Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:37, курсовая работа
Современное общество живет в период, одну из характер¬ных черт которого составляет информатизация. Под информа¬тизацией общества понимается повсеместная реализация мер, обеспечивающих возможность своевременного получения и ис¬пользования полной и достоверной информации во всех облас¬тях знаний и видах человеческой деятельности. Предполагает¬ся, что информатизация общества повысит обоснованность и эффективность принимаемых на всех уровнях управления ре¬шений, а следовательно, и уровень развития науки и экономи¬ки и, в конечном счете, качество жизни людей.
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Филиал в г. Калуге
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Информационное обеспечение управления»
Современное общество живет в период, одну из характерных черт которого составляет информатизация. Под информатизацией общества понимается повсеместная реализация мер, обеспечивающих возможность своевременного получения и использования полной и достоверной информации во всех областях знаний и видах человеческой деятельности. Предполагается, что информатизация общества повысит обоснованность и эффективность принимаемых на всех уровнях управления решений, а следовательно, и уровень развития науки и экономики и, в конечном счете, качество жизни людей.
Управление, которое трактуется кибернетикой как воздействие на систему, ведущее к достижению поставленной цели, — это процесс информационный, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управляющей и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в современных организациях крайне важным условием успешного управления стало информационное обеспечение.
Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений.
Сегодня к известным видам ресурсов любой организации — материальным, трудовым, энергетическим, финансовым — прибавился новый, ранее не учитываемый — информационный.
Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной микропроцессорной техники, интегрированных сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному подъему индустрии переработки информации и появлению новой науки — информатики. Информатика — это научно-практическое направление исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Информатика охватывает как теоретический аспект проблемы — методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной — технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как науки является информационная технология.
Информационная технология — это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т. п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией.
Информация очень разнообразна по содержанию и в зависимости от вида деятельности, в которой используется, может классифицироваться (правда, довольно условно) как научная, производственная, экономическая, медицинская, демографическая, юридическая и т. д. Каждый из видов информации имеет свою смысловую ценность, требования к точности, достоверности и оперативности отражения фактов, определенные формы представления и фиксации на физическом носителе, а следовательно, и свои технологии обработки.
Современная компьютерная технология обработки информации требует ее определенной формализации. Информация, представленная в формализованном виде, получила название «данные». Как уже отмечалось выше, информация может размещаться на различных физических носителях (бумажных, магнитных) и находиться в статическом или динамическом состоянии.
Статическое состояние информации связано с ее более или менее длительным организованным хранением и накоплением в базах данных. Под базой данных понимается вся необходимая для решения определенного класса задач информация, записанная на машинных носителях и организованная по определенным правилам, обеспечивающим удобство хранения, поиска и преобразования данных.
Динамическое состояние информации — это ее движение в процессах коммуникации по каналам связи в виде информационных потоков.
В деятельности крупных организаций, особенно имеющих региональную структуру, передача оперативной и достоверной информации становится первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. Поэтому для современного менеджмента характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на новейшей компьютерной технике, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть.
Управленческая внутрифирменная информационная система (ВИС) представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из трех основных элементов;
технические средства обработки информации (компьютеры);
внутренние и внешние каналы передачи информации
(каналы связи);
собственно информация, зафиксированная на соответствующих носителях.
Принципы ВИС. Создание ВИС базируется на следующих
основных принципах:
унификация и многократность использования информации, что позволяет существенно сократить дублирование и ограничить количество используемых показателей, уменьшить объем информационных потоков и повысить степень использования информации;
совместимость (техническая, программная, организационная) отдельных элементов и подсистем ВИС, повышающая
надежность ее функционирования и снижающая затраты на
создание и модернизацию;
многовариантность расчетов в процессе подготовки и
принятия управленческих решений, дающая возможность их
оптимизации.
Цели ВИС. Проектирование, создание и использование в
организации внутрифирменной информационной системы направлены на достижение следующих важнейших целей:
автоматизация административно-
повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижение степени риска в результате повышения качества используемой информации;
создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах;
непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.
Функции ВИС. К основным функциям ВИС можно отнести следующие виды задач, решаемых в организации с их помощью:
определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема;
разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;
определение потребности в технических средствах и
уровня затрат на их приобретение и эксплуатацию;
координация всех работ по информационному обслуживанию;
автоматизированная обработка и выдача документов и
текстовой информации.
