Стимулирование труда в страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа на тему: «Система мотивации труда работников компании (на примере ЕФ СОАО «ВСК») содержит 110 страниц, 5 таблиц, 5 приложений, 36 библиографических источника.
В первой главе мною рассматривается теория мотивации труда, ее развитие.
Во второй главе «Система мотивации труда» даются понятие мотивации и стимулирования, раскрывается сущность данных понятий; рассматриваются основы системы оптимальной мотивации труда, общие ориентиры мотивации труда, механизм оптимального стимулирования труда.
В третьей главе мною раскрыта система мотивации труда в филиале СОАО «ВСК», показаны недостатки и достоинства.
В четвертой главе рассматриваются различные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности, связанные с деятельностью страховых компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………стр. 6
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………………….........................стр. 11
1.1 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ………………………………………….стр. 11
1.2 ПОТРЕБНОСТИ В ТЕРИИЯХ МОТИВАЦИИ………………………………………...стр. 21
1.3 МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ………..…............стр. 25
1.4 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА..……….……...…………….…....….стр. 37
1.4.1 ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» и «СТИМУЛИРОВАНИЕ». ………....………....стр. 39
1.4.2 ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА...………………………….…..стр. 42
1.4.3 МЕХНИЗМ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ………………………………………………стр. 44
2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА В ЕФ СОАО «ВСК»……………………………....стр. 64
2.1 ИСТОРИЯ СОАО «ВСК». …………………………………………...…….…стр. 64
2.2 СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В ФИЛИАЛЕ СОАО
«ВСК» г. Екатеринбург. ……………………………………………………….....стр. 68
2.2.1 МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. .……………………….…………..…… стр. 68
2.2.2 НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. .………………………....….………..стр. 72
3 Оптимизация системы мотивации ТРУДА в страховой
компании (филиал СОАО «ВСК»). ………....…………………………….…….стр.76
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕТА……………………..……………………..……стр.83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .………………………..…………………………………...……стр. 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. .……………………………....….………. ...стр. 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иерархия потребностей Маслоу……………………………………….стр. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Упрощенная модель мотивации поведения………………….. ….стр.108
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные элементы теории ожиданий……………………………….стр. 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Модель Портера-Лоулера…………………………...………………….стр.109
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Модель трудового поведения работника……..…………………...…. стр.110

Работа содержит 1 файл

переработанный диплом1.DOC

— 882.50 Кб (Скачать)

Еще одной особенностью мотивов труда является их направленность «на других» и «на себя», т.е. «Что работник отдает обществу?» и «Что получает взамен?». Причем чем глубже разрыв между этими понятиями, тем меньшее значение имеют для работника такие трудовые мотивы, как долг перед людьми, обществом в целом, желание приносить своим трудом пользу не только себе, а окружающим. Это наиболее явно прослеживается, если существующий уровень оплаты труда работника оказывается значительно ниже стоимости необходимых ему продуктов.        

          Теперь определимся с термином «мотивация».

         Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности.   

В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно  определить как свободные, обусловленные  внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы. 

Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов,  несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей  книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации», которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о чем будет сказано ниже).

Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который  в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного. 

Внешне субъект управления может воздействовать на работника либо принуждая его силой, либо предоставляя какие-то блага. В связи с этим в психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.

       К  отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности.

Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к отрицательному воздействию наказания и, в конце концов, перестают реагировать на него подобно тому, как ребенок привыкает к побоям,

Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает  и вознаграждение. Если человек все время получает, например, материальную награду, то со временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е. перестает действовать. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника.

Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в получении предоставляемого блага. Но, бесспорно, на мотивацию работника можно воздействовать, создавая лишь условия для возникновения (а не саму) мотивации или же в процессе воспитания (последнее будет рассмотрено ниже).

Условия являются очень  важными факторами при возникновении  мотивов. Эти условия Фредерик Герцберг назвал «гигиеническими факторами» — это психологические, создающие  настрой на труд. К таковым Герцберг относил:

- условия работы;

- заработок;

- межличностные отношения  с начальниками ,коллегами и подчиненными;

- политика фирмы и  администрация;

- степень непосредственного  контроля за работой;

- социальное положение  работника;

- гарантия сохранения  работы;

- стиль личной жизни;

По концепции Герцберга, гигиенические факторы не являются активными.

Такую функцию выполняют  мотивационные факторы: трудовые успехи работника, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный  рост, профессиональное совершенство, обогащение труда элементами творчества.

Соглашаясь с концепцией Герцберга, мы считаем, что гигиенические факторы  сами по себе не приносят удовлетворение, но без них (или при их недостатке) работник остается неудовлетворен своим  трудом, вследствие чего мотивация  снижается. Но с ней тоже можно поспорить, т.к. в определенных условиях, например, заработная плата или условия труда, могут выполнять стимулирующую роль. Хотя, в общем, этом не так, но как говорится - исключение из правила есть подтверждение этого правила.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующей на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, который анализирует две условно называемые теории: "теорию Х" и "теорию Y".

"Теория икс" (собственно теория Ф. Тейлора) - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории человек ленивый и старается избегать работы, поэтому его нужно принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить трудиться. Человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности, не терпит перемен, ему нельзя доверять.

По мнению Мак-Грегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества ("теория игрек").

"Теория игрек"  основана на демократических  принципах: делегировании полномочий, обогащении содержания работы, улучшении  взаимоотношений, признании его,  что мотивацию людей определяет  совокупность психологических потребностей и ожиданий. Он считает, что внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия, т.к. работник может осуществлять самоконтроль, быть ответственным, что он склонен к самообразованию (саморазвитию) и изобретательности. 

«"Теория икс", — говорит Мак-Грегор, — приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей нужно заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля».

"Теория игрек", с  другой стороны, приводит к тому, что повышенное внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности, организационным целям, предоставляющим возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении их.

Практическим развитием  этой теории явилась разработка различных стратегий проектирования и организации труда с учетом "расширения работ" (увеличение "горизонтальной нагрузки" на работника), "обогащение труда" (выполнение более сложной работы, позволяющей раскрыть потенциал личности и усиливающей содержательный аспект), вовлечение работника в процесс обсуждения, анализа и принятия решений - последнее получило название - "партисипативность". 

В 1981 г. Был предложен  еще