Характеристика системы экскурсионной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Содержание
Введение
1. Понятие экскурсионного менеджмента
1.1 Функции управления и структура туристско–экскурсионной организации
1.2 Технология принятия и реализации управленческих решений
1.3 Цели, задачи, стратегия и методология туристско–экскурсионной организации и управление
1.4 Планирование и управление
1.5 Формы контроля
1.6 Оценка эффективности экскурсионного менеджмента
1.7 Хозяйственно – финансовый план экскурсионного бюро
1.8 Экскурсионно–финансовый план
1.9 Рост объемов туристско – экскурсионного обслуживания
1.10 Использование новых форм обслуживания
2. Организация работы персонала экскурсионного бюро
2.1 Руководство работой бюро
2.2 Должностные инструкции персонала
2.3 Экскурсовод – профессия
2.4 Профессия и специальность
2.5 Личность экскурсовода
2.6 Экскурсоводческое мастерство
2.7 Пути повышения экскурсоводческого мастерства
3. Разработка экскурсий
4. Экономический анализ деятельности экскурсионной организации
4.1 Описание экскурсионной организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

менеджмент2.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

-) принимать  участие в составлении программы  вместе с менеджером с целью  освоения данного направления;

-) отправлять  официальные факсы на бланках  фирмы только за подписью генерального  директора;

-) помогать менеджеру  вести внутреннюю переписку при  составлении тура;

-) учиться и  далее помогать составлять и  отправлять в страховую компанию  списки туристов на страхование,  содержащие всю необходимую информацию;

-) отмечать в  журнале регистрации туристов, из  какого источника была получена  информация туристами;

-) хранить коммерческую  тайну фирмы, которая включает  в себя название, адреса, номера  телефонов и факсов юридических  и физических лиц-партнеров фирм, себестоимость билетов, страхования  туристов, обслуживания сотрудников.  Перенимать методы работы менеджеров;

-) изучать специальную  литературу, касающуюся сферы туризма  в целом и относящуюся непосредственно  к своему направлению. Использовать  различного рода советы и рекомендации.

Помощник менеджера  туристского отдела несет ответственность:

-) за бездействие  или ненадлежащее исполнение  своих обязанностей;

-) за информацию, предоставляемую клиентам по  телефону и при оформлении  туристической путевки, обеспечение  всех туристов договорами с  туристами, памятками с туристом;

-) за корректное  обращение с клиентом фирмы;

-) за исполнение  приказов и распоряжений руководства  фирмы;

-) за сохранность  вверенной ему документации;

-) за сохранность  вверенного ему имущества;

-) за разглашение  информации о клиентах третьим  лицам, если это не связано  с выполнением им своих служебных  обязанностей, кроме случаев, предусмотренных  действующим законодательством. 

2.3 Экскурсовод –  профессия 

К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно – воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового, инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении; вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод  должен обладать знанием не только свей специальности, но и знанием  основ педагогики и психологии. Очень  важно также, чтобы экскурсовод  мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной  экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют  ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию  экскурсовода, должен уметь: подобрать  необходимый экономический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли  знаний и оказывать им помощь в  пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические  знания и умения служат основой для  участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести  занятия на курсах подготовки и повышения  квалификации экскурсоводов, руководителей  туристских групп, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими  знаниями и умениями является прочной  основой мастерства экскурсовода.

2.4 Профессия и специальность 

Одним из главных  направлений совершенствования  профессионального мастерства экскурсоводов  является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают – "профессия" и "специальность".

Профессия –  форма трудовой деятельности, требующая  определенной суммы знаний и навыков. Специальность – вид знаний в  рамках одной профессии. Профессия  – основной род занятий, термин "специалист" указывает на степень овладения  знаниями и умениями в рамках определенной профессии.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов: сделать  специалистов профессионалами –  экскурсоводами, т. е. помочь каждому  специалисту овладеть необходимой  суммой знаний и навыков профессии  экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное  учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т.е. укреплял тот  базис, который позволяет ему  успешно осуществлять экскурсионную  деятельностью.

В экскурсионных  учреждениях и государственных  музеях принцип специализации получил  широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и другие. Работа экскурсоводов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Престиж профессии  – это уважение, которым она  пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой  оценке значимости деятельности экскурсовода, понимание его роли в проведении культурно – воспитательной работы.

Профессиональное  мастерство экскурсовода и престиж  этой профессии – взаимосвязанные  понятия. 

2.5 Личность экскурсовода 

Человек как  гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

-)Устойчивость  свойств личности.

-)Единство личности  как единство определенных свойств  и качеств.

-)Активность  личности, которая находит отражение  в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности – соблюдение общих  принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Активная жизненная  позиция – способ участия человека в деятельности общества. Жизненная  позиция человека находит выражение  в его отношении к обществу, труду, государственной и частной  собственности, другим людям и к  самому себе. При оценке степени  активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов деятельности: общественной, трудовой, нравственной, идейно – познавательной.

Экскурсовод, в  силу особенности своей профессии, поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все  три уровня жизненной позиции. Высокий  уровень жизненной позиции характеризуется  социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной  ответственности. Средний или низкий уровень активной жизненной позиции  работника не позволяет качественно  вести экскурсионную работу. Жизненная  позиция низкого уровня активности характеризуется, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений. Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная  позиция формируется на основе жизненных  неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная  позиция характеризуется активностью  в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Способности определяют как индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определенного рода деятельности. Они  обнаруживаются в быстроте, глубине  и прочности овладения способами  и приемами какой – либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и  специальные. Общие способности, необходимые  для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное  внимание). Специальные способности  являются основой для овладения  навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов  в какой – либо определенной области  деятельности. Это особенности –  музыкальные, литературные, художественные и другие.

Все это положительно характеризует экскурсовода, прежде всего основано на его способностях выполнять порученную работу. О чем бы не шла речь – о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов – методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. Принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода – подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии  делиться на три части:

1. Повторение  индивидуального текста.

2. Припоминание  требований методической разработки.

3. Восстановление  в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой  экскурсовод задает себе несколько  контрольных вопросов.

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовиться каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. Индивидуальных способностей личности. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка – укрепление уверенности в своих  силах, в том, что очередная экскурсия  будет проведена на достаточно высоком  уровне, что экскурсанты останутся  довольны увиденным и услышанным.

Для экскурсовода характерны четыре вида особенностей: конструктивные: организаторские, коммуникативные  и аналитические.

Конструктивные  особенности находят свое выражение  в умении отобрать и правильно  оформить экскурсионный материал, понятно  и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить  план проведения экскурсии, схему использования  методического приема. Данный вид  способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной  группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также  в умении обеспечить выполнение программы  туристов и экскурсантов, прибывших  из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с  группой, сохранить их навесь период общения с экскурсантами, правильно  построить взаимоотношения с  водителем автобуса на маршруте, работниками  музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем  методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для  самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной  экскурсии, эффективности использования  методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными особенностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода. Играют учеба на курсах, работа методических секциях, самостоятельные занятия  около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсии.

Свойства личности являются главным регулятором психической  деятельности человека. Свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные; эмоциональные; волевые. Все эти  свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не должен быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению.

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе экскурсовода необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовывать самостоятельное  регулирование своего поведения, его  мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика  и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство  и результативность его действия зависят от развития таких качеств  личности, как мировоззрение, идейная  убежденность, сознательность, культура.

Информация о работе Характеристика системы экскурсионной деятельности