Информационное обеспечение процессов управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Капитал, интеллектуальная собственность рассматриваются Знания, интеллектуальный как ценный ресурс, важный фактор приобретения конкурентных преимуществ. Предприятия, которые быстрее других получают и генерируют знания, обеспечивают их хранение и усвоение сотрудниками, внедряют их в ключевые бизнес-процессы, приобретают несомненные конкурентные преимущества. В связи с этим возникает необходимость в эффективном управлении знаниями и создании систем поддержки этого процесса на предприятиях. Понятие «управление знаниями (УЗ)» появилось в середине 90-х годов прошлого столетия в крупных корпорациях, для которых проблемы обработки информации приобрели особую остроту и стали критическими.

Работа содержит 1 файл

Управление знаниями.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

Минский филиал мэси

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

Индивидуальное задание по дисциплине

 «Управление знаниями в организации»

 

 Вариант 13

Тема: Информационное обеспечение процессов управления знаниями

 

 

 

 

                   Выполнил:  Лазарев Алексей Леонидович

Группа № 90

 

 

 

Минск  2013

 

13. Информационное обеспечение процессов управления знаниями

 

Капитал, интеллектуальная собственность рассматриваются Знания, интеллектуальный как ценный ресурс, важный фактор приобретения конкурентных преимуществ. Предприятия, которые быстрее других получают и генерируют знания, обеспечивают их хранение и усвоение сотрудниками, внедряют их в ключевые бизнес-процессы, приобретают несомненные конкурентные преимущества. В связи с этим возникает необходимость в эффективном управлении знаниями и создании систем поддержки этого процесса на предприятиях. Понятие «управление знаниями (УЗ)» появилось в середине 90-х годов прошлого столетия в крупных корпорациях, для которых проблемы обработки информации приобрели особую остроту и стали критическими. При этом стало очевидным, что основным узким местом является работа со знаниями (сохранение, поиск, тиражирование). Почти все предприятия обладают большими объемами формализованной и неформализованной информации, которая зачастую рассредоточена. Проблема заключается в том, чтобы организовать доступ к ней, придав форму, удобную для использования.

Рассматривая управление знаниями как совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием информации внутри предприятия мы сразу принимаем междисциплинрность и многоаспектность данного понятия.

 

      1. Введение и некоторые классификации

 

В системе управления знаниями (СУЗ) -  знаниями называют все виды информации, включая неструктурированный контент (письма, эскизы, фото), данные (в базах данных и хранилищах данных), и знания (как закономерности предметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи).

Обмен и передача знаний в рамках одной организации обычно принимают форму создания баз  знаний, обеспечивающих накопление и  повторное использование знаний. Передача знаний и опыта между организациями формирует рынок знаний, для ориентации в котором создаются соответствующие инструменты.

Таким образом, ресурсы  знаний в широком смысле могут  находиться в различных местах —  в базах данных, базах знаний, картотечных блоках, у специалистов — и рассредоточены по всему предприятию.

Существуют различные  классификации технологий управления знаниями, например, все инструменты системы управления знаниями разбиты на 7 классов:

 Анализ имеющейся  в компании информации,

 Извлечение, структурирование и формализация знаний (иначе, инженерия знаний),

 Обмен и использование  знаний,

 Поиск информации  по запросу,

 Организация хранения,

 Обучение,

 Интегрированные системы  обработки, объединяющие вышеперечисленные  функции.

Ценность данной классификации в охвате и представлении единого взгляда на весь комплекс задач управления знаний. Если попытаться шире взглянуть на все многообразие средств управления знаниями, можно опереться на отчеты известной Gartner Group (http://gartner.com/). Среди многообразия программных продуктов Gartner выделяет три категории, которые полностью поддерживают решение задач УЗ:

А. Технологии доступа  к информации (Information Access Technology)

В. Совместная работа и  социально-ориентированное ПО (Collaboration and Social Software)

С. Системы управления контентом (Enterprise Content Management), которую  также можно рассматривать как  инфраструктуру для представленных выше групп 

 

Две первые категории  соответствуют 2-м различным взглядам на знание

 

1. Знание как «запас». Согласно этому подходу, знание – это актив, продукт, который может существовать независимо от человека и управление которым подобно управлению любыми другими ресурсами.

