Организация уроков ОБЖ и педагогика

Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.

Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».

Содержание

Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.

Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.

Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.

Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.

Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.

Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ОБЖ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра естествознания 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Организация уроков ОБЖ и педагогика 
 
 
 
 
 
 

 Выполнила                                                                               Студентка гр. Ю-08 

                                             (подпись)                                         Панфилова С.А. 

  

Научный руководитель                                                         ст. преподаватель 
                                             
(подпись)                                           Ефимович А.А.

 
 
 
 

Братск 2009

Содержание  курсовой работы:

Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.

Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.

Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.

Практическая  часть ………………………………………….27 – 29 стр.

Заключение  …………………………………………………..30 – 32 стр.

Список  использованной литературы………………………..32 – 33 стр.

Приложение  № 1

Приложение  № 2

Приложение  № 3

Приложение  № 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука  выживания сложна и огромна как  сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.

      Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».

    Несмотря  на свой молодой возраст, предмет  ОБЖ уже успел зарекомендовать  себя как один из важнейших элементов общеобразовательного процесса. Во многих регионах России он получил настоящее признание местной педагогической общественности, став при этом для самих учащихся увлекательной и любимой дисциплиной. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ОБЖ, преодолев многие сложности и так называемые болезни роста, наконец-то прочно вошел в школьную жизнь. Дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятное время для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде1.

    Итак, человек, получивший педагогическое образование и умеющий на практике пользоваться методикой преподавания, может проводить уроки ОБЖ, изучая необходимый материал. А организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека актуальна всегда.

    Основные  понятия я рассматриваю в первой части курсовой работы. Во второй части я определяю необходимость проведения таких уроков в современной школе, детском саду, ВУЗе. В последней части курсовой работы я представлю практические уроки и мероприятия, с оценкой их проведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Организация ОБЖ 

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР» был определен новый курс обучения - «Основы безопасности жизнедеятельности». Этим постановлением определены задачи по разработке программы нового курса, укреплению материально-спортивной базы общеобразовательных заведений, принятию дополнительных мер для совершенствования воспитательной и профилактической работы с молодежью. Вместо должности военного руководителя общеобразовательного учреждения введена новая должность - преподаватель-организатор ОБЖ2.

    Приказом  Министерства образования РСФСР  от 27 мая 1993 г. № 169 с 1 сентября 1991 г. в  государственных общеобразовательных  заведениях введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности»8.

    Совместный  приказ Минобразования России и ГКЧС России от 16 марта 1993 г. № 66/85 явился определяющим в становлении курса ОБЖ. В  нем были поставлены задачи по разработке программ курса ОБЖ для различных  типов образовательных учреждений, примерных учебных планов и программ для подготовки и переподготовки специалистов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования учителей. Проведение занятий по курсу ОБЖ возлагалось на преподавателя-организатора ОБЖ. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании РСЧС» и Указа Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне» Минобразования России и ГКЧС России была разработана новая программа курса ОБЖ. Ее объем составил 400 учебных часов и включал три раздела: защита человека от опасных и вредных факторов в ЧС, основы медицинских знаний и охрана здоровья детей8.

    Рекомендации  по реализации программы курса ОБЖ  были выражены в совместном письме Минобразования и ГКЧС России от 4 февраля 1994 г № 15-М/22-201-10. В нем указано, что для изучения курса ОБЖ его целесообразно планировать в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 9 и в 11) не менее 1 часа в неделю, в 10 классе - 2 часа, в учреждениях начального профессионального образования - 140 часов на весь период обучения. Такое положение сохраняется и до настоящего времени с некоторыми уточнениями8.

    Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был принят 21 декабря 1994 г. (№ 68-ФЗ). В статье 11 в пунктах 16 и 2а установлена обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления «осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучать население способам защиты и действиям в этих условиях». В статье 19 закона определены обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В числе других задач находится и такая: «Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области». Статьей 20 определено, что «подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях...»8

    постановлением  Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 843 утверждено «Положение об организации обучения населения в области ГО». В нем, в пункте 2, определены основные четыре задачи обучения населения в области ГО. Первой из них является «изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты». В пункте 3 «учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования» выделены в отдельную группу лиц, подлежащих обучению. При этом в приложении, определяющем «Формы обучения в области ГО», конкретно указано, что «учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования проходят обучение (в учебное время) по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД»8.

    С целью совершенствования работы по повышению квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в марте 2001 г. МЧС России направило в УМЦ ГОЧС «Учебную программу для повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в УМЦ ГОЧС», рассчитанную на 36 часов. Она является частью 156-часовой программы повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ в учреждениях повышения квалификации работников образования (ИПКРО) и охватывает только вопросы, связанные с ГО и защитой от ЧС в программе курса ОБЖ общеобразовательных учреждений10.

