Организация уроков ОБЖ и педагогика

Автор: j********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Избранная мною тема особенности преподавания предмета ОБЖ не случайна. Наука выживания сложна и огромна как сама человеческая жизнь. С чего начать? Для детей в возрасте 4-8 лет лучше всего подходит обучение на уровне рефлексов, где основной задачей родителей и педагогов является формирование локальных рефлексов: нападают - бью, кричу, убегаю, красный свет- стою, незнакомый человек - молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону, незнакомый дядя гладил, предлагал конфеты - рассказываю маме и т.д. Для детей в возрасте 9-12 лет лучше всего подходит рассмотрение операционных навыков выживания - остановка кровотечения, ориентирование в лесу, тушение огня и т.д. Для ребят старшего возраста основное значение имеет умение прогнозировать ситуации, а также разбираться в социальных аспектах будущей жизни: психология безработного, встреча с правоохранительными органами, конфликты и их разрешение и т.д7.

Курс ОБЖ – не дань моде. Большие людские потери в повседневной жизни, неправильное поведение людей в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь приводит к неоправданным потерям, а также необходимость патриотического воспитания молодежи, то есть сама жизнь потребовала введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)».

Содержание

Введение……………………………………………………..3 – 4 стр.

Организация ОБЖ и педагогика …………………………...4 – 20 стр.

Необходимость уроков ОБЖ в современной школе………20 – 26 стр.

Практическая часть ………………………………………….27 – 29 стр.

Заключение …………………………………………………..30 – 32 стр.

Список использованной литературы………………………..32 – 33 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ОБЖ.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Примерные программы выполняют две основные функции:

    • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
    • организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

    Примерные программы являются ориентиром для  составления авторских учебных  программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса12.

    Теперь  необходимо вернутся к самому названию соей курсовой и определить место ОБЖ в современной науке педагогике.

    Слово «педагогика» происходит от греческого «педагогус», что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками13.

    Объект  педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

    Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

    Педагогика  содержит разделы:

    • Общие основы педагогики,
    • Дидактика (теория обучения),
    • Теория воспитания,
    • Школоведение.
    • История педагогики,
    • Социальная педагогика,
    • Военная педагогика,
    • Специальная педагогика  (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т.д.).

    Образование — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объём знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.

    Значение, в котором понятие «образование»  употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце XVIII века, особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое даётся в школе, и о специальном образовании (например научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием13.

    Цели  образования, точно так же как  и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное образование, гуманитарное образование, политическое образование и др.).

    Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе, стало вопросом жизни, как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

    Подходы к образованию.

      На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей.

    Элитарность или эгалитарность: нужно ли давать всем одинаковое образование, или же нужно готовить интеллектуальную элиту, а остальным давать необходимый  минимум?

    Делать  упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?

    Должно  ли образование быть специализированным или универсальным? Нужно ли учить основам безопасности, в том числе?13

    Уровни образования:

    • Общее образование
    • Дошкольное образование
    • Начальное общее образования
    • Основное общее образования
    • Среднее (полное) общее образование
    • Дополнительное образование детей
    • Профессиональное образование
    • Начальное профессиональное образование
    • Среднее профессиональное образование
    • Высшее профессиональное образование
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Послевузовское профессиональное образование
    • Аспирантура
    • Докторантура
    • Повышение квалификации
    • Второе высшее образование
    • Переподготовка
    • Профессиональная подготовка

    Отрасли образования:

    • Горное образование
    • Естественно-научное образование
    • Химико технологическое образование
    • Радиотехническое образование
    • Строительное образование
    • Математическое образование
    • Энергетическое образование
    • Сельскохозяйственное образование
    • Медицинское образование
    • Историческое образование
    • Педагогическое образование
    • Военное образование
    • Юридическое образование
    • Экономическое образование
    • Теологическое образование

    Научные направления в сфере образования:

