Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.
Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.
Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.
Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.
Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.
Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.
Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
естествознания
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация
уроков ОБЖ и педагогика
Выполнила
Научный руководитель
Братск 2009
Содержание курсовой работы:
Введение……………………………………………………..
Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.
Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.
Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.
Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.
Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение
№ 4
Введение.
Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.
Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Несмотря на свой молодой возраст, предмет ОБЖ уже успел зарекомендовать себя как один из важнейших элементов общеобразовательного процесса. Во многих регионах России он получил настоящее признание местной педагогической общественности, став при этом для самих учащихся увлекательной и любимой дисциплиной. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ОБЖ, преодолев многие сложности и так называемые болезни роста, наконец-то прочно вошел в школьную жизнь. Дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятное время для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде1.
Итак, человек, получивший педагогическое образование и умеющий на практике пользоваться методикой преподавания, может проводить уроки ОБЖ, изучая необходимый материал. А организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека актуальна всегда.
Основные
понятия я рассматриваю в первой
части курсовой работы. Во второй части
я определяю необходимость проведения
таких уроков в современной школе, детском
саду, ВУЗе. В последней части курсовой
работы я представлю практические уроки
и мероприятия, с оценкой их проведения.
Организация ОБЖ
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР» был определен новый курс обучения - «Основы безопасности жизнедеятельности». Этим постановлением определены задачи по разработке программы нового курса, укреплению материально-спортивной базы общеобразовательных заведений, принятию дополнительных мер для совершенствования воспитательной и профилактической работы с молодежью. Вместо должности военного руководителя общеобразовательного учреждения введена новая должность - преподаватель-организатор ОБЖ2.
Приказом
Министерства образования РСФСР
от 27 мая 1993 г. № 169 с 1 сентября 1991 г. в
государственных
Совместный приказ Минобразования России и ГКЧС России от 16 марта 1993 г. № 66/85 явился определяющим в становлении курса ОБЖ. В нем были поставлены задачи по разработке программ курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений, примерных учебных планов и программ для подготовки и переподготовки специалистов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей. Проведение занятий по курсу ОБЖ возлагалось на преподавателя-организатора ОБЖ. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании РСЧС» и Указа Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне» Минобразования России и ГКЧС России была разработана новая программа курса ОБЖ. Ее объем составил 400 учебных часов и включал три раздела: защита человека от опасных и вредных факторов в ЧС, основы медицинских знаний и охрана здоровья детей8.
Рекомендации по реализации программы курса ОБЖ были выражены в совместном письме Минобразования и ГКЧС России от 4 февраля 1994 г № 15-М/22-201-10. В нем указано, что для изучения курса ОБЖ его целесообразно планировать в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 9 и в 11) не менее 1 часа в неделю, в 10 классе - 2 часа, в учреждениях начального профессионального образования - 140 часов на весь период обучения. Такое положение сохраняется и до настоящего времени с некоторыми уточнениями8.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был принят 21 декабря 1994 г. (№ 68-ФЗ). В статье 11 в пунктах 16 и 2а установлена обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления «осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучать население способам защиты и действиям в этих условиях». В статье 19 закона определены обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В числе других задач находится и такая: «Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области». Статьей 20 определено, что «подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях...»8
постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 843 утверждено «Положение об организации обучения населения в области ГО». В нем, в пункте 2, определены основные четыре задачи обучения населения в области ГО. Первой из них является «изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты». В пункте 3 «учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования» выделены в отдельную группу лиц, подлежащих обучению. При этом в приложении, определяющем «Формы обучения в области ГО», конкретно указано, что «учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования проходят обучение (в учебное время) по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД»8.
С целью совершенствования работы по повышению квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в марте 2001 г. МЧС России направило в УМЦ ГОЧС «Учебную программу для повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в УМЦ ГОЧС», рассчитанную на 36 часов. Она является частью 156-часовой программы повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в учреждениях повышения квалификации работников образования (ИПКРО) и охватывает только вопросы, связанные с ГО и защитой от ЧС в программе курса ОБЖ общеобразовательных учреждений10.
Преподавателю ОБЖ необходимо иметь у себя в наличии и знать перечень документации:
Знание этих документов и умение применять их в своей практической деятельности решает большинство проблем в преподавании ОБЖ5.
Для эффективности преподавания ОБЖ необходимо соответствующее оформление кабинета.
Необходимы стенды по ОБЖ, где тематически расположена информация. Вот примерный перечень стендов и материалов, расположенных на стендах. Стенд по пожарной безопасности:
Стенд по РСЧС :
Стенд по чрезвычайным ситуациям:
Все
необходимые документы для