Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:23, реферат
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства.
Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.
Структура правовой системы характеризуется тремя основными группами правовых явлений. Это:
1.юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);
2.совокупность правовых учреждений (организационная сторона);
3.совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.
Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.
Не менее важный элемент правовой системы — правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта. Правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).
Общественное сознание становится правовым лишь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.
Правовое
сознание возникает в
Следующий компонент правовой системы — правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.
Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского общества.
Вторым по значению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
Кроме
того, через правоприменение
Последним по счету, но не по значению, является такой компонент правовой системы, как нормативно-правовые акты — писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные конкретно-исторические обоснования и пределы.
Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле — это система действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.
Понятие "правовая система" используется скорее для отражения не столько внутренних правовых процессов, сколько внешних, в сравнительном плане. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».
Категория
«правовая надстройка»
Устойчивое
применение понятия "системы права"
для обозначения комплекса
Термин
«система права» характеризует
Понятие "право" и "правовая система" соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязятельных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право-ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Национальная правовая система рассматривается как конкретно - историческая совокупность права (законодательство), юридической практики и правовой идеологии.
Для правовой системы характерен сложный и противоречивый процесс развития. Ее формирование происходит постоянно, поскольку отдельные элементы то устаревают и требуют обновления, то меняют свой характер и внутренние связи. Функционирование, действие правовой системы также происходит непрерывно, что вызывается потребностями общества и государства в правовом регулировании. Причем и тот и другой процессы проявляют себя двояким образом. Наблюдаются своеобразные циклы, например, после принятия Конституции. Перестройка власти и обеспечение правопреемственности в обществе требуют устойчивости правового регулирования, и становится понятно, почему правосознание и правовая культура меняются медленно, а массивы правовых актов - гораздо быстрее.
Принципы функционирования составных частей правовой системы.
Во-первых, высокое правопонимание должно обеспечиваться как путем налаживания широкой и доступной правовой информации, так и посредством введения стройной системы поэтапного юридического образования и правового воспитания.
Во-вторых, важнейшее значение имеет правильное уяснение смысла правовых норм, достигаемое путем разъяснений и толкования. В настоящее время громадные объемы правотворчества и правоприменения приводят к обилию юридических ошибок, неясностей и пробелов, к субъективности и произвольной оценке актов и норм. Процедур, разъясняющих конституционные нормы Конституционным Судом РФ, а также норм конституций, уставов конституционными и уставными судами, сегодня явно мало. Нужны процедуры толкования законов и разъяснений других актов, правила толкования, освоенные на практике депутатами, работниками госорганов, разработчиками проектов и правоприменителями. В-третьих, нужны отлаженные способы применения правовых актов по "нисходящей" их юридической силы. Здесь много трудностей, и одна из них - неудачный выбор формы акта, например проектов федерального кодекса, бюджетного и иных кодексов, не отражающих смысла статей 72, 73 и 76 Конституции РФ. Игнорирование норм законов в указах, постановлениях, приказах, локальных актах снижает уровень законности.
В-четвертых, возрастает значение процессуально - регламентных норм, облегчающих реализацию материальных норм и упорядочивающих деятельность правоприменителей. Наряду с традиционным гражданским и уголовным процессом развиваются арбитражно - процессуальные, конституционные, административные, налоговые, земельные процессуальные нормы. Они либо "встраиваются" в крупные тематические законы, либо кодифицируются.
В-пятых, первостепенное значение приобретает механизм предотвращения и преодоления юридических коллизий и конфликтов. Его формирование включает в себя выработку умения вести переговоры и достигать компромиссных решений, вышеназванные законодательные процедуры урегулирования разногласий и споров, согласительные процедуры, судебные и иные меры по устранению нарушений законности, особые правовые режимы в конфликтных ситуациях, в том числе режим чрезвычайного положения.
Различают
пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный;
интеллектуально-
Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
На
интеллектуально-
Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.
Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.