Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа
Содержание
Введение
1. Понятие экскурсионного менеджмента
1.1 Функции управления и структура туристско–экскурсионной организации
1.2 Технология принятия и реализации управленческих решений
1.3 Цели, задачи, стратегия и методология туристско–экскурсионной организации и управление
1.4 Планирование и управление
1.5 Формы контроля
1.6 Оценка эффективности экскурсионного менеджмента
1.7 Хозяйственно – финансовый план экскурсионного бюро
1.8 Экскурсионно–финансовый план
1.9 Рост объемов туристско – экскурсионного обслуживания
1.10 Использование новых форм обслуживания
2. Организация работы персонала экскурсионного бюро
2.1 Руководство работой бюро
2.2 Должностные инструкции персонала
2.3 Экскурсовод – профессия
2.4 Профессия и специальность
2.5 Личность экскурсовода
2.6 Экскурсоводческое мастерство
2.7 Пути повышения экскурсоводческого мастерства
3. Разработка экскурсий
4. Экономический анализ деятельности экскурсионной организации
4.1 Описание экскурсионной организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Самооценка экскурсоводом
достигнутых результатов
В основу самооценки
экскурсоводом своей
Становление личности
экскурсовода. Формирование личности
экскурсовода происходит на всем протяжении
становлении профессии
Авторитет экскурсовода
– этот вопрос имеет прямое отношение
к проблеме личности. Авторитет экскурсовода
основан на его знаниях, умениях,
навыках, нравственных достоинствах, практическом
опыте. Авторитет представляет собой
совокупность нескольких сторон: авторитет
положения, который определяется тем,
что экскурсовод является руководителем
экскурсии, возглавляет группу экскурсантов
и руководит их деятельностью; авторитет
его знаний; авторитет умения. Его
создает опыт экскурсовода в проведении
экскурсий; одна из важных основ авторитета
экскурсовода – культура речи и
внеречевые средства воздействия; взаимоотношения
с экскурсантами, умение создать
нужный микроклимат в группе. Основа
авторитета экскурсовода в этом плане
– высокая культура поведения
и речи.
2.6
Экскурсоводческое
мастерство
Экскурсия представляет собой процесс познания предметов и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсии, умение руководить группой в процессе познания.
Экскурсоводческое мастерство – это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства. Это мастерство находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала.
Мастерство экскурсовода
неотъемлемо от владения основными
положениями экскурсионной
Профессиональное мастерство экскурсовода – это особый вид искусства, который построен на : активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсий; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных специалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.
Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы – знания и умения.
Знания: общие знания и знания по специальности, знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, основ ораторского искусства.
Умение: сформулировать
знания, изложить свои мысли до проведения
экскурсии, рассказом и культуре
речи расширить кругозор людей, при
проведении экскурсии использовать
методические приемы, донести знания
до аудитории и управлять ею, передавать
свою убежденность и вести сея
в коллективе.
2.7
Пути повышения
экскурсоводческого
мастерства
Важным участком
любого экскурсионного учреждения является
постоянное совершенствование
-) улучшение
организации методической
-) подготовка
качественной методической
-) разработка
технологии методических
-) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;
-) установление
и сохранение контактов между
экскурсоводом и экскурсантами
на всем протяжении экскурсии,
что определяется владением
Вся работа по повышению
профессионального мастерства носит
плановый характер. Большую помощь
экскурсоводам может оказать
специальная методическая литература,
а также повышение квалификации
на специализированных курсах.
3. Разработка экскурсий
Разработка экскурсий состоит из следующих этапов:
1) Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим проходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
2) Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуального текста.
3) Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
1) организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
2) информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем. Которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5 – 7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод о теме, реализующей цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Непосредственная разработка экскурсий.
1) Определение цели и задач экскурсии.
Работа над
любой новой экскурсией начинается
с четкого определения ее цели.
Это помогает авторам экскурсии
более организовано вести работу
в дальнейшем. Цель экскурсии –
это то, ради чего показываются экскурсантам
памятники истории и культуры
и другие объекты. Рассказ экскурсовода
подчинен той же конечной цели. Назовем
несколько целей: воспитание патриотизма,
любви и уважения к Родине, общественно
– полезному труду, к другим народам,
эстетическое воспитание, а также
расширение кругозора, получение дополнительных
знаний в различных областях науки
и культуры и т. д. Задачи экскурсии
– достичь целей путем
2) Выбор темы
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсии должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
3) Отбор литературы и составление библиографии.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.
4) Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии, культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов.
Экскурсионные объекты классифицируются:
-) по содержанию – одноплановые (произведения живописи) и многоплановые (архитектурный ансамбль).
-) по функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.
-) по степени
сохранности – полностью
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
-) познавательная
ценность – связь объекта с
конкретным историческим
-) известность
объекта, его популярность
-) необычность
(экзотичность) объекта. Имеется
в виду особенность,
-) выразительность
объекта, т.е. Внешняя
-) сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
-) местонахождение
объекта. При отборе объектов
должны учитываться расстояние
до памятника, удобства
5) Составление маршрута экскурсии
Информация о работе Характеристика системы экскурсионной деятельности