Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.
Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.
Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.
Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.
Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.
Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.
Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.
Чрезвычайная ситуация – ситуация, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к значительным материальным потерям или нарушению условий жизнедеятельности людей.
К тому же информации для подготовки учителю к урокам и ученикам к реферативной работе более чем достаточно. Я перечислю только некоторые источники. Источники средств массовой информации для ОБЖ – это:
Интернет-сайты для ОБЖ – это:
|
Порталы Интернета:
Постепенный отказ от бумажных источников информации и, соответственно, переход к электронным носителям, позволяет создавать электронную учебную библиотеку по школьным предметам, в том числе и по “Основам безопасности жизнедеятельности”17.
Каталог электронной учебной библиотеки ОБЖ включает в себя разделы:
Вот такой объем информации предоставлен педагогу для работы с предметом ОБЖ. Учебники по предмету ОБЖ в издании «Дрофа», также не оставят равнодушными не педагога, не учащихся. В учебнике много красочных иллюстраций, поясняющих то или иное действие. Материал расположен с заданиями, на которые предстоит отвечать в ходе урока. Много игровых моментов. Объем информации согласно возрастным требованиям.
Подготовить себя к жизни в обществе, как говорит пословица: «Предупрежден - значит вооружен»11.
В старой притче про беду говорится так: «Повстречал богатырь Беду, которая шла ему навстречу:
- Куда идешь, Беда?
- Иду в город, несу чуму.
- Сколько людей заморишь, Беда?
- Человек двести.
Возвращается назад богатырь, а в городе от чумы умерло четыреста тысяч людей.
- Зачем же ты так, Беда?
- Так заморила то я, как и обещала - двести, а остальные умерли от паники - ответила ему Беда»
Эта
притча, так же подтверждает необходимость
в обучении и преподавании уроков
безопасности жизнедеятельности. Человек,
умеющий не впасть в панику в крайне
опасных ситуациях, спасает не только
себя, но и других.
Практическая часть курсовой работы.
Рассмотрим несколько уроков на различном возрастном уровне.
Первый урок для первоклашек или дошколят (смотреть приложение №1). Этот урок проводился с учениками и родителями в МОУ «Гимназия №1» в 1 «Г» классе учитель Севрюк А.Н.
И если по сценарию автора, в жюри приглашались сотрудник ГИБДД и психолог. Можно было подойти к этому варианту творчески и пригласить старших учащихся (а может быть братьев и сестер первоклашек) выступить в роли ведущего, сотрудника ГИБДД, Карлсона.
Сразу нужно отметить все три составляющие урока: образовательную, воспитательную и обучающую. Все разделы урока взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно- образовательную цель. Урок реализуется через разнообразные виды деятельности: познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность экспериментирование и опыты, наблюдения, музыка и игра.
Урок понятен детям, он движется стремительно, переключаясь с одного задания на другое. Родители болеют за детей. Некоторые моменты, не отражены в конспекте мероприятия, но во время проведения, многие родители краснели, когда дети приводили примеры замечаний. И это воспитательный момент для родителей. Обучение правилам безопасности, проходит в виде игры, и запоминаются и детям и родителям.
Второй урок. Я (Смотреть приложение №2.)
Образцом второго урока, я взяла КВН по правилам дорожного движения среди 7-8 классов. Как известно подростки не любят слушать чтение лекций, отвлекаются, не запоминают правила. А правила дорожного движения, необходимы для безопасности на дороге. Вовлечь ребят в изучение ПДД возможно при помощи современной игры КВН. В настоящее время этот вид игры привлекает подростков и преподавать предмет ОБЖ создавая при этом эффект соревнований в игровой деятельности, самый лучший вариант. Урок проводился в СШ №46. Организатором урока была социальный педагог Тынская Н.В. и учитель ОБЖ Маркарян И.А. Урок проводился в актовом зале. Уроком назвать можно условно, для ребят это была игра КВН по правилам дорожного движения. Подробно на преподавании ПДД останавливаться я не буду, так как этому вопросу достаточно уделяется времени в школах. Организованы отряды ЮИД, проводятся дополнительные уроки по ПДД.
