Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)
p>  Теория  принятия решений и эффективные  коммуникации – подход соответствия информационной и организационной  структур.

  При данном подходе лица, которые принимают  решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

  • достоверности;

  • ясности;

  • своевременности;

  • полноты;

  • оперативности;

  • надежности.

  В организационных  структурах должны быть эффективные  коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

  Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

  Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

  Ситуационный  подход – подход принятия решений  при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление  новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

  • когда  одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

  • при  возникновении новых ситуаций, которые  отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

  Процессный  подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных  между собой работ и общих  функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления

  Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

  При использовании  системного подхода организация  рассматривается как система, состоящая  из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодействующих.

  Но несмотря на то что элементы являются обособленными, изменение одного элемента ведет  к изменению в других элементах  и подсистемах. При этом необходимо изучать функционирование системы  в динамике,

  В основе системного подходи лежат следующие общие черты:

  • при  исследовании объекта как системы  каждый элемент описывается с  учетом его места в целом;

  • в любом  системном исследовании возникает  проблема управления;

  • исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

  • для  системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств  элементов и наоборот;

  • в системном  исследовании недостаточны чисто причинные  объяснения функционирования и развития объекта (целесообразность поведения  не всегда, соответствует причинно-следственным схемам);

  • источник преобразования системы или функций  находится обычно в самой системе;

  • самоорганизация  систем связана с целесообразным поведением, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

  Системный подход обладает следующими достоинствами:

  • расширение путей для познания объекта исследования, в том числе его синергетических  свойств;

  • возможность  декомпозировать любой изучаемый  объект с необходимой глубиной для  достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;

  • создание более глубокой схемы Обоснования  и выявления характера и достоверности  связей и отношений в исследуемом  объекте, и при этом формируются  предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;

  • тесная связь с другими методологическими  направлениями науки, а при необходимости  имеется возможность совместного  интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

  При исследовании объекта системный подход использует различные науки и методы. К  ним относятся:

  • информатика;

  • исследование операций;

  • теория управления;

  • теория организации;

  • исследование операций;

  • общая  теория систем;

  • системотехника и др.

  Общая теория систем (ОТС) – подход к науке  о системах, выдвинутый австрийским  биологом Л. Берталанфи, в соответствии с которым системы любой природы  могут быть изучены путем отыскания  структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вывода обобщенных закономерностей.

  Системотехника  – дисциплина, изучающая вопросы  создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем.

  В рамках данной дисциплины решаются задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных систем управления. «Исследование операций» – объединение различных научных математических и количественных методов моделирования. В основе исследования операций лежат такие методы, как:

  • теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции.

  Использование теории игр затруднено сложностью реального  мира, которая обусловлена быстрыми изменениями окружающего мира, невозможностью прогнозирования реакции конкурентов  на эти изменения. Наиболее эффективно их применение в ситуациях принятия решения в условиях конкурентной борьбы;

  • теория вероятности – метод, который  при принятии решений опирается  на определение значения вероятности  наступления определенных событий  с последующим выбором наиболее предпочтительного среди возможных;

  • методы линейного программирования: в процессе управления одной из главных является задача нахождения оптимального решения  из всех имеющихся вариантов. Для  достижения этого решения необходимо наличие определенных ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, временных и т.д. Поэтому оптимальным вариантом решения будет являться тот, при котором поставленная цель будет достигнута:

  • с минимальными расходами;

  • максимальной эффективностью;

  • наименьшими  затратам времени и усилий. Задачей  линейного программирования является достижение оптимального управления.

  Оптимальное управление – управление, которое  удовлетворяет всем поставленным ограничениям. На выбор наилучшего решения налагаются 2 вида ограничений:

  • ограничения  внешней среды: законы и условия  природы;

  • ограничения, связанные с используемыми ресурсами.

Лекция 5. Общая теория систем

  Чтение  – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.

  Общая теория систем (ОТС) – подход, изучающий  законы отдельных систем с целью  выявления общих законов, свойственных всем системам, с последующим их обобщением в закономерности функционирования систем.

  Цель ОТС  заключается в построении концептуальной и диалектической основы для развития методов, пригодных для исследования более широкого класса систем, чем  те, которые связаны с неживой природой.

  OTС использует  следующие основные понятия.

  • система  – целостное упорядоченное множество  объектов (элементов, компонентов, подсистем), связанных между собой отношениями, направленное на достижение поставленной цели;

  • внешняя  среда – множество элементов, не входящих в состав системы, но влияющих на нее либо испытывающих на себе ее влияние;

  • входы  системы – это внешние связи, по которым из окружающей среды в  организацию поступают ресурсы (материальные, трудовые, информационные и др.);

  • выходы системы – связи, по которым системы осуществляют передачу результатов своей деятельности (товары и услуги) в окружающую среду;

  • процесс  системы – преобразования, протекающие  внутри организации по преобразованию входов в выходы;

  • элемент  – простейшая составная часть системы (не имеющая внутреннего строения), которая при разложении системы является заключительной частью системы;

  • компонент  – группа элементов, которые образуют целостную часть системы в  функциональном отношении;

  • подсистема – относительно самостоятельная часть системы, обладающая внутренней структурой для достижения определенных подцелей цели системы;

  • отношение  – множество последовательных контактов, порождающих структуру системы;

  • структура  – совокупность элементов и связей между ними;

  • связь  – отношение между элементами, компонентами и подсистемами системы. Связи бывают внешние и внутренние;

  • прямые (передают элементам цели и порядок  действия) и обратные (передают ответ  элементов на полученную информацию);

  • вертикальные (связь между руководителем и подчиненным) и горизонтальные (связи на одном уровне иерархии);

  • цель –  желаемый результат деятельности, но не всегда является достижимым;

  • результат  – реально полученная ситуация в  итоге функционирования системы;

  • эффект – следствие, полученное от результата деятельности.

  Применение  обшей теории систем обусловлено  следующими ее достоинствами:

  • при  рассмотрении систем используется «целостный подход», т. е. сохраняются идентичность систем и свойства неделимых элементов;

  • при  исследовании систем используются частные законы других дисциплин и наук при помощи нахождения подобных структур в системах;

  • часто  используются математические модели для  исследования, с помощью которых  мы переходим «от анализа содержания к анализу структуры» для более быстрого исследования. Но с помощью математических моделей мы не можем полностью описать реальные системы;

  • является связующим звеном между различными дисциплинами;

  • проектирование системы в целом означает создание оптимальной конфигурации (структуры) системы.

  Недостаток  – не учитывает множество специфических  факторов.

Лекция 6. Основы и принципы системотехники

  Системотехника  – научное направление, охватывающее изучение процессов:

  • создания:

  • испытания:

  • эксплуатации сложных систем.

  Системотехника выявляет устойчивые причинно-следственные связи между объектами, процессами и величинами и устанавливает принципы существования и действия сложных систем.

  Концепция системотехники состоит в упрощении  сложных систем. Выделяют 3 основных принципа системотехники.

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"