Организация уроков ОБЖ и педагогика

Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.

Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».

Содержание

Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.

Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.

Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.

Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.

Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.

Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ОБЖ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Чрезвычайная  ситуация – ситуация, сложившаяся  на определенной территории в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или иного бедствия, которая  может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, нанесла  ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к значительным материальным потерям или нарушению условий жизнедеятельности людей.

    К тому же информации для подготовки учителю к урокам и ученикам к  реферативной работе более чем достаточно. Я перечислю только некоторые источники.    Источники средств массовой информации для ОБЖ – это:

    • Журнал “Основы безопасности жизни”;
    • Журнал “основы безопасности жизнедеятельности”;
    • Журнал “Военные знания”;
    • Газета “Спасатель”;
    • Газета “Красная звезда”;
    • Газета “Первое сентября”;
    • Газета “Первое сентября. Здоровье детей”;
    • Газета “Учительская газета”;
    • Газета “Военное образование”.

Интернет-сайты для ОБЖ – это:

Название сайта Электронный адрес
Аппарат Совета безопасности http://www.scrf.gov.ru
Министерство  внутренних дел РФ http://www.mvdinform.ru
МЧС РФ http://www.emercom.gov.ru
Министерство  здравоохранения РФ http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство  обороны РФ http://www.mil.ru
Министерство  образования и науки РФ http://www.ed.gov.ru
Министерство  природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба http://www.fps.gov.ru
Федеральное агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ http://www.fagci.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http://www.gan.ru
Русский образоват. портал http://www.gov.ed.ru

Порталы Интернета:

    • Федеральный портал “Российское образование”;
    • Российский общеобразовательный портал;
    • Российский портал открытого образования;
    • Федерация Интернет Образования;
    • Образование в Рунете.

Постепенный отказ от бумажных источников информации и, соответственно, переход к электронным  носителям, позволяет создавать  электронную учебную библиотеку по школьным предметам, в том числе  и по “Основам безопасности жизнедеятельности”17.

Каталог электронной учебной библиотеки ОБЖ включает в себя разделы:

    • Безопасность на улицах, дорогах, на транспорте.
    • Пожарная безопасность.
    • Безопасность на водоемах.
    • Аварийные и опасные ситуации в жилище.
    • Криминогенная безопасность.
    • Автономное существование.
    • ЧС природного характера.
    • ЧС техногенного характера.
    • Экологическая безопасность.
    • РСЧС. ГО.
    • Эвакуация. Оповещение.
    • Современные средства поражения.
    • Средства коллективной защиты.
    • СИЗ.
    • АС и ДНР.
    • ПМП при ранениях и кровотечениях.
    • ПМП при травмах.
    • ЭРП.
    • ПМП при химических травмах.
    • Инфекционные заболевания.
    • Здоровье. ЗОЖ. Гигиена.
    • Факторы, разрушающие здоровье.
    • Репродуктивное здоровье. Семья. Семейное законодательство.
    • ВС РФ.
    • Боевые традиции, символы воинской чести ВС РФ,
    • Воинская обязанность.
    • Особенности военной службы.
    • Военнослужащий.
    • МГП.
    • Строевая подготовка.
    • Огневая подготовка.
    • Топографическая подготовка
    • Тактическая подготовка.

    Вот такой объем информации предоставлен педагогу для работы с предметом  ОБЖ. Учебники по предмету ОБЖ в издании «Дрофа», также не оставят равнодушными не педагога, не учащихся. В учебнике много красочных иллюстраций, поясняющих то или иное действие. Материал расположен с заданиями, на которые предстоит отвечать в ходе урока. Много игровых моментов. Объем информации согласно возрастным требованиям.

Подготовить себя к жизни в обществе, как  говорит пословица: «Предупрежден - значит вооружен»11.

    В старой притче про беду говорится так: «Повстречал богатырь Беду, которая шла ему навстречу:

    - Куда идешь, Беда?

    - Иду в город, несу чуму.

    - Сколько людей заморишь, Беда?

    - Человек двести.

Возвращается  назад богатырь, а в городе от чумы умерло четыреста  тысяч людей.

        - Зачем же ты так, Беда?

       - Так заморила то я, как и  обещала - двести, а остальные умерли от паники - ответила ему Беда»

    Эта притча, так же подтверждает необходимость  в обучении и преподавании уроков безопасности жизнедеятельности. Человек, умеющий не впасть в панику в крайне опасных ситуациях, спасает не только себя, но и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть курсовой работы.

    Рассмотрим  несколько уроков на различном возрастном уровне.

    Первый  урок для первоклашек или дошколят (смотреть приложение №1). Этот урок проводился с учениками и родителями в  МОУ «Гимназия №1» в 1 «Г» классе учитель Севрюк А.Н.

      И если по сценарию автора, в жюри приглашались сотрудник ГИБДД и психолог. Можно было подойти к этому варианту творчески и пригласить старших учащихся (а может быть братьев и сестер первоклашек) выступить в роли ведущего, сотрудника ГИБДД, Карлсона.

    Сразу нужно отметить все три составляющие урока: образовательную, воспитательную и обучающую. Все разделы урока взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно- образовательную цель. Урок реализуется через разнообразные виды деятельности: познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность экспериментирование и опыты, наблюдения, музыка и игра.

    Урок понятен детям, он движется стремительно,  переключаясь с одного задания на другое. Родители болеют за детей. Некоторые моменты, не отражены в конспекте мероприятия, но во время проведения, многие родители краснели, когда дети приводили примеры замечаний. И это воспитательный момент для родителей. Обучение правилам безопасности, проходит в виде игры, и запоминаются и детям и родителям.