    Преподавателю ОБЖ необходимо иметь у себя в наличии и знать перечень документации:

    • Акт о проведении дня пожарной безопасности
    • Акт о проведении учебно-тренировочной эвакуации 1
    • Акт о проведении учебно-тренировочной эвакуации 2
    • Акт о проведении учебно-тренировочной эвакуации 3
    • Акт по проведению инвентаризации
    • Протокол проверки знаний по взрывопожарной безопасности
    • Справка о состоянии охраны труда в кабинете информатики
    • Справка о состоянии охраны труда в кабинете обслуживающих видов труда
    • Справка о состоянии охраны труда в кабинете физики
    • Справка о состоянии охраны труда в кабинете химии
    • Справка о состоянии охраны труда в спортивном зале
    • Справка о состоянии охраны труда в учебных мастерских
    • Должностные инструкции учителей
    • Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися
    • Журнал учета первичных средств пожаротушения
    • ГОСТ - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (Единая дежурно-диспетчерская служба)
    • Закон о безопасности дорожного движения
    • Закон о ГО
    • Закон о пожарной безопасности
    • Закон о радиационной безопасности населения
    • Закон о страховании
    • Закон о чрезвычайном положении
    • Закон об обороне
    • Концепция безопасности населения Белгородской области
    • Постановление о РСЧС
    • ППБ 01-03
    • Программа безопасности школы
    • Отчет (Внимание - пешеход)
    • Отчет о несчастном случае (обучающиеся)
    • Отчет о проведении дня пожарной безопасности
    • Отчет о проведении месячника ГО
    • Отчет о проведении месячника по безопасности дорожного движения
    • Отчет о состоянии обучения и выполнения программы курса ОБЖ
    • Отчет о состоянии работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
    • График проведения мероприятий по укреплению пожарной безопасности
    • План выполнения основных мероприятий ГО
    • План действий по сигналу тревоги
    • План занятий по эвакуации
    • План мероприятий по проведению мероприятий по безопасности дорожного движения
    • План мероприятий по проведению месячника гражданской обороны
    • План основных мероприятий по Гражданской обороне
    • План по противодействию террору
    • План проведения мероприятий по обеспечению безопасности учащихся на водоемах в период купального сезона
    • План проведения мероприятий по укреплению пожарной безопасности
    • План проведения учения по отработке действий учителей, учащихся и отряда спасателей ЧС
    • План противопожарной защиты
    • План работы по воинскому учету с учащимися
    • План работы по предупреждению травматизма
    • План работы по травматизму
    • План эвакуации в МОУ
    • Инструктаж по пожарной безопасности для различных профессий
    • Инструкция по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности
    • Инструкция по пожарной безопасности
    • Памятка действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны
    • Памятка действия при совершенном террористическом акте
    • Памятка обязанности пассажиров автобуса
    • Памятка по обеспечению безопасности при возникновении общественных беспорядков и угрозе захвата заложников
    • Памятка по обеспечению безопасности при обнаружении подозрительных предметов
    • Памятка по обеспечению безопасности при угрозе совершения террористического акта
    • Памятка порядок действий при угрозе теракта
    • Памятки для учащихся по безопасности дорожного движения
    • Порядок действий при пожарах
    • Правила поведения и действия при пожаре
    • Правила пожарной безопасности
    • Правила электробезопасности
    • Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков
    • Перечень документации по пожарной безопасности в ОУ
    • Перечень документов дежурного администратора при отсутствии охраны ЧОП
    • Перечень документов по организации мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму
    • Приказ о назначении ответственных лиц по пожарной безопасности
    • Приказ о формировании группы юных пожарных
    • Приказ об утверждении правил пожарной безопасности в российской федерации
    • Содержание текстовой части плана эвакуации на случай возникновения пожара
    • Методические рекомендации по организации мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму
    • Порядок действий при пожаре
    • Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений
    • Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности
    • Требования к состоянию охраны труда в кабинете информатики
    • Требования к состоянию охраны труда в кабинете обслуживающих видов труда
    • Требования к состоянию охраны труда в кабинете физики
    • Требования к состоянию охраны труда в кабинете химии
    • Требования к состоянию охраны труда в спортивном зале
    • Требования к состоянию охраны труда в учебных мастерских
    • Требования к состоянию пожарной безопасности
    • Требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов.

    Знание  этих документов и умение применять  их в своей практической деятельности решает большинство проблем в  преподавании ОБЖ5.

    Для эффективности преподавания ОБЖ  необходимо соответствующее оформление кабинета.

    Необходимы  стенды по ОБЖ, где тематически расположена  информация. Вот примерный перечень стендов и материалов, расположенных на стендах. Стенд по пожарной безопасности:

    • Действия в случае пожара
    • Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
    • Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
    • Способы тушения пожаров
    • Средства тушения пожаров
    • Ст. 22 ФЗ «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» от 18 ноября 1994 года.
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года).

    Стенд по РСЧС :

    • МЧС
    • РСЧС
    • Структура РСЧС
    • Схема организации ГО на объекте
    • Федеральный закон о ГО

    Стенд по чрезвычайным ситуациям:

    • Действия в экстремальных ситуациях
    • Действия при захвате в заложники 
    • Действия при наводнениях
    • Действия при обнаружении пожара
    • Действия при угрозе взрывов
    • Действия при угрозе проведения теракта
    • Действия при химических авариях14

    Все необходимые документы для организации  и планировании уроков по ОБЖ, тесты,  тексты экзаменационных билетов, требования к уровню подготовки выпускника школы, планирование уроков, примерные программы возможно найти в Интернете на сайтах посвященных безопасности.  Примерные программы по предмету ОБЖ для основной и старшей базовой школы рассчитаны на 35 часов, программа для старшей профильной  - на 140 часов. При этом в них предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Информация о работе Организация уроков ОБЖ и педагогика