоятельны, ответственны, способны к самоконтролю.


 

 По мере развития теории становятся все более гуманными

    По мнению исследователей  история развития управлением персонала началась с 1900 г. В 1900 г. Американский бизнесмен Б.Гудриг организовал первое бюро по найму работников. 1912 г. Считается приблизительной датой, когда возник первый отдел кадров.

1930 – ведение переговоров о  заключении трудовых договоров,  общий контроль за

            деятельностью персонала.

1940- принятие законов корекктирующие  практику управления персоналом.

1950-1960- развитие новых и модернизация  старых отраслей экономики, распространение 

          ЭВМ.

1970-1980- перспективное, долговременное планирование трудовых ресурсов.

1990- новые методы работы с  людьми. Инновационные подходы к  управлению 

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"