Автор: Андрей Натолин, 31 Августа 2010 в 15:51, курсовая работа
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений.
Содержание
Введение
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений.
Новые
организации формируются
Объектом данного исследования является анализ темы «Жизненный цикл организации».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список библиографической литературы.
1. Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.
Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы [1, С. 23].
1.
Этап предпринимательства.
2.
Этап коллективности. Развиваются
инновационные процессы
3.
Этап формализации и
4.
Этап выработки структуры.
5.
Этап упадка. В результате конкуренции,
сокращающегося рынка
Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис. 1. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном - стадия упадка организации.
При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию.
Рис. 1. Жизненный цикл организации
При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции[1, С.24]. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 1.
Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 2.
Главным же критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего[1, С.25].
Зрелость
организации проявляется в том,
что упор делается на эффективность
инноваций и стабильность, увеличивается
выпуск продукции и расширяется рынок
оказания услуг, руководители выявляют
новые возможности организационного развития.
Все это нацеливается на обеспечение стратегической
дееспособности организации, сохранение
и упрочение устойчивого положения на
рынке. На стадии зрелости особенно важно
периодически и своевременно корректировать
структуру управления организации, упразднять
органы, выполнившие свою задачу, своевременно
вводить в структуру новые подразделения,
идти на создание временных целевых структурных
единиц для решения определенных проблем,
выделять специалистов для проведения
анализа состояния дел и разработки перспектив
развития и т. п.
Таблица 1.
Анализ ситуации на стадии создания организации
Направления и этапы | Цель | Методы | Результаты |
1. Выбор товара или услуги | Определить нишу на рынке | Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка | Возможный объем продаж товара |
2. Оценка действий конкурентов | Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке | Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи | Доминирующий фактор конкуренции |
3.Анализ схемы предпринимательства | Определить
требуемые ресурсы и |
Изучить возможности создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом | Формирование всей системы исходных условий и предпосылок |
4. Анализ общего окружения | Определить значимость внешних факторов | Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить характер тенденций их развития и ожиданий | Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов |
Тип управления
|
Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:
Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально (табл. .3).
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
Таблица 3.
Стадии развития организации
Стадии | Рождение | Детство | Отрочество | Ранняя
зрелость |
Расцвет сил | Поздняя зрелость | Старение | Обновление |
Факторы | ||||||||
Первичные цели | Выживание | Краткосрочная прибыль | Ускоренный рост | Систематический рост | Сбалансированный рост | Уникальность, образ | Обслуживание | Обновление |
Тип лидера | Новатор | Оппортунист | Консультант | Участник | Корпоративный деятель | Государственный деятель | Администратор | Реорганизатор |
Организационный характер | Борьба | Достижение | Изменение | Расширение, дивер-сификация | Системная ориентация | Зрелость, самоудовлетворенность | Ориентация на сложившиеся структуры | Ориентация на перемены |
Организационный образ | В центре внимания –органи-зация | Местный | Секционный | Национальный | Многонациональный | Международный | Самодовольный | Самокритичный |
Концентрация энергии | на новом | на конкуренции | На завоеваниях | На координации | На интег-рации, управлении | На приспособлении | На продолжении существования | На обнов-лении, развитии |
Центральная проблема | Выход на рынок | Существование | Удержание доли рынка | Много сторонний рост | Централизация и автономность | Равновесие интересов | Стабильность | Омоложение |
Тип планирования | С предвидением | Текущий | Планирование продаж, бюджета | Планирование заказов специализации | Сложный, комплексный | Социально политический | Экстраполяция | Созидательный |
Метод управления | Единоличный | Управление осуществляемое малой группой единомышленников | Делегирование полномочий | Децентрализованный | Централизованный | Коллегиальный | Основанный на традициях | Состязательный, поощряющий |
Организационная модель | Максимизация прибыли | Оптимизация прибыли | Плановая прибыль | Хорошее положение | Социальная ответственность | Социальный институт | Бюрократия | Подражание Фениксу |