Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:04, реферат
Информационные технологии в настоящее время охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека и в этой связи являются объектом повышенного внимания законодателя и иных нормотворческих органов. При осуществлении правовой поддержки деятельности, связанной с созданием и применением информационных технологий специалисту необходимы специальные правовые знания. В то же время такие знания относятся к различным отраслям и институтам права, при этом в редких случаях освещаются в традиционных учебных курсах, в том числе в курсе информационного права.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1 Международное законодательство………………………………..4
1.1 Стандарт ISO/IEC 17799:2005………………………………………….4
1.2 Стандарт ISO/IEC 15408-99…………………………………………….5
1.3 Стандарты ISO серии 27000…………………………………………….6
Глава 2 Российское законодательство в сфере обеспечение информационных технологий управления ……………………………………..7
Заключение ………………………………………………………………...18
Список источников и литературы
Администрация городского округа Самара
Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Факультет управления и информационных технологий
Кафедра «Управления персонала»
Реферат
по дисциплине «Информационные технологии в управлении персоналом»
Нормативно-правовое обеспечение информационных технологий управления
Реферат студента 791-Д группы
Факультета УИТ
Специальности УП
Тимаков Р.
Проверил доц. Дельцова Н.О.
Самара 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1 Международное
1.1 Стандарт ISO/IEC 17799:2005………………………………………….4
1.2 Стандарт ISO/IEC 15408-99…………………………………………….5
1.3 Стандарты ISO серии 27000…………………………………………….6
Глава 2 Российское законодательство
в сфере обеспечение
Заключение …………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………19
Введение
Информационные технологии
в настоящее время охватывают
практически все сферы
Целью данной работы является анализ нормативно-правового обеспечения информационных технологий.
Глава 1 Международное законодательство
1.1 Стандарт ISO/IEC 17799:2005
Стандарт ISO/IEC 17799-2000/2004 «Информационные технологии и безопасность. Правила управления информационной безопасностью» изначально были разработаны на базе британского стандарта BS 17799 и действуют в Беларуси как СТБ ИСО/МЭК 17799:2005 «Технологии информационные. Методы обеспечения защиты. Кодекс установившейся практики по управлению безопасностью информации». ¹
Стандарт учитывает:
• существенное возрастание роли электронной коммерции в мировой практике;
• распространенность проектов электронных правительств;
• общую тенденцию к ужесточению требований к информационной безопасности.
В качестве базовых принципов стандартом приняты:
• защита данных и документов организации;
• обеспечение конфиденциальности персональных данных;
• защита прав интеллектуальной собственности.
В руководство по применению стандарта включены рекомендации по разработке кадровых политик, юридических требований, систем обеспечения непрерывности производственного процесса и политик безопасности.
Стандарт применяется в качестве критериев оценки механизмов безопасности организации, в т. ч. административных, процедурных и физических мер защиты. В нем выработаны:
• стратегии планирования развития;
• схемы классификации документов (данных, информационных материалов) и методы безопасного доступа к ним;
______________________________
¹Силков, С. В. К вопросу об обеспечении гарантий безопасности в объектах информационных технологий / С. В. Силков // Материалы конф. «Обеспечение безопасности информации в информационных системах», ноябрь 2004 г. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь. – С. 72.
• методология оценок рисков безопасности;
• градация ответственности работников.
В стандарте заложены нормы, согласно которым организации должны обеспечивать безопасность при управлении документацией, основываясь на положениях ISO 15489, применяемого в сертификации по международным стандартам безопасности информации.