    Второй  урок. Я (Смотреть приложение №2.)

    Образцом  второго урока, я взяла КВН  по правилам дорожного движения среди 7-8 классов. Как известно подростки  не любят слушать чтение лекций, отвлекаются, не запоминают правила. А правила дорожного движения, необходимы для безопасности на дороге. Вовлечь ребят в изучение ПДД возможно при помощи современной игры КВН. В настоящее время этот вид игры привлекает подростков и преподавать предмет ОБЖ создавая при этом эффект соревнований в игровой деятельности, самый лучший вариант. Урок проводился в СШ №46. Организатором урока была социальный педагог Тынская Н.В. и учитель ОБЖ Маркарян И.А. Урок проводился в актовом зале. Уроком назвать можно условно, для ребят это была игра КВН по правилам дорожного движения. Подробно на преподавании ПДД останавливаться я не буду, так как этому вопросу достаточно уделяется времени в школах. Организованы отряды ЮИД, проводятся дополнительные уроки по ПДД.

    Третий урок. (смотреть приложение № 3)

    Это урок проведенный в 11 классе. Классный руководитель Орлова Н.А. учитель физкультуры  Соколова Н.Б. в гимназии №1. Сценарий урока на бумаге выглядит сухо и  неинтересно, между тем ребята приготовили  урок сами, используя компьютер. Подготовив урок, они прошли с его разработкой по параллели всех 11-ых классов. А второй этап урока, спортивные соревнования, несомненно, был самым интересным и захватывающим. По организации урока никаких дополнений и замечаний я не сделала, так как была заинтересованным слушателем и наблюдателем. Урок прошел в преддверии дня Российской армии и был направлен на воспитание патриотизма у учащихся 11 классов.

    Четвертый урок. (Смотреть приложение № 4)

    Скорее  всего, это не урок, а лекция учителя  ОБЖ на родительском собрании, преподаватель ОБЖ обошел с этой лекцией почти все классы. Там, где ему не пришлось прочесть лекцию, он предоставил материал классным руководителям. Родители с большим интересом прослушали лекцию на родительском собрании в 9 классе, классный руководитель Афанасьева В. А. Многие родители записывали названия и признаки наркотических веществ, много вопросов задавали по оказанию помощи. Лекция рассчитана, не только  в отношении «родитель – ученик», но и охватывает всю семью в целом. Дополнительным материалом на родительском собрании было дополнение одного из родителей. Он поделился методикой распознавания опьянения у человека. Если человек, в данном случае речь шла о детях, употребил психотропное  вещество, то его нужно попросить закрыть глаза и покрутится на месте 4-5 раз, вокруг своей оси. После этого нужно посмотреть зрачки у ребенка, если они дрожат, то значит, было употреблено какое-то наркотическое вещество. Простейший метод поможет и родителям и учителям.

    Итак, в практической работе мною представлены несколько рабочих моментов преподавания уроков ОБЖ в различных возрастных категориях. На занятиях и на собрании я присутствовала лично и убедилась сама в необходимости преподавания ОБЖ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В моей курсовой работе представлены особенности преподавания предмета ОБЖ. В Интернете есть такое сообщение, «Америка тратит на обучение своих школьников основам безопасности невероятные для нас суммы – 63 млн. долларов ежегодно!» (Не хочется даже думать, сколько у них тогда выделяется на образование вообще…)  Безопасность школьника российского обходится государству дешевле. Предмет «ОБЖ» – обыкновенный урок школьного расписания, поэтому тратится на него бюджетных денег не намного больше алгебры или химии. И, по мнению многих руководителей, на этом  борьба школы со всевозможными угрозами исчерпана.

    А ведь школа – уже сама по себе опасность: ненадежная проводка, учебные  перегрузки, инфекции в столовой, не подходящая по росту мебель, бегающие ученики… Как ни странно, но «расправа» с такими опасностями облегчается тем, что они на виду, и при четком исполнении всеми службами школы своих обязанностей проблемы исчерпываются. Вопросы здоровья интегрируются в уроки математики, истории, биологии и др. Так же идет комплексное предупреждение насилия в школе, употребления алкоголя и наркотиков. Другими словами, ребенка стараются научить не болеть, не умирать слишком рано, не попадать в ситуации, опасные для его здоровья.

    Мир меняется, меняются и дети. Книга  теперь не единственный источник информации. Компьютер и телевизор наравне с книгой учат ребенка жизни. Учитывая эту тенденцию, ученые и педагоги разрабатывают новые технологии обучения, безопасности в том числе. Часть из них успешно внедряется. Выборочно просмотрим темы из учебника по ОБЖ: военные традиции Вооруженных сил России, техника проведения непрямого массажа сердца, обязанности часового, факторы риска инфекционных заболеваний, добывание огня при помощи деревянной палочки, организация ночлега в снежной хижине и, конечно, традиционная тема – назначение и устройство автомата Калашникова.

      ОБЖ – это основа любви ко  всем другим предметам, потому  что сначала мы сталкиваемся  с жизнью, а только потом понимаем, что жизнь построена по законам  математики и трудно выжить  без физики. Просто сначала нужно показать, где математика и физика применяются. Через ОБЖ  ученики начинают больше интересоваться другими предметами, понимают, что выжить можно и обладая какими-то знаниями. Естественно, повышается успеваемость по другим предметам.

Информация о работе Организация уроков ОБЖ и педагогика