Характеристика правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика правовой системы.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

     Понятие и структура правовой системы

 

     Правовая  система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства.

     Правовая  система образуется в связи с  правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.

     Структура правовой системы характеризуется  тремя основными группами правовых явлений. Это:

     1.юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

     2.совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

     3.совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

     Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.

     Не  менее важный элемент правовой системы  — правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта. Правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

     Общественное  сознание становится правовым лишь после  того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности  в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

     Правовое  сознание возникает в индивидуализирующейся  культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство — абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма — системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества.

     Следующий компонент правовой системы — правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

     Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского общества.

     Вторым  по значению после правотворчества  видом юридической деятельности является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

     Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в  случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона.

     Последним по счету, но не по значению, является такой  компонент правовой системы, как  нормативно-правовые акты — писаное  право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные конкретно-исторические обоснования и пределы.

     Термин  «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле — это система действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.

     Понятие "правовая система" используется скорее для отражения не столько  внутренних правовых процессов, сколько внешних, в сравнительном плане. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

     Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений  в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права.

     Устойчивое  применение понятия "системы права" для обозначения комплекса действующих  правовых норм, правовых институтов и отраслей права, объективно существующего внутреннего строения права сочетается с характеристикой правовой системы как правовой организации всего общества, как совокупности юридических средств, институтов, учреждений.

     Термин  «система права» характеризует институциональное  внутреннее строение нормативной основы правовой системы — права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

     Понятие "право" и "правовая система" соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система  общеобязятельных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

     Право-ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее  звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

     Национальная  правовая система рассматривается  как конкретно - историческая совокупность права (законодательство), юридической практики и правовой идеологии.

     Для правовой системы характерен сложный  и противоречивый процесс развития. Ее формирование происходит постоянно, поскольку отдельные элементы то устаревают и требуют обновления, то меняют свой характер и внутренние связи. Функционирование, действие правовой системы также происходит непрерывно, что вызывается потребностями общества и государства в правовом регулировании. Причем и тот и другой процессы проявляют себя двояким образом. Наблюдаются своеобразные циклы, например, после принятия Конституции. Перестройка власти и обеспечение правопреемственности в обществе требуют устойчивости правового регулирования, и становится понятно, почему правосознание и правовая культура меняются медленно, а массивы правовых актов - гораздо быстрее.

     Принципы  и закономерности развития правовой системы

 

     Принципы  функционирования составных частей правовой системы.

     Во-первых, высокое правопонимание должно обеспечиваться как путем налаживания широкой и доступной правовой информации, так и посредством введения стройной системы поэтапного юридического образования и правового воспитания.

     Во-вторых, важнейшее значение имеет правильное уяснение смысла правовых норм, достигаемое путем разъяснений и толкования. В настоящее время громадные объемы правотворчества и правоприменения приводят к обилию юридических ошибок, неясностей и пробелов, к субъективности и произвольной оценке актов и норм. Процедур, разъясняющих конституционные нормы Конституционным Судом РФ, а также норм конституций, уставов конституционными и уставными судами, сегодня явно мало. Нужны процедуры толкования законов и разъяснений других актов, правила толкования, освоенные на практике депутатами, работниками госорганов, разработчиками проектов и правоприменителями. В-третьих, нужны отлаженные способы применения правовых актов по "нисходящей" их юридической силы. Здесь много трудностей, и одна из них - неудачный выбор формы акта, например проектов федерального кодекса, бюджетного и иных кодексов, не отражающих смысла статей 72, 73 и 76 Конституции РФ. Игнорирование норм законов в указах, постановлениях, приказах, локальных актах снижает уровень законности.

     В-четвертых, возрастает значение процессуально - регламентных норм, облегчающих реализацию материальных норм и упорядочивающих деятельность правоприменителей. Наряду с традиционным гражданским и уголовным процессом развиваются арбитражно - процессуальные, конституционные, административные, налоговые, земельные процессуальные нормы. Они либо "встраиваются" в крупные тематические законы, либо кодифицируются.

     В-пятых, первостепенное значение приобретает  механизм предотвращения и преодоления юридических коллизий и конфликтов. Его формирование включает в себя выработку умения вести переговоры и достигать компромиссных решений, вышеназванные законодательные процедуры урегулирования разногласий и споров, согласительные процедуры, судебные и иные меры по устранению нарушений законности, особые правовые режимы в конфликтных ситуациях, в том числе режим чрезвычайного положения.

     Различают пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно - деятельностный; социально-результативный.

     Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

     На  интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание ( индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

     Исследование  нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

     Правовые  нормы выступают одновременно в  качестве аккумуляторов и проводников  государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Информация о работе Характеристика правовой системы