Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Психология – «наука о душе». Так нам говорил наш преподаватель по психологии в лицее. И я буду ссылать на знания и воспоминания полученные в процессе учебы там.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
О психологии в целом 4
История психологии 4
Школы психологии 6
Психоанализ 6
Логотерапия. 6
Гуманистическая психология. 7
Гештальтпсихология. 7
Функционализм и бихевиоризм. 8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 9
Вывод по проведенной работе над частью «Психологический портрет» 17
Психологический портрет группы 18
Литература 20

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА кр.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

Архитектурно-строительный университет» 
 
 
 

Факультет безотрывных форм обучения 
 
 

Группа  ЭУП-I III курс 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

По учебной  дисциплине «Психология и педагогика» 
 
 
 

Выполнила студентка

Голикова  Марина Алексеевна 

Дата  сдачи: 
 

Принял  преподаватель:

Троицкая  Ирина Владимировна 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

     Хоть  вступление не обязательная часть этой курсовой работы, по крайне мере я не увидела в рекомендациях по выполнению задания, мне все равно хочется его написать.

     Психология  – «наука о душе». Так нам говорил  наш преподаватель по психологии в лицее. И я буду ссылать на знания и воспоминания полученные в процессе учебы там.

 

О психологии в целом

  

 Человек с древнейших времен пытался осознать свою сущность, понять причины, почему с ним происходят те или иные события, почему он ведет себя так, а не иначе, а также понять причины поступков окружающих.

     Термин  “психология” в переводе с греческого языка означает “наука о душе”.

     Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

     Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

История психологии

     Эта наука зародилась в недрах философской мысли. Еще философы Древней Греции задавались вопросами о душе. Новая эпоха, как в философской, так и психологической мысли начинается с развитием в 17-м веке материалистического естествознания.

     Особое место в истории психологии принадлежит Р. Декарту, идеи которого оказали особенно большое влияние на дальнейшую судьбу науки. От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии.

     Декарт вводит два понятия: понятие рефлекса – с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания – с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта. Декарт стремится подойти к изучению страстей человека, отбрасывая религиозно-моральные предрассудки и представления. Он подходит к изучению аффективных состояний человека так же, как к изучению материальных природных явлений. Этим Декарт закладывает основы натуралистического направления в психологии. Несмотря на подход к аффективной стороне человеческого поведения, Декарт в своем учении противопоставляет душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя – это протяженная субстанция и при этом не мыслящая, душа субстанция не протяженная и мыслящая. Душа и тело противостоят друг другу как независимые субстанции. Это противопоставление души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой в философской мысли.

     Раздвоение физического и духовного после Р. Декарта приводит к борьбе мировоззрений, к созданию двух противоположных направлений в области мысли. Это, с одной стороны, натурализм – представители которого пытаются свести психическое к физическому, духовное к материальному; и идеализм,  с другой. Идеалисты материальное отождествляют с духовным, физическое с психическим.

     Идеалистические тенденции Декарта получают свое дальнейшее развитие у Г. Лейбница. Представление о замкнутом в себе мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия. В центре психологической системы Лейбница стоит понятие апперцепции. У Лейбница в его бесконечно малых перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного. Материалистическая тенденция в идеях Декарта получает свое продолжение в работах французских материалистов 18 века (Э. Леруа, Ж. Кабанис).

     Механистический материализм декартовской натурфилософии сочетается с английским сенсуалистическим материализмом Дж. Локка. Английский материализм, родоначальником которого является Ф. Бэкон, выдвигает два основных принципа, оказавших существенно влияние на развитие психологии: 1. Принцип сенсуализма. Сенсуализм – чувственный опыт, рассматриваемый английскими материалистами как единственный источник познания. 2. Принцип атомизма. Согласно этому принципу задача научного познания психических явлений заключается в том, чтобы разложить все сложные элементы на атомы. Умозрительному методу рационалистической философии английский эмпиризм противопоставляет опыт. Новые формы производства и развитие техники требуют не метафизических умозрений, а знания природы. Идеи Ф. Бэкона систематизирует Т. Гоббс, который развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Т. Гоббс ощущение признает свойством материи Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической психологии получают в работах Дж. Локка.

     Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Дж. Локк признает "внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную деятельность. У Локка оформляются основы новой "эмпирической психологии". Эмпирическая психология определяется как наука о явлениях сознания, непосредственно данных во внутреннем опыте. По Локку предметом психологии является внутренний опыт, который познается путем рефлексии, путем отражения нашего внутреннего мира в себе самом. Локк по существу устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания.   

     Второй из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, принцип атомизма, получает свою реализацию в учение об ассоциациях. Основоположниками ассоциативного направления в психологии являются Д. Юм и Д. Гартли. Гартли закладывает основы ассоциативной теории на базе материализма. Его ученик и продолжатель Дж. Пристли провозглашает обусловленность всех психических явлений колебаниями мозга и рассматривает психологию как часть физиологии. У Д. Юма развитие идеи ассоциативной психологии идет на основе феноменалистической концепции. Д. Юм вводит в качестве основного принципа психологии ассоциацию, как своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая и сознание своего "Я", а также объекты внешнего мира являются лишь "пучками сознания", объединенных между собой внешними связями – ассоциациями. Законы ассоциаций объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов всех сложных образований сознания.

     До середины 19-го века, психология не являлась самостоятельной наукой, а была только частью философии. Методологические предпосылки для  оформления психологии как науки подготовили в философии главным образом те течения, которые провозгласили в отношении познания психологических явлений необходимость поворота от умозрительных знаний к опытным. Так же ко времени становления психологии как самостоятельной науки было накоплено достаточное количество работ в области физиологии нервной системы, подготовивших естественнонаучную базу к становлению экспериментальной психологии (Ч. Белла, показавшего наличие различных чувствующих и двигательных нервов и установившего основные законы проводимости; И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения по нерву. Физиологи создали ряд капитальных трудов, посвященных общим закономерностям чувствительности и работе различных органов чувств. Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э.Г. Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Результаты всех этих исследований объединил, отчасти развил и систематизировал  В. Вундт в труде "Основы физиологической психологии" (1874). Он собрал и усовершенствовал в целях психологического исследования методы, первоначально выработанные физиологами. Официально датой становления психологии как самостоятельной науки считается 1879 год, когда В. Вундт организует в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х годов 19 в. в Институт экспериментальной психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и его учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т.д. Экспериментальная работа стала углубляться и шириться. Лаборатории экспериментальной психологии стали создаваться во всех странах мира. В дальнейшем огромное влияние на развитие психологии оказало создание эволюционной теории, которая, прежде всего, привела к появлению и развитию зоопсихологии. Принцип развития, поставленный в эволюционной теории во главу угла, проник и в психологию, положив начало психологическим исследованиям в области онтогенеза. В связи с этим во 2-й половине 19 в. начинается развитие в новой области психологии – психологии ребенка. Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей генетической психологии начинается развитие прикладной психологии.

Школы психологии

В первой половине 20 в. возникло множество школ психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы.

Психоанализ

История возникновения  этой школы психологии началась с того, как австрийский врач З. Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза, — едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют «бессознательную» структуру. Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и «норма», по Фрейду, — не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.

Самый известный  из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К. Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов — «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины — определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» — совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

Другой последователь  Фрейда, А. Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

Информация о работе Психология и педагогика