Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.
Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».
Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.
Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.
Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.
Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.
Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.
Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.
Примерные
программы выполняют две
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса12.
Теперь необходимо вернутся к самому названию соей курсовой и определить место ОБЖ в современной науке педагогике.
Слово «педагогика» происходит от греческого «педагогус», что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками13.
Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Педагогика содержит разделы:
Образование — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объём знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.
Значение,
в котором понятие «
Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное образование, гуманитарное образование, политическое образование и др.).
Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе, стало вопросом жизни, как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.
Подходы к образованию.
На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей.
Элитарность или эгалитарность: нужно ли давать всем одинаковое образование, или же нужно готовить интеллектуальную элиту, а остальным давать необходимый минимум?
Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?
Должно ли образование быть специализированным или универсальным? Нужно ли учить основам безопасности, в том числе?13
Уровни образования:
Отрасли образования:
Научные направления в сфере образования:
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок13.
Основные педагогические технологии:
Вот
какой большой объем
Необходимость уроков ОБЖ в современной школе.
Данные современной статистики по преступности крайне тревожны. В России каждые двадцать шесть минут происходит убийство, каждые шесть минут ограбление с применением насилия и каждые десять секунд кража. Эти данные способны запугать человека и стать причиной паники. Но не подлежит сомнению еще одна особенность криминальной статистики, что ужасные преступления, широко освещаемые средствами массовой информации, в действительности происходят не так часто. Подтверждает это другая статистика, которая для нас гораздо важнее: несколько тысяч раз в секунду кто-либо предпринимает успешные действия по предотвращению преступления против детей.
Пренебрегая простейшими
Человек попал в авиакатастрофу или стал заложником, оказался без воды в пустыне или на плоту в открытом море, провалился в прорубь или остался без помощи в горах… Что объединяет эти обстоятельства? Все это опасные ситуации. Их еще называют экстремальными. Поскольку они требуют напряжения всех физических и духовных сил человека.
Опасные ситуации с вовлечением большего количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества называются чрезвычайными. К ним относятся эпидемии, наводнения, землетрясения, ураганы, аварии на атомных станциях. При таких масштабных бедствиях на помощь приходят государственные службы или все общество. Ежегодно в мире от чрезвычайных ситуаций погибает свыше 2,5 миллиона человек. При этом материальный ущерб достигает 40 миллионов долларов. Проведение предупредительных мероприятий может уменьшить число людских жертв наполовину, а материальный ущерб на 10-40 процентов6.