Информационное обеспечение процесса управления ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

Введение 

       В обществе всегда существует потребность  развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу  образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом  и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в  этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать  научно обоснованные решения. Поэтому  одним из элементов рационализации управленческого труда является повышение информационной культуры руководителей и, как прямое следствие  этого, более высокое качество информационного  обеспечения их деятельности. Информационная культура общества предполагает «определенный  уровень организационных информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, эффективность процесса создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации» [12;52]. Качественное изменение информационной культуры руководителей становится возможным и эффективным при информационном подходе к управлению, который предполагает усиление роли всевозможной и, в первую очередь, педагогической информации в деятельности администрации образовательных учреждений. Такой подход основывается на понимании того факта, что любой процесс управления по своей сути является процессом сбора, обработки, передачи и анализа информации и принятием на ее основе соответствующих решений. Специалисты по общей теории управления утверждают, что наиболее характерной ошибкой в управленческой деятельности руководителей является несвоевременность принятия решения. При этом либо вообще упускается момент, когда решение следует принимать, либо оно принимается слишком  
рано, когда условия еще «не созрели». Причиной же этого является плохая система информации и обратной связи [29;165]. Дальнейшее повышение качества работы дошкольных образовательных учреждений  находится в прямой зависимости от качества управления ими. Поэтому освоение основ научного управления на практике, овладение разнообразными формами и методами внутреннего управления, а значит, и культурой работы с информацией, становится первоочередной задачей каждого руководителя. В настоящее время накоплен определенный научный фонд, характеризующий философские и социальные аспекты теории управления: Н.Т. Абрамова,    В. А. Абчук, В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвипшани, A. M. Омаров, Г. Х. Попов, Ю.А. Тихомиров  и др. Вопросы управления дошкольным образовательным учреждением рассматривались в работах В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой,    А. К. Бондаренко, А. И. Васильевой, Л. А. Бахтуриной и И. И. Кобитиной,    Е. Ю. Демуровой и Л. Ф. Островской, Т.С. Комаровой, Л.В. Поздняк,             О. И. Соловьевой, Л. П. Тарасовой и др.

       Отдельные аспекты проблемы управления дошкольными  учреждениями нашли свое отражение  в работах Т. Н. Дороновой,                   И. П. Раченко, Л. Г. Русии, Р. Я. Спружи), А. Н. Троян и др.

       Анализ  научно-методической литературы показывает, что в настоящее время активизируется изучение проблемы создания и функционирования систем информационного обеспечения управления. Но имеющиеся работы в рамках данной проблемы выполнены в основном на материале общеобразовательных учреждений, учреждений повышения квалификации работников образования. В основе оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольном учреждении лежит динамика педагогических процессов, выявление того, как осуществляемые преобразования действуют на развитие личности каждого ребенка. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений. Любое управляющее воздействие идет через информацию управления (или командную информацию), а сообщение органу управления о сложившейся обстановке - через информацию состояния. Другими словами, принятие решений - это целенаправленный процесс переработки «информации состояния» в «командную информацию». Здесь может возникнуть конфликт в результате несоответствия между желаемым и действительным состоянием объекта. То же самое можно сказать и о процессе обработки входного потока документов. Во всех случаях руководитель должен принять решение.

       Умение  готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так  как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии  достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Многие из указанных выше авторов считают, что информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более  эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного  обеспечения управления. В управлении ДОУ информация играет такую же роль, как и в управлении любым другим учреждением. К заведующему ежедневно  поступает огромное количество всевозможных сведений.  При этом в ДОУ можно  проследить большое многообразие информационных взаимоотношений: воспитатель - ребенок, воспитатель - родители, администрация - дети, администрация - родители, администрация - педагоги и др. Кроме того, администрация  ДОУ находится в постоянных контактах  с вышестоящими органами народного  образования, с методическими службами, с другими образовательными учреждениями и организациями. Все это доказывает наличие информационных потоков как внутри ДОУ, так и направленных извне в ДОУ и обратно.

       Усложнение  управленческой деятельности, связанное  с постоянно возрастающим объемом  информации, циркулирующим в учреждении, требует все большего времени  для ее сбора и обработки. К  сожалению, в практике руководители часто не справляются с постоянно  увеличивающимся потоком информации, так как не могут выделить из него информацию действительно важную, необходимую  и, кроме того, не всегда умеют быстро и качественно проанализировать ее. Поиск нужных сведений обычно занимает у руководителей много времени, так как нет определенных требований к ее обработке и хранению. Стремясь же собрать информацию как можно  более полную, конкретную и объективную, руководители забывают о своевременности  ее получения. Отсюда, несмотря на изобилие самой разнообразной информации, управленческие решения часто принимаются  при так называемом "информационном дефиците", меняются под влиянием эмоциональных факторов, носят приказной  характер, не учитывающий реальные возможности и желания коллектива.

