Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 06:08, дипломная работа
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения
1.2 Технология информационной деятельности
1.3 Пути совершенствования информационной системы
1.4 Формирование комплексной информационной системы
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Технико-экономические показатели
2.3 Анализ системы документооборота
2.4 Анализ материально-технического обеспечения
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Пути сокращения управленческих затрат
3.2 Улучшение сетевой организации предприятия
3.3 Внедрение автоматизированной информационной системы
3.4 Использование Интернет технологий
4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Значение и задачи безопасности труда
4.2 Характеристика условий и безопасности труда
4.3 Пожарная профилактика
4.4 Режимы труда и отдыха при работе с персональными компьютерами
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
В ОАО «Технический университет КубГТУ» есть утверждённая схема документооборота. Ниже на рисунке представлена схема документооборота (рисунок 7).
Рисунок 7. Документооборот в ОАО «ТУ КубГТУ»
В результате просмотра журнала регистрации в приёмной организации у секретаря и анализа полученной информации мною была составлена таблица, где представлена сводная информация по каждому виду документа в динамике по годам (таблица 3). Из таблицы можно определить структурную характеристику документооборота и как она меняется по годам.
Таблица 3
Анализ структуры документооборота
Наименование | Количество документов | Темпы роста, % | |||
1997 | 1998 | 1999 | в 1998 к 1997 | в 1999 к 1998 | |
Входящие | 124 | 203 | 240 | 164 | 118 |
Исходящие | 384 | 402 | 358 | 105 | 89 |
Приказы в том числе: - по основной деятельности - по командировкам - по личному составу | 870
157 215 498 | 648
116 178 354 | 894
156 222 516 | 74
74 83 71 | 138
134 125 146 |
Внутренние в том числе: - финансовые - служебные | 3841
1492 2349 | 2597
973 1624 | 1972
1272 700 | 68
65 69 | 76
131 43 |
Итого в год: | 5219 | 3850 | 3464 | 74 | 90 |
В среднем за день | 18 | 13 | 12 | 72 | 92 |
Выручка от реализации, тыс.р. | 7663 | 11315 | 15132 | 148 | 134 |
Из таблицы, где представлены технико-экономические показатели видно, что выручка от реализации возрастала из года в год на 148 и на 134 процента (таблица 2), а общее количество документов в организации сокращалось до уровня 74 и 90 процентов от предыдущего года (таблица 3). Ниже на рисунке эти изменения наглядно представлены (рисунок 8).
Рисунок 8. Изменение выручки от реализации и общего количества документов
При более подробном рассмотрении последней таблицы, где анализируется структура документооборота видно, что потоки внутренних документов сильнее сокращались, чем возрастали потоки входящих и исходящих документов (таблица 3). Ниже на рисунке эти изменения представлены (рисунок 9).
Рисунок 9. Изменение количества документов
Использование локальной сети позволяет обмениваться сообщениями между сотрудниками организации в виде электронной почты. Это как раз примерно в два раза сокращало количество служебных записок из года в год. Возросла деловая активность организации, выручка от реализации и соответственно растут потоки входящих и исходящих документов. Причём в последнем году потоки исходящих сообщений резко сократилось за счёт использование глобальной сети Интернет.
Проанализировав более подробно изменение объёма документооборота, определим:
- какие подразделения наиболее сильно загружают документами руководителя
- есть ли характер сезонности работы и если есть, то определим пиковые значения
В ОАО «Технический университет КубГТУ» много разнообразных подразделений, но для анализа объёма документооборота следует брать только основные подразделения. К числу таких подразделений можно причислить:
Бухгалтерия;
Административный отдел;
Школа абитуриентов;
Подготовительные курсы;
Лицей;
Компьютер-колледж.