Третий урок. (смотреть приложение № 3)
Это урок проведенный в 11 классе. Классный руководитель Орлова Н.А. учитель физкультуры Соколова Н.Б. в гимназии №1. Сценарий урока на бумаге выглядит сухо и неинтересно, между тем ребята приготовили урок сами, используя компьютер. Подготовив урок, они прошли с его разработкой по параллели всех 11-ых классов. А второй этап урока, спортивные соревнования, несомненно, был самым интересным и захватывающим. По организации урока никаких дополнений и замечаний я не сделала, так как была заинтересованным слушателем и наблюдателем. Урок прошел в преддверии дня Российской армии и был направлен на воспитание патриотизма у учащихся 11 классов.
Четвертый урок. (Смотреть приложение № 4)
Скорее всего, это не урок, а лекция учителя ОБЖ на родительском собрании, преподаватель ОБЖ обошел с этой лекцией почти все классы. Там, где ему не пришлось прочесть лекцию, он предоставил материал классным руководителям. Родители с большим интересом прослушали лекцию на родительском собрании в 9 классе, классный руководитель Афанасьева В. А. Многие родители записывали названия и признаки наркотических веществ, много вопросов задавали по оказанию помощи. Лекция рассчитана, не только в отношении «родитель – ученик», но и охватывает всю семью в целом. Дополнительным материалом на родительском собрании было дополнение одного из родителей. Он поделился методикой распознавания опьянения у человека. Если человек, в данном случае речь шла о детях, употребил психотропное вещество, то его нужно попросить закрыть глаза и покрутится на месте 4-5 раз, вокруг своей оси. После этого нужно посмотреть зрачки у ребенка, если они дрожат, то значит, было употреблено какое-то наркотическое вещество. Простейший метод поможет и родителям и учителям.
Итак,
в практической работе мною представлены
несколько рабочих моментов преподавания
уроков ОБЖ в различных возрастных категориях.
На занятиях и на собрании я присутствовала
лично и убедилась сама в необходимости
преподавания ОБЖ.
Заключение.
В моей курсовой работе представлены особенности преподавания предмета ОБЖ. В Интернете есть такое сообщение, «Америка тратит на обучение своих школьников основам безопасности невероятные для нас суммы – 63 млн. долларов ежегодно!» (Не хочется даже думать, сколько у них тогда выделяется на образование вообще…) Безопасность школьника российского обходится государству дешевле. Предмет «ОБЖ» – обыкновенный урок школьного расписания, поэтому тратится на него бюджетных денег не намного больше алгебры или химии. И, по мнению многих руководителей, на этом борьба школы со всевозможными угрозами исчерпана.
А ведь школа – уже сама по себе опасность: ненадежная проводка, учебные перегрузки, инфекции в столовой, не подходящая по росту мебель, бегающие ученики… Как ни странно, но «расправа» с такими опасностями облегчается тем, что они на виду, и при четком исполнении всеми службами школы своих обязанностей проблемы исчерпываются. Вопросы здоровья интегрируются в уроки математики, истории, биологии и др. Так же идет комплексное предупреждение насилия в школе, употребления алкоголя и наркотиков. Другими словами, ребенка стараются научить не болеть, не умирать слишком рано, не попадать в ситуации, опасные для его здоровья.
Мир меняется, меняются и дети. Книга теперь не единственный источник информации. Компьютер и телевизор наравне с книгой учат ребенка жизни. Учитывая эту тенденцию, ученые и педагоги разрабатывают новые технологии обучения, безопасности в том числе. Часть из них успешно внедряется. Выборочно просмотрим темы из учебника по ОБЖ: военные традиции Вооруженных сил России, техника проведения непрямого массажа сердца, обязанности часового, факторы риска инфекционных заболеваний, добывание огня при помощи деревянной палочки, организация ночлега в снежной хижине и, конечно, традиционная тема – назначение и устройство автомата Калашникова.
ОБЖ – это основа любви ко
всем другим предметам, потому
что сначала мы сталкиваемся
с жизнью, а только потом понимаем,
что жизнь построена по