       Разработка  новой системы информационных отношений  ДОУ обусловлена состоянием и  развитием как научной, так и  педагогической политики нашей страны. Об этом свидетельствуют Закон РФ «Об образовании», Типовое положение  о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подзаконные акты Министерства общего и профессионального образования РФ, Концепция дошкольного воспитания, Концепция информатизации образования.  
В настоящее время проводится большая практическая работа по совершенствованию системы дошкольного образования, в том числе повышается самостоятельность ДОУ, разрабатываются новые требования к организации жизни детей в группах, изменяется статус ДОУ, пересматривается внутренняя структура. В русле сказанного развиваются отдельные направления деятельности: изменяются условия и порядок определения штатов, оплаты труда, финансирования, вводится новый хозяйственный механизм, модифицируются содержание и методы работы с детьми. Задачу развития учреждения невозможно решить, используя только традиционные формы и методы в  рамках сложившихся организационных структур и организационных отношений.

       Механический  перенос организационных структур, разработанных применительно к  предприятиям и организациях промышленности и сферы услуг, а также к  школам в новые условия также  не отвечает задачам развития, а, следовательно, нереален. Даже в сложившейся организационной  структуре дошкольных учреждений наблюдается  нечеткость в распределении обязанностей между руководителями, упор на выполнение постоянных функций в изменившихся обстоятельствах и при меняющихся задачах.

       Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления дошкольными образовательными учреждениями, а с другой - неразработанностью проблемы информационного обеспечения управления.  
Возникла необходимость устранения следующих противоречий:  
- между необходимостью принятия многочисленных оперативных и стратегических управленческих решений и отсутствием рациональных путей сбора, обработки, анализа и хранения информации;  
- между большой динамикой преобразований, осуществляемых в содержании и организации деятельности учреждений дошкольного образования и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по созданию информационных банков;  
- между потребностью руководителей в определении содержания и технологии сбора, хранения и использования информации и недостаточной разработанностью этой проблемы в науке.

       Исходя  из реально существующих и характерных  для дошкольных образовательных  учреждений противоречий, была сформулирована проблема: каковы условия перехода на более эффективную систему информационного обеспечения управления ДОУ и повышения информационной культуры руководства ДОУ.

       Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.  
Объектом исследования является процесс управленческой деятельности в учреждении дошкольного образования.

       Предметом исследования выступает информационное обеспечение управления ДОУ.

       Гипотеза  исследования: мы исходили из предположения о том, что эффективность управления воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении будет выше, если:

       - методы сбора, обработки, анализа и хранения информации создадут предпосылки ее оперативного использования;

       - специалисты дошкольного образования  (как руководители, так и педагоги) овладеют навыками работы с  информацией, повысят свою информационную  культуру.

       В соответствии с целью и гипотезой  определены следующие задачи исследования:

       1. Дать характеристику информационного  обеспечения как одной из сторон  управления воспитательно-образовательным  процессом ДОУ. 

       2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.

       Методологическую  основу исследования составляют диалектика, общая теория управления, социальная теория управления, программно-целевой, системный, синергетический и информационный подходы, методы педагогических исследований, современные концепции развития системы образования.

       Для решения поставленных задач и  проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

       - теоретические: анализ психолого-педагогической  литературы;

       - эмпирические: тестирование, методы  обработки данных, количественный  анализ с использованием методов  математической статистики и  качественный анализ результатов  исследования.

       Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №  « г. Саранска.

       Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы проблемы информационного обеспечения процесса образования в дошкольном образовательном учреждении 

1.1 Информация и показатели  ее оценки 

       Практически невозможно найти сферу деятельности человека, где информация не играла бы важной, порой ведущей роли. Большинство  людей в современном мире занято не в сфере материального производства, а работой с информацией - ее поиском, обработкой, анализом и т.д. Ведутся  разговоры о новом типе общества - «информационном», в котором основным ресурсом является именно информация. Сама сущность управления как целенаправленного  воздействия на состояние или  развитие какого-либо процесса, явления  или объекта предполагает работу с информацией. Именно изучение управленческих процессов привело к пониманию  информации как отображения происходящих при этом явлений. Поэтому вполне закономерным нам представляется тот  факт, что информацию часто называют «хлебом» управления [12;83].

       Под управлением обычно понимают систему  действий руководителя по подготовке, принятию и реализации управленческих решений, направленных на достижение запланированных  задач с привлечением всех членов коллектива. Эта система действий характерна и для управления дошкольным учреждением. Для реализации процесса формирования и принятия решения  руководителю необходимы разнообразные  сведения как о состоянии процесса воспитания и обучения детей, так  и об основных направлениях деятельности сотрудников ДОУ, и о состоянии  внешней среды. Поэтому с термином «управление» неразрывно связано понятие  «информационное обеспечение управления». Говоря об управлении, нельзя не отметить, что оно невозможно без полной и качественной, достаточной и вовремя поступившей информации. Это положение было сформулировано    Н. Винером и легло в основу кибернетики как науки. Поэтому нам представляется необходимым определиться с тем, что же представляет из себя информация.

Информация о работе Информационное обеспечение процесса управления ДОУ