Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  • физичности;

  • моделируемости;

  • целенаправленности.

  Принцип физичности: всякой системе (независимо от ее природы) присущи физические законы (закономерности), возможно, уникальные, определяющие внутренние причинно-следственные связи, существование и функционирование. Никаких других законов (кроме физических) для объяснения действия систем любой природы (в том числе живых) не требуется. Принцип основан на следующих постулатах:

  • целостности, система – целостный объект, а  не множество подсистем, который допускает различные членения на подсистемы.

  В основе этого постулата лежит принцип  о недопустимости потери понятий  ни при композиции (объединении подсистем  в систему), ни при декомпозиции (делении  системы).

  Если сумма  частей равна целому, системы называют аддитивными относительно данного членения, если сумма больше целого – супераддитивными, если сумма меньше целого – субаддитивными.

  Постулат  целостности применяется в раскрытии  и накоплении сведений о системных  свойствах на всех этапах исследования и в обобщении их в понятия, а затем – в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции. Выявление целостности состоит из изучения:

  • всех взаимосвязей внутри системы;

  • взаимосвязей системы со средой;

  • системного свойства;

  • его  содержания;

  • механизма  образования;

  • свойств  подсистем, подавляемых общесистемным  свойством, механизма этого подавления и условий в которых он теряет силу;

  • автономности: сложные системы имеют автономную пространственно– временную метрику (группу преобразований) и внутрисистемные законы сохранения, определяемые физическим содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды. Суть этого постулата состоит в том, что каждая система расположена в адекватном ей геометрическом пространстве (реальном, функциональном, мыслимом) и, ограничиваясь метрическими пространствами, каждому классу систем (конкретной системе) можно приписать метрику, определяемую соответствующей группой преобразований. Это – автономная метрика системы, либо автономная группа преобразований.

  Введение  метрики означает создание модели геометрии  системы, чем ближе эта модель к истинной геометрии системы, тем  проще представление системы.

  Принцип моделируемости: представление сложных  систем в виде множества моделей. Модель, ориентированная на определенную группу свойств сложной системы, всегда проще самой системы. Принцип содержит 3 постулата.

  • дополнительности: сложные системы, находясь в различных  средах (ситуациях), могут проявлять  различные системные свойства, в  том числе альтернативные (т. е. несовместимые ни в одной из ситуаций по отдельности). Например, электрон в одних взаимодействиях проявляет себя как частица, в других – как волна;

  • действия: реакция системы на внешнее воздействие  имеет пороговый характер. Таким  образом, для изменения поведения системы требуется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое значение. Такие изменения могут быть связаны с энергетикой, веществом и информацией, которые, накапливаясь, проявляют свое влияние скачкообразно, путем качественного перехода;

  • неопределенности: максимальная точность определения (измерения) свойств системы зависит от присущей данной системе области неопределенности, внутри которой повышение точности определения (измерения) одного свойства влечет за собой снижение точности определения другого (других). Существует область неопределенности, в пределах которой свойства могут быть описаны только вероятностными характеристиками.

  Принцип целенаправленности: целенаправленность – функциональная тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния либо на усиление (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события.

  Принцип учитывает постулат выбора: сложные системы обладают способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать способ действия и определить их состояние невозможно ни при каком знании свойств системы и ситуации.

  Данный  постулат позволяет сложной системе  в соответствии с ее целенаправленностью использовать редкие благоприятные события, возникающие во взаимодействии со средой, блокируя остальные (неблагоприятные) события и процессы.

Лекция 7. Моделирование  как подход к исследованию систем управления

  Моделирование – осуществление абстрактных экспериментов при помощи построения некоторой системы-модели, которая является подобием системы-оригинала для изучения сложных объектов. Необходимость моделирования обусловлена сложным характером рассматриваемых систем.

  Сущность  моделирования заключается в замене реальных экспериментов, которые будут слишком сложны или потребуют весьма продолжительного времени, абстрактными экспериментами, осуществляемыми после разработки как можно более полной модели изучаемого явления. Моделирование позволяет определить степень влияния различных норм принятия решений на многочисленные элементы поставленной проблемы и выбирать из всех заранее намеченных вариантов принятия решений то, который позволит добиться в отношении поставленной цели наилучших результатов.