Ниже в таблице представлена группировка видов документов по основным подразделениям (таблица 4). В этой таблице анализируется не только динамика общего количества документов по годам, но и производится анализ по основным подразделениям. В результате можно определить основные потоки информации в Техническом университете. Именно эти потоки документов необходимо в первую очередь автоматизировать
Таблица 4
Группировка видов документов по подразделениям
Подразделение | 1997 | 1998 | 1999 | |||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | |
Административный отдел | 765 | 15 | 621 | 16 | 754 | 22 |
Бухгалтерия | 1392 | 27 | 1073 | 28 | 1272 | 37 |
Школа абитуриентов | 909 | 17 | 718 | 19 | 446 | 13 |
Подготовительные курсы | 715 | 14 | 537 | 14 | 345 | 10 |
Лицей | 582 | 11 | 410 | 11 | 273 | 8 |
Компьютер-колледж | 551 | 10 | 319 | 8 | 259 | 7 |
Прочие | 305 | 6 | 172 | 4 | 115 | 3 |
Итого: | 5219 | 100 | 3850 | 100 | 3464 | 100 |
Представленные выше в таблице результаты сравнений объёма документооборота по подразделениям (таблица 4) наглядно отображены ниже на рисунке (
рисунок 10).
Из рисунка видно, что общее снижение объёмов документооборота произошло в подразделениях. В административном отделе и в бухгалтерии количество документов наоборот возросло. Это является наоборот положительным моментом, так как при большой деловой активности в бухгалтерии увеличился поток финансовых документов, а в административном отделе увеличились объёмы входящих и исходящих документов.
Однако, если удастся создать такую систему документооборота, которая приведёт к сокращению потоков документов из бухгалтерии или административного отдела, то это приведёт к более значительным результатам.
Рисунок 10. Динамика объёма документооборота по подразделениям
Ниже в следующей таблице произведён анализ объёма документооборота в течение одного года на примере 1999 года (таблица 5). Здесь разбивка происходит помесячно для выявления сезонности.
Таблица 5
Выявление сезонности в объёме документооборота
Месяцы Года | Виды документов | |||
Входящие | Исходящие | Приказы | Внутренние | |
Январь | 12 | 35 | 57 | 177 |
Февраль | 22 | 30 | 78 | 200 |
Март | 27 | 25 | 130 | 165 |
Апрель | 23 | 28 | 84 | 175 |
Май | 14 | 24 | 96 | 122 |
Июнь | 18 | 53 | 84 | 78 |
Июль | 23 | 42 | 34 | 94 |
Август | 17 | 29 | 23 | 120 |
Сентябрь | 25 | 69 | 69 | 183 |
Октябрь | 18 | 38 | 47 | 165 |
Ноябрь | 17 | 44 | 108 | 182 |
Декабрь | 24 | 44 | 79 | 211 |
Из представленной выше таблицы видно, что в летний период снижается активность организации, так как большинство сотрудников именно в этот период уходят в отпуска (таблица 5). Так как основные подразделения в Техническом университете занимаются образовательной деятельностью, то из таблицы видно резкое увеличение активности подразделений в начале учебного года с 1 сентября и снижение в период летних и осенних каникул. Ниже на рисунке эти изменения наглядно представлены (рисунок 11).
Рисунок 11. Динамика объёма документооборота в течение года
В период весенних каникул нет снижения активности, так как в этот период идёт более интенсивная подготовка школьников, абитуриентов к выпускным экзаменам и к поступлению в вуз.
В результате проведённого анализа в этом подразделе выявлено, что основные потоки информации идут через бухгалтерию и административный отдел. Также я определил, что наблюдается некоторая сезонность работ, связанная с учебными каникулами. В результате внедрения в Техническом университете локальной сети и попытка автоматизировать частично документооборот выявлено общее снижение потока документов. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы документооборота и внедрения современных информационных комплексных систем.
Оснащение различной техникой, позволяет экономить управленческие и накладные расходы, проводить более эффективное внутрифирменное планирование, управление и контроль. Обеспечить руководителя как можно быстрее необходимой ему достоверной информацией для принятия оперативных решений возможно с помощью новейших технических средств. Руководитель в своей деятельности использует различные технические средства для принятия управленческих решений.
1) Телекоммуникационная связь (телефон, факс, пейджер, почта, электронная почта, локальная сеть, глобальная сеть Интернет)
2) Вычислительная техника (персональный компьютер, калькулятор)
3) Копировально-множительная техника (принтер, сканер, ксерокс, ризограф)
4) Информационные системы (телевидение, газеты, журналы)
Посредством этих технических средств руководитель принимает в короткое время обоснованные и правильные решения. Поэтому важно не только определить наличие этих средств, но и проанализировать их качественный уровень. Немаловажным здесь является уровень подготовленности персонала, способность его использовать все возможности современных технических средств.