    • Акмеология (от древн. греч. акме - "вершина, цветущая сила", период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) — наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности вершинных достижений. Предметом изучения науки Акмеологии является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Данная область знания возникла на пересечении психологии, педагогики, теории менеджмента и ряда других дисциплин13.
    • Дидактика
    • Дидактическая эвристика
    • История педагогики
    • Коррекционная педагогика
    • Методология педагогики
    • Методика обучения
    • Педагогика
    • Педагогическая инноватика
    • Педагогическая психология
    • Педология (греч. — дитя и греч. — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Термин устарел, и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.
    • Психология
    • Социальная педагогика
    • Сравнительная педагогика
    • Сурдопедагогика
    • Управление образованием
    • Философия образования
    • Практика образования
    • Организация учебного процесса
    • Педагогические технологии
    • Электронное обучение
    • Дистанционное обучение

Педагогическая  технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок13.

    Основные педагогические технологии:

    • Традиционное обучение
    • Педагогика сотрудничества
    • Развивающее обучение
    • Игровое обучение
    • Проблемное обучение
    • Эвристическое обучение
    • Программированное обучение
    • Контекстное обучение - Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
    • Активное обучение
    • Частнопредметные технологии обучение
    • Авторские педагогические технологии
    • Компьютерные технологии обучения
    • Разноуровневое обучение
    • Метод проектов
    • Нооге́н — это педагогическая образовательная технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно деятельностных играх ,   а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 году в рамках Краснояской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум». Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ.
    • Пренапедия метод обучения и развития ребенка в утробе матери до его рождения. Целью пренапедии является более полное использование генетического и интелектуального потенциала младенца, создавая активную обучающую среду в дородовой период13.

    Вот какой большой объем возможности  в педагогике и образовании применить  знания ОБЖ и преподавать этот предмет на различном возрастном уровне и на с помощью различных методов и технологий. Дифференцируя занятия с тем или иным предметом. Какой бы аспект из области педагогики мы не затронули, всегда его можно связать с преподаванием ОБЖ. Например на любом уровне образования вопрос жизнебезопасности актуален и преподавать ОБЖ здесь можно на любом этапе. Отрасли образования имеют свою специфику и здесь предмет ОБЖ может быть представлен, как один из напрвлений. Педагогические технологии, здесь простор действий для преподавателя ОБЖ, возможно применение любых технологий, тематика ОБЖ  разнообразна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Необходимость уроков ОБЖ в современной школе.

    Данные  современной статистики по преступности крайне тревожны. В России каждые двадцать шесть минут происходит убийство, каждые шесть минут ограбление с  применением насилия и каждые десять секунд кража. Эти данные способны запугать человека и стать причиной паники. Но не подлежит сомнению еще одна особенность криминальной статистики, что ужасные преступления, широко освещаемые средствами массовой информации, в действительности происходят не так часто. Подтверждает это другая статистика, которая для нас гораздо важнее: несколько тысяч раз в секунду кто-либо предпринимает успешные действия по предотвращению преступления против детей.

       Пренебрегая простейшими правилами  безопасности, дети и их родители, сами того не подозревая, временами  помогают злоумышленникам. Оставленные без присмотра вещи, маленькие дети, гуляющие одни по улице, записка в двери "ключ под ковриком" и множество других просчетов часто помогают или толкают человека на совершение преступления. Чтобы свести к минимуму риск стать жертвой преступления необходимо своевременно задуматься над вопросом создания комплексной системы безопасности для всей семьи4.

    Человек попал в авиакатастрофу или стал заложником, оказался без воды в  пустыне или на плоту в открытом море, провалился в прорубь или остался без помощи в горах… Что объединяет эти обстоятельства? Все это опасные ситуации. Их еще называют экстремальными. Поскольку они требуют напряжения всех физических и духовных сил человека.

    Опасные ситуации с вовлечением большего количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества называются чрезвычайными. К ним относятся эпидемии, наводнения, землетрясения, ураганы, аварии на атомных станциях. При таких масштабных бедствиях на помощь приходят государственные службы или все общество. Ежегодно в мире от чрезвычайных ситуаций погибает свыше 2,5 миллиона человек. При этом материальный ущерб достигает 40 миллионов долларов. Проведение предупредительных мероприятий может уменьшить число людских жертв наполовину, а материальный ущерб на 10-40 процентов6.

Информация о работе Организация уроков ОБЖ и педагогика