  Наиболее  часто метод моделирования ставит перед собой следующие цели:

  • изучить  какой-то элемент реальной действительности – дидактические и исследовательские  модели;

  • отработать какой-то элемент практических действий – тренировочные и игровые  модели;

  • оптимизировать какой-либо процесс, форму или содержание чего-либо – оптимизационные модели;

  • делегировать полномочия на совершение определенных действий другими лицами – модели предпочтений.

 

  Принцип – основное исходное положение теории, науки, системы знаний. Выделяют следующие принципы моделирования:

  • абстрагирования: модель – отражение свойств в  объекте исследования, для одной  модели свойства существуют, для другой – нет (например, цвет автобуса);

  • информационной достаточности: если мы ничего не знаем о функционировании системы, модель которой хотим создать, то мы не сможем ее создать. Модель может быть построена, если мы хоть что-то знаем об объекте, но не все и хотим узнать больше;

  • многомодельности (неисчерпаемость объекта моделирования): если мы создаем модель сложной системы, то не следует ограничиваться одной моделью (иерархия моделей различной степени подробности). Пределом составления моделей является решение поставленной задачи;

  • многовариантности: модель та же самая, но значения параметров, входящих в эту модель, разные;

  • параметризуемого: описание результата функционирования подсистемы некоторым параметром для  дальнейшего уточнения и детализации  модели, если это будет необходимо.

  Модель  – упрощенное представление объекта  системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности, создаваемое исследователем с целью получения знаний об объекте-оригинале и отражающее его наиболее существенные свойства с точки зрения поставленной задачи. Выделяются следующие причины использования моделей'.

  • сложность  реального мира (организация –  сложная система, в которой происходят различные перемены, которые часто  не могут быть постижимы с помощью  возможностей любого человека.

  Для этого  создаются упрощенные модели реального  мира);

  • экспериментирование (большинство вариантов решения перед воплощением в жизнь необходимо экспериментально проверить.

  Но не все решения могут быть экспериментально проверены в условиях реального  мира);

  • ориентация управления на будущее (наблюдение несуществующих явлений и проведение экспериментов над ними. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать).

 

  Выделяют следующие признаки классификации моделей:

  • с точки  зрения этапов моделирования:

  • когнитивная  – мысленный образ объекта;

  • содержательная – получение информации об объекте  и выявление взаимосвязей и закономерностей (описательные, объяснительные и прогностические модели);

  • концептуальная – сформулированная на вербальном или на вербально-визуальном уровне модель, базирующаяся на определенной концепции или аспекте (логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные модели);

  • формальная – представленная в виде алгоритмов и математических зависимостей, описывающих или имитирующих реальные объекты и процессы (математические и компьютерные модели);

  • в зависимости  от средств, с помощью которых  реализованы модели:

  • материальные – воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта; частным случаем являются физические модели, имеющие ту же физическую природу, что и объект моделирования;

  • идеальные  – основаны на символических схемах (графические, логические, математические и др.); математические модели в свою очередь могут разделяться на аналитические (когда свойства и взаимосвязи описываются отношениями-функциями в явной и неявной форме) и имитационные (основанные на многократных экспериментах, главным об разом машинных, по реализации алгоритмов и процедур, описывающих процесс функционирования исследуемой системы).

  Модель  строится из следующих этапов:

  • постановка задачи. Является самым важным этапом, от которого зависит правильное решение управленческой проблемы. Для правильной постановки задачи необходимо знать не только о наличии проблемы, но и о причинах, вызвавших ее;

  • построение модели. На данном этапе определяется: главная цель модели, информация для  построения модели, наличие и отсутствие данной информации, выходные нормативы предполагаемые получить на выходе;

  • проверка модели на достоверность. Для этого  определяется степень соответствия модели реальному миру при помощи установления специалистом по науке  управления – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель.

  Чем больше модель будет отражать реальный мир, тем выше будет ее потенциал как  средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения. Модель можно проверить на достоверность  установлением степени, с которой получаемая информация, помогает руководству совладать с проблемой;

  • применение модели. Модель не может считаться  успешно построенной без ее применения на практике;

  • обновление модели требуется в случаях: не ясной  формы выходных данных; изменения целей организации, которые влияют на принятие решений; изменения в окружающем окружении (поставщиков, конкурентов, потребителей, технологий, законодательств и др.).

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

  Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

  • материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание  мира;

  • теологическая  – понимание мира обусловлено  наличием божественного начала во всех явлениях;

  • агностицизма – реальная действительность не может  быть познана;

  • дуалистическая – в явлении предполагается наличие  двух сущностей;

  • позитивизма  – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;

  • экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"