2. Знание как «поток».  В таком подходе знание не  может передаваться как некий  объект, поскольку в формирование знания вносит существенный вклад человек-участник процесса передачи. Данный взгляд объясняется тем, что знание – результат интерпретации информации в определенном контексте. Знание не передается, а воссоздается в мозгу человека при получении информации в соответствии с исходными знаниями, опытом, ценностями и ожиданиями.

На практике оба взгляда  часто сочетаются.

 

2. Лидеры программных  средств для управления знаниями

 

Рассмотрим некоторых  типичных представителей и функциональные возможности программных средств, относящихся к сформированным категориям.

 

Категория А. «Технологии  доступа к информации».

 

Что включает понятие  доступа? Конечно, в первую очередь - поиск по ключевым словам и сложные  запросы (например: «Найти все отчеты отдела маркетинга, которые писал Иванов?”). Также важен поиск с использованием классификации (или таксономии) документов по группам.

Некоторые программы  могут сами аннотировать любого входнй документ и строить автоматическаи классификации по текстам документов.

Лидерами в данной категории  являются продукты компаний Autonomy (IDOL™ Server), Fast Search&Transfer (FAST ESP, Convera RetrievalWare), Endeca, IBM.

 

Категория В. «Совместная  работа групп и социально-ориентированное  ПО».

Эти программные продукты поддерживают коммуникации (мгновенные сообщения, почту, IP-телефонию, видео-конференции) и предоставляют единую виртуальную рабочую среду, совместную работу с документами, рабочие доски и пр.. Так можно организовать совместную разработку отчета в едином пространстве, выделив сообщество участников, или организовать коллективное обсуждение корпоративного праздника. Программы этой категории создают персональные профили сотрудников с описанием интересов, компетенции, опыта работ и т.п., а также каталоги экспертов.

Лидерами в данной группе являются продукты компаний BEA (BEA Aqualogic), SpikeSource (SuiteTwo), Socialtext (Socialtext), IBM и Microsoft.

 

Категория С. «Системы управления контентом (Enterprise Content Management)» 

Эта группа программ включает различные иструменты для гибкой и надежной работы с документами, например, регистрацию, управление версиями, безопасность, сканирование и распознавание. Также сюда относят создание архивов, наполнение, обновление и структурирование содержимого сайтов, организация взаимодействия с посетителями сайтов.

Лидерами в данной категории  являются продукты компаний IBM (Content Manager, Filenet P8), EMC (EMC Documentum), Opentext (Livelink ECM 10).

Основными поставщиками интегрированных решений для  разработчиков программных средств управления знаниями являются компании IBM, EMC, Opentext и Microsoft. Эти компании стараются покрыть функциональными возможностями своих программных продуктов весь комплекс задач управления знаниями. Компания IBM занимает лидирующие позиции во многих классах программных продуктов, поэтому далее будет детально рассмотрена ее продуктовая линейка.

Продукты категории  А - «Технологии доступа к информации»

 

IBM OmniFind

OmniFind ориентирован на  поиск информации для работников  организации и клиентов. Поиск может одновременно проводиться по всем ресурсам - в интранете, по внешним корпоративным сайтам компании, в базах данных, и т.д.

Omnifind предоставляет полнотекстовый  поиск по ключевым словам и  фразам для начинающих пользователей,  а также расширенные виды поиска для продвинутых пользователей. Система позволяет также задавать правила для автоматической классификации документов.

 

IBM Classification Module

Данный модуль автоматически  классифицирует неструктурированный  контент по заданным категориям, а также повзоляет создавать и настраивать таксономии. Эта программа выступает дополнением к IBM Omnifind, которое позволяет повысить эффективность и точность поиска с помощью навигации (browsing) и наложение ограничений на результаты поиска (например, поиск только в определенной категории).

 

WebSphere Portal

WebSphere Portal - это программная  среда, реализующая единую точку  индивидуального взаимодействия  людей и программ. С точки зрения  управления знаниями особенно  важно в портале сочетание  персонализации контента (взгляд на знание как на «запас») с возможностями совместной работы и обмена неформализованными знаниями (взгляд на знание как на «поток»).

 

Продукты категории  В - средства совместной работа

 

IBM Lotus Notes and Domino

IBM Lotus Notes - это главная часть программного обеспечения IBM Lotus Domino, который обладает функциями планирования (календарь) и работы с электронной почтой. Продукт является платформой для совместной работы и повышения гибкости предприятия в целом. Близок известному продукту от Microsoft – почтовой системе Outlook.

