Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);

  • общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации.

  Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной  рентабельности;

  • специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. 3. «Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 оперший.

  • декомпозиции – это операция выделения компонентов;

  • структуризации – это операция выделения связей между компонентами.

  Процесс построения «дерева целей»разбит на следующие этапы:

  • разработка сценария;

  • формулировка цели;

  • генерация  подцелей;

  • уточнение  формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

  • оценка существенности подцелей;

  • проверка целей на осуществимость;

  • проверка элементарности подцелей;

  • построение дерева целей.

  При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться  следующими правилами:

  • каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

  • при  декомпозиции целей должно соблюдаться  условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным  для ее достижения;

  • декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

  • развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться  на разных уровнях системы;

  • вершины  вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих  уровней;

  • развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.

Лекция 23. Эксперимент как  частный метод  исследования

  Эксперимент – метод исследования системы  управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации. Проведение эксперимента обычно обусловлено необходимостью подтверждения или опровержения научной теории или гипотезы. Итогами эксперимента могут быть как качественные, так и количественные характеристики исследуемого объекта. Но все результаты эксперимента нуждаются в теоретической интерпретации.

  Применение  данного метода имеет следующие  достоинства:

  • по желанию  исследователя изучаемый объект может не только наблюдаться, но и воспроизводиться;

  • в искусственно созданных условиях могут выявиться  новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;

  • искусственно созданные условия позволяют  исключить неблагоприятные факторы, которые могут затруднить процесс изучения;

  • эксперимент  позволяет использовать различные  приборы и инструменты для  исследования объекта, которые не могут  быть использованы в реальных условиях;

  • эксперимент  можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.

  Все эксперименты можно классифицировать в зависимости  от того, что положено в их основу. Эксперименты, в основе которых лежат  разные цели, делятся:

  • на исследовательские (поисковые) – эксперименты, целью  которых является обнаружение новых, неизвестных науке явлений или их новых, неожиданных свойств;

  • проверочные (контрольные) – эксперименты, проведение которых необходимо для проверки теоретического предсказания или теоретической  гипотезы. В этой группе экспериментов различают:

  • подтверждающий эксперимент – цель которого –  подтверждение теоретической гипотезы;

  • опровергающий  эксперимент – изначально преследующий цели опровержения теоретического предсказания;

  • решающий эксперимент – цель которого –  подтверждение одного теоретического предсказания и опровержения другого, совершенно противоположного предсказания.

  По условиям проведения эксперименты делятся:

  • на лабораторные – эксперименты, проводимые в специально созданных искусственных условиях с целью исключения влияния неблагоприятных факторов. Это позволяет экономить материальные и временные ресурсы;

  • полевые  – эксперименты, проводимые в реальных условиях существования объекта  исследования. Достоинство данных экспериментов  – результаты более правдивые, но при их проведении мы можем принять во внимание не все побочные факторы. Они требует больших временных и материальных затрат.

  По полученным результатам эксперименты делятся:

  • на количественные – эксперименты, в результате которых  получены количественные показатели объекта исследования;

  • качественные – эксперименты, итогом которых  становятся качественные характеристики исследуемого объекта.

  По характеру  проведения эксперименты разделяются:

  • на модельные  – эксперименты, проводимые со специально созданной моделью объекта исследования;

  • реальные – эксперименты, проводимые над  объектом исследования в реальных условиях его функционирования при помощи варьирования данных условий;

  • мысленные  – эксперименты, в которых исследуемый  объект ставится в воображаемые условия, которые регулируются законами науки и правилами логики. Основу этого эксперимента составляют чувственные образы или теоретические модели. 4. Процесс проведения эксперимента состоит из следующих составляющих:

  • разработка программы и плана эксперимента;

  • подготовка проведения эксперимента;

  • проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки  информационных данных;

  • выполнение экспериментальных работ;

  • анализ результатов эксперимента;

  • обобщение, оценка и разработка рекомендаций по использованию эксперимента.

Лекция 24. Наблюдение как  частный метод  исследования

  Наблюдение  – метод исследования посредством  сбора информации об исследуемом  объекте, который осуществляется путем  наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление.

  Результатами  использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.

  Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает:

  • информацию для построения гипотез;

  • информацию для проверки данных, полученных другими  методами;

  • дополнительные сведения об изучаемом объекте.

  Наблюдения  классифицируются:

  • по основанию  наблюдения исследователя за объектом изучения:

  • на прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в  процессе производства продукции. Недостатком  проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях.

  В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам  этого объекта в целом. Присутствие  наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения;

  • косвенное  – наблюдение, осуществляемое посредством  изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в  процессе труда;

  • степени информированности объекта исследования о наблюдении:

  • открытое – наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что  за ним происходит наблюдение;

  • скрытое  – наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении;

  • уровню формализации данного метода исследования:

  • структуризованное  – наблюдение, проводимое по заранее  разработанному детальному плану, в  котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения;

  • неструктуризованное  – наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются  все виды поведения объекта исследования;

  • условиям проведения:

  • полевое  – наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования;

  • лабораторное – наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации.

  При проведении наблюдения его разбивают на следующие  этапы:

  • определяется цель проведения наблюдения, объект и  предмет наблюдения;

  • собирается необходимый материал для проведения наблюдения;

  • определяется способ наблюдения;

  • проводится наблюдение, которое способствует получению  необходимых данных.

  При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально  дробно;

  • один и  тот же элемент наблюдается в  разных ситуациях: стандартных, конфликтных  и т. п.;

  • различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.);

  • описание событий не смешивают с интерпретацией.

  Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

  • субъективные – трудности, связанные с личностью наблюдателя.

  Они возникают  из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся  предпочтений наблюдателя;

  • объективные  – трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов.

Лекция 25. Опрос как частный  метод исследования

  Опрос –  вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

  При проведении опроса необходимо руководствоваться  следующими правилами;

  • респондент должен знать, кто и с какой  целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче неложной информации;

  • вопросы  должны быть понятны и иметь один смысл;

  • вопросы  должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"