Педагогика Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 00:54, доклад

Описание работы

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система педагогического воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Работа содержит 1 файл

Педагогика Монтессори.docx

— 16.67 Кб (Скачать)

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система педагогического воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят  непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

первая стадия детства (0 — 6 лет)

вторая стадия детства (6 — 12 лет)

юность (12 — 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный  отрезок развития.

Фаза первой стадии детства до 6 лет) — важнейшее время жизни, в это время формируются личность и способности. Монтессори понимает первые 6 лет жизни как фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. Взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду,она становится частью его личности.

Вторую стадию детства  Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации

Решающим для развития педагогики Монтессори является наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет принципиально через его органы чувств. Ощущать,познавать становятся в процесса учебы единым целым. 

Подготовленная среда

Дети должны иметь  возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами,осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это учит ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.

Роль взрослого  в педагогике Монтессори

взрослый может  стать союзником ребенка и  создать для него окружение, соответствующее  его потребностям и стремлению к  познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель.

Поскольку каждый ребенок  проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или  школе должны быть индивидуально  ориентированы. Учитель владеет  техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к  деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода  самому выбирать, с чем он хочет  работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается  первое педагогическое требование. Это  не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это  требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребенка, что ребенок, как  выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники  на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все  понимание воспитания, лежащее в  основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения». Этим она формулирует свое четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

Литература

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.

Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. — Кн.5-6. — 1915. — C.72-91.

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал.изданию. M.: Сотрудник школ, 1915. — 375c.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп.изд. С предисл. И. М. Соловьева. — М.: Задруга, 1915. — 316c.

Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64c.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. — 3-е изд. — М.: Задруга, 1918.- 335c.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. М.: Задруга, 1920.- 209c.

Информация о работе Педагогика Монтессори