Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа
задачи исследования:
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.
Введение
В
обществе всегда существует потребность
развития, изменения. Серьезные преобразования,
происходящие в современном мире,
не могут не затрагивать сферу
образования. В свою очередь, реформирование
системы образования в целом
и дошкольных образовательных учреждений
в частности становится невозможно
без оптимизации управленческой
деятельности. Эффективность управления
педагогическими учреждениями во многом
зависит от того, какое место в
этом процессе занимает информационное
обеспечение, позволяющее принимать
научно обоснованные решения. Поэтому
одним из элементов рационализации
управленческого труда является
повышение информационной культуры
руководителей и, как прямое следствие
этого, более высокое качество информационного
обеспечения их деятельности. Информационная
культура общества предполагает «определенный
уровень организационных
рано, когда условия еще «не созрели».
Причиной же этого является плохая система
информации и обратной связи [29;165]. Дальнейшее
повышение качества работы дошкольных
образовательных учреждений находится
в прямой зависимости от качества управления
ими. Поэтому освоение основ научного
управления на практике, овладение разнообразными
формами и методами внутреннего управления,
а значит, и культурой работы с информацией,
становится первоочередной задачей каждого
руководителя. В настоящее время накоплен
определенный научный фонд, характеризующий
философские и социальные аспекты теории
управления: Н.Т. Абрамова, В. А.
Абчук, В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвипшани, A.
M. Омаров, Г. Х. Попов, Ю.А. Тихомиров
и др. Вопросы управления дошкольным образовательным
учреждением рассматривались в работах
В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой,
А. К. Бондаренко, А. И. Васильевой, Л. А.
Бахтуриной и И. И. Кобитиной, Е.
Ю. Демуровой и Л. Ф. Островской, Т.С. Комаровой,
Л.В. Поздняк,
О. И. Соловьевой, Л. П. Тарасовой и др.
Отдельные аспекты проблемы управления дошкольными учреждениями нашли свое отражение в работах Т. Н. Дороновой, И. П. Раченко, Л. Г. Русии, Р. Я. Спружи), А. Н. Троян и др.
Анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время активизируется изучение проблемы создания и функционирования систем информационного обеспечения управления. Но имеющиеся работы в рамках данной проблемы выполнены в основном на материале общеобразовательных учреждений, учреждений повышения квалификации работников образования. В основе оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольном учреждении лежит динамика педагогических процессов, выявление того, как осуществляемые преобразования действуют на развитие личности каждого ребенка. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений. Любое управляющее воздействие идет через информацию управления (или командную информацию), а сообщение органу управления о сложившейся обстановке - через информацию состояния. Другими словами, принятие решений - это целенаправленный процесс переработки «информации состояния» в «командную информацию». Здесь может возникнуть конфликт в результате несоответствия между желаемым и действительным состоянием объекта. То же самое можно сказать и о процессе обработки входного потока документов. Во всех случаях руководитель должен принять решение.
Умение готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Многие из указанных выше авторов считают, что информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного обеспечения управления. В управлении ДОУ информация играет такую же роль, как и в управлении любым другим учреждением. К заведующему ежедневно поступает огромное количество всевозможных сведений. При этом в ДОУ можно проследить большое многообразие информационных взаимоотношений: воспитатель - ребенок, воспитатель - родители, администрация - дети, администрация - родители, администрация - педагоги и др. Кроме того, администрация ДОУ находится в постоянных контактах с вышестоящими органами народного образования, с методическими службами, с другими образовательными учреждениями и организациями. Все это доказывает наличие информационных потоков как внутри ДОУ, так и направленных извне в ДОУ и обратно.
Усложнение
управленческой деятельности, связанное
с постоянно возрастающим объемом
информации, циркулирующим в учреждении,
требует все большего времени
для ее сбора и обработки. К
сожалению, в практике руководители
часто не справляются с постоянно
увеличивающимся потоком
Разработка
новой системы информационных отношений
ДОУ обусловлена состоянием и
развитием как научной, так и
педагогической политики нашей страны.