 

IBM Lotus Sametime

IBM Lotus Sametime – это программа  для общения и совместной работы  с возможностью проведения Web-конференций  (телеконференций через Интернет). Lotus Sametime позволяет предавать голосовые  и видео-сообщения, определять местонахождение участников, и поддерживает связь с мобильными устройствами (например, мобильными телефонами).

 

IBM Lotus Quickr

IBM Lotus Quickr – это программный  продукт для обеспечения совместной  работы нескольких пользователей,  который помогает организовать совместную работу сотрудников в интерактивном режиме как внутри организации, так и за ее пределами..

В интерактивные рабочие  области пользователи могут включать календарь, дискуссионные форумы, блоги, wiki и другие средства совместной работы для управления проектами и создания общего контента.

 

IBM Lotus Connections

IBM Lotus Connections представляет  собой решение для социализации  бизнес-процессов, расширяющее инновационные  возможности и ускоряющее работу  с помощью объединения сотрудников, партнеров и заказчиков в динамические сети.

 

“Если Lotus Quickr — это  управление контентом в контексте  проекта, то Lotus Connections предоставляет  средства для объединения людей, которые должны сотрудничать в работе над проектом. Система содержит пять основных компонентов: Profiles, Blogs, Communities, Activities и средство создания закладок Bookmarks (Dogear). Используя их, я и мои коллеги в моей организации и, возможно, за ее пределами, знают: что я из себя представляю — Profiles; над чем я сейчас работаю — Activities; чем я интересуюсь — Bookmarks (Dogear); что хочу обсудить — Blogs; с кем нахожусь в контакте — Communities.” – говорит Дэвид Фаррел, вице-президент IBM по программному обеспечению Lotus в регионе Европа, Ближний Восток и Африка [Бизнес в паутине социальных сетей, 2007].

 

Продукты категории  С – системы управления контентом

 

IBM Content Manager

Это программный продукт  для хранения, контроля, распределения  и интеграции информации. Интегрирует  данные различных форматов (документ, изображение, Web, медиа и другие) и сопрягается с различными профессиональными системами сканирования.

 

IBM WebSphere Information Integrator

WebSphere Information Integration обеспечивает  доступ к данным, хранящимся в  разнородных системах, интегрируя  содержимые порталов, бизнес-приложений и других программ. Этот интегратор делает так, что множество разнородных хранилищ данных выглядят и функционируют как единый архив.

 

3. Некоторые отечественные  программы

Среди отечественных  продуктов, позиционирующихся как  системы для поддержки УЗ, следует отметить несколько:

1) Система "Айкумена  Аналитик" компании IQMen (http://www.iqmen.ru/our_proposal/ ) обеспечивает информационно-аналитическую  поддержку принятия решений c помощью таких современных технологий  как: 

Автоматический сбор информации из разнородных источников: электронные СМИ, аналитические агентства, специализированные базы данных.

Автоматическое составление  и рассылка индивидуальных тематических отчетов экспертам и руководству.

Средства графического анализа событий по любой тематике, оперативное выявление в новостном потоке горячих тем.

Мгновенная подготовка досье по любому вопросу.

Выборка наиболее важной фактической информации - дат, финансовых данных, персон и организаций.

Автоматическое выявление  физических и юридических лиц, имеющих отношение к любому вопросу и анализ взаимосвязей между ними.

2) Система «Галактика ZOOM» — инструмент для создания  хранилища текстовой информации, который обладает возможностями  для проведения поиска и аналитических  исследований.

Поиск информации в больших  информационных массивах.

Выявление значимых слов и словосочетаний документа, отражающих содержание текста.

Сравнение документов - обнаружение  сходства, различия и аномалий изучаемых  объектов.

Динамика во времени - отслеживание изменений во времени слов или словосочетаний характеризующих изучаемый объект.

3) Система DocsVision также  предназначена для задач управления  документами и процессами (http://www.docsvision.com/). Система DocsVision "Делопроизводство" для создает архивы документов, автоматизирует делопроизводство в организации.

4) Система ЕВФРАТ-Документооборот  (http://www.evfrat.ru) - комплексное решение  по организации электронного  документооборота на предприятии.  Внедрение системы обеспечивает:

систематизацию учета  и хранения документов;

оперативный доступ к  документам и отчетной информации;

управление процессами движения и обработки документов;

 

5) Яndex.Server — программа  для поиска информации в интернете  или в локальной сети с учетом  морфологии русского языка.

4. Веб 2.0 инструменты для работы со знаниями

Информация о работе Информационное обеспечение процессов управления знаниями