1.2 Стандарт ISO/IEC 15408-99
В начале 1990-х гг. ISO приступила к разработке серии стандартов по общим критериям оценки безопасности информационных технологий – Common Criteria for Information Technology Security Evaluation. В 1999 г. был утвержден стандарт ISO/IEC 15408-99 «Информационная технология. Методы и средства безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1: Введение и общая модель. Часть 2: Функциональные требования безопасности. Часть 3: Гарантийные требования безопасности», устанавливающие критерии оценки механизмов информационной безопасности на программном и аппаратном уровнях.¹
Стандарт направлен на защиту информации от потерь, несанкционированного использования, модификации или раскрытия. Критерием защиты является обеспечение:
1) доступности (готовности):
информация и средства ее
2) целостности: информация
должна быть защищенной от
несанкционированного
3) конфиденциальности: информация
может быть доступна только
строго определенному кругу
______________________________
¹Силков, С. В. К вопросу об обеспечении гарантий безопасности в объектах информационных технологий / С. В. Силков // Материалы конф. «Обеспечение безопасности информации в информационных системах», ноябрь 2004 г. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь. – С. 72.
Применение разработанной
в стандарте методологии
На основе этого стандарта разрабатываются национальные стандарты Беларуси серии СТБ 34.101 в области методов и средств безопасности ИКТ.
1.3 Стандарты ISO серии 27000
В настоящее время ISO разрабатывает
стандарты серии 27000 по управлению безопасностью
информации. Стандарт ISO 27001 «Требования
к системе управления безопасностью»
заменяет стандарт BS7799, входящий в состав
сертификационных стандартов по информационной
безопасности. В сравнении с BS7799,
в ISO 27001 имеется ряд изменений
в сторону гармонизации подходов
с другими стандартами
Стандарт ISO 27002 является дальнейшим развитием ISO 17799. Стандарт ISO 27004 посвящен метрикам и оценке безопасности. ¹
Важно отметить, что вся последующая деятельность по международной сертификации в области безопасности информации должна будет происходить по требованиям стандартов серии 27000.
______________________________
¹Силков, С. В. К вопросу об обеспечении гарантий безопасности в объектах информационных технологий / С. В. Силков // Материалы конф. «Обеспечение безопасности информации в информационных системах», ноябрь 2004 г. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь. – С. 72.
Глава 2 Российское законодательство в сфере обеспечение информационных технологий управления
Особое внимание законодательной защите информационных прав граждан уделено в Конституции РФ. Так, конституционный статус информационных отношений закреплен в ст. 24 , ст. 41 (п. 3), ст. 42. При этом ст. 24 (п. 2) определяет субъекты информационных правоотношений: с одной стороны - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, с другой - граждане Российской Федерации.
Основной закон закрепил право граждан на «тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (п. 2, ст. 23).¹
Принципиальное значение имеет положение, предусматривающее защиту информационных прав и свобод граждан: не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п.1, ст. 24).
Конституция РФ закрепила
вполне конкретные права граждан
на информацию. Так, «органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность
Предметом конституционного регулирования стали правоотношения не только в сфере информации, носящей личный характер, но и в сферах правовой (п. 3,ст. 15) и экологической информации.
______________________________
¹Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. -М. 1995. С. 145.
Основной Закон наделил граждан России широкими правами, в том числе в информационной сфере. Ограничение некоторых прав и свобод граждан может быть допущено только на основании судебного решения.
Этим законом введены понятия собственника и владельца информационных ресурсов, информационных систем и технологий, понятие пользователя (потребителя) информации, а также определено, что информационные ресурсы «являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства». Они «составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами».
Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» отнес персональные данные (информацию о гражданах) к категории конфиденциальной информации (ст. 11). В нем законодательно урегулирована конституционная норма, закрепленная в п. 5, ст. 24. Закон не допускает сбора, накопления, использования и распространения информации о частной жизни, а также информации, «нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия». Последнее может быть осуществлено лишь на основании судебного решения.¹
В этом Законе уделено большое внимание защите информации, а также правам и обязанностям субъектов в области информационных процессов и информатизации ( гл. 5). Целями защиты являются (ст. 20):
______________________________
¹ Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995г. № 24-ФЗ/УСобрание законодательства РФ. 1995. Ст.609.
Базовый акт информационного законодательства. Задача законодательного урегулирования права граждан на информацию, закрепленная в ч. 4, ст. 29 Конституции РФ, во многом решается Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Он регламентирует конкретные информационные отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов, создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, а также при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Законом РФ «О правовой охране
программ для электронно-вычислительных
машин и баз данных»
Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение информационных технологий управления