Основной компонент информационной системы — технические средства — развивается и обновляется такими высокими темпами, что, несмотря на сравнительно короткую историю их применения в практике менеджмента, в ней можно выделить уже несколько этапов.
Этап 1. Период 50-х — 60-х годов. Характеризуется созданием и использованием крупногабаритных ЭВМ, специализированных систем передачи данных, централизованной формой хранения, обработки и доступа к информации.
Этап 2. Период 70-х годов. Характерно бурное развитие электроники, создание микропроцессоров и их использование в разнообразных производственных, транспортных и других системах, миниатюризация средств вычислительной техники и широкое применение мини- и микроЭВМ, а чуть позже — появление первых персональных компьютеров.
Этап 3. Период 80-х — 90-х годов. Наиболее характерной отличительной особенностью этого этапа развития информационных систем является создание массового производства дешевых общедоступных персональных компьютеров и их широчайшее применение во всех сферах человеческой деятельности, а также формирование национальных и глобальной (Интернет) компьютерных сетей. Именно этот этап стал началом перехода к постиндустриальному информационному обществу.
В ближайшие годы прогнозируется резкий рост коммерческого значения сети Интернет и числа компаний, делающих в этой среде свой бизнес.
По данным ряда исследовательских организаций, количество компаний, использующих в своей деятельности интернет-технологии, вырастет со 150 тыс. в 1995 г. до 2 млн. в 2000 г., а рынок программного обеспечения и услуг в Интернете — с 7,5 млрд. долл. в 1996 г. до 32 млрд. в 2001 г. К концу столетия удельный вес подключенных к Интернету компьютеров в мире вырастет вдвое, составив 39% (табл. 1)
Таблица 1. Количество и категории
пользователей услуг сети Интернет, (млн.)[1]
Уже сейчас большинство коммерческих организаций имеет представительства в Интернете, однако далеко не все задумываются об их эффективном использовании. Между тем эффективное использование интернет-технологий станет в ближайшей перспективе одним из важнейших факторов возможности успешного развития компаний. В России насчитывается около 250 тыс. пользователей услугами Интернет, и этот рынок услуг (в основном пока рекламных) только зарождается. Однако темпы его развития позволяют считать его одним из наиболее перспективных и требующих пристального внимания.
Информационные технологии все более широко охватывают не только управленческие, но и непосредственно производственные процессы, становятся все более эффективными, обеспечивают возможность создания не только автономных, но и интегрированных компьютерных систем.
Интегрированная компьютерная система предполагает создание в рамках организации унифицированного информационного потока, объединяющего в единый процесс научные исследования и разработки, производство, сбыт, финансы и другие области хозяйственной деятельности и функции менеджмента коммерческой фирмы.
Выводы
1. С точки зрения технологии управление по своей природе
— информационный процесс, поэтому в современных организациях важным условием их успеха стало информационное
обеспечение, под которым понимается создание системы сбора,
обработки, хранения и передачи информации, необходимой для
принятия управленческих решений.
2. Для современного менеджмента в целях информационного
обеспечения характерно применение (особенно в крупных организациях) внутрифирменной информационной системы (ВИС), основными элементами которой являются технические средства об
работки информации (компьютеры), каналы связи и сама информация, зафиксированная на определенных носителях.
3. Для повышения эффективности использования ВИС при
их создании необходимо следовать таким принципам:
• унификация и многократность использования информации;
• совместимость подсистем и отдельных элементов ВИС;
• многовариантность расчетов.
4. С помощью ВИС организация способна достигать следующих основных целей:
• автоматизации административно-
• непрерывного развития и совершенствования технологии информационного обслуживания;
• создания эффективной системы хранения, обновления, обработки и доступа к информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах;
• повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижения уровня их риска.
5. Современные информационные технологии все более
широко охватывают не только управленческие, но и сами производственные процессы, обеспечивая возможность создания
интегрированных компьютерных систем, объединяющих в единый информационный процесс научные исследования, разработки, производство, маркетинг, финансы и другие сферы хозяйственной деятельности и функции коммерческой организации.
4
[1] Леонидов С. Интернет становится важной коммерческой средой //Финансовые известия. 1997. № 63.