Об этом свидетельствуют Закон РФ
«Об образовании», Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении,
Типовое положение об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, подзаконные акты
Министерства общего и профессионального
образования РФ, Концепция дошкольного
воспитания, Концепция информатизации
образования.
В настоящее время проводится большая
практическая работа по совершенствованию
системы дошкольного образования, в том
числе повышается самостоятельность ДОУ,
разрабатываются новые требования к организации
жизни детей в группах, изменяется статус
ДОУ, пересматривается внутренняя структура.
В русле сказанного развиваются отдельные
направления деятельности: изменяются
условия и порядок определения штатов,
оплаты труда, финансирования, вводится
новый хозяйственный механизм, модифицируются
содержание и методы работы с детьми. Задачу
развития учреждения невозможно решить,
используя только традиционные формы и методы в
рамках сложившихся организационных структур и организационных
Механический
перенос организационных
Таким
образом, актуальность
настоящего исследования обусловлена,
с одной стороны, потребностью практики
управления дошкольными образовательными
учреждениями, а с другой - неразработанностью
проблемы информационного обеспечения
управления.
Возникла необходимость устранения следующих
противоречий:
- между необходимостью принятия многочисленных
оперативных и стратегических управленческих
решений и отсутствием рациональных путей
сбора, обработки, анализа и хранения информации;
- между большой динамикой преобразований,
осуществляемых в содержании и организации
деятельности учреждений дошкольного
образования и отсутствием научно-обоснованных
рекомендаций по созданию информационных банков;
- между потребностью руководителей в
определении содержания и технологии
сбора, хранения и использования информации
и недостаточной разработанностью этой
проблемы в науке.
Исходя
из реально существующих и характерных
для дошкольных образовательных
учреждений противоречий, была сформулирована
проблема: каковы условия перехода на
более эффективную систему информационного
обеспечения управления ДОУ и повышения
информационной культуры
Решение
этой проблемы составило цель
нашего исследования.
Объектом исследования является процесс
управленческой деятельности в учреждении дошкольного
Предметом исследования выступает информационное обеспечение управления ДОУ.
Гипотеза
исследования: мы исходили из предположения
о том, что эффективность управления воспитательно-образовательным
процессом в дошкольном учреждении будет
-
методы сбора, обработки, анализа и хранения
информации создадут предпосылки ее оперативного
-
специалисты дошкольного
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1.
Дать характеристику
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.
Методологическую
основу исследования составляют диалектика,
общая теория управления, социальная
теория управления, программно-целевой,
системный, синергетический и
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-
теоретические: анализ
-
эмпирические: тестирование, методы
обработки данных, количественный
анализ с использованием
Опытно-
Структура:
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников.
1
Теоретические основы
проблемы информационного
обеспечения процесса
образования в дошкольном
образовательном учреждении
1.1
Информация и показатели
ее оценки
Практически
невозможно найти сферу деятельности
человека, где информация не играла
бы важной, порой ведущей роли. Большинство
людей в современном мире занято
не в сфере материального
Под управлением обычно понимают систему действий руководителя по подготовке, принятию и реализации управленческих решений, направленных на достижение запланированных задач с привлечением всех членов коллектива. Эта система действий характерна и для управления дошкольным учреждением. Для реализации процесса формирования и принятия решения руководителю необходимы разнообразные сведения как о состоянии процесса воспитания и обучения детей, так и об основных направлениях деятельности сотрудников ДОУ, и о состоянии внешней среды. Поэтому с термином «управление» неразрывно связано понятие «информационное обеспечение управления». Говоря об управлении, нельзя не отметить, что оно невозможно без полной и качественной, достаточной и вовремя поступившей информации. Это положение было сформулировано Н. Винером и легло в основу кибернетики как науки. Поэтому нам представляется необходимым определиться с тем, что же представляет из себя информация.
Информация о работе Информационное обеспечение процесса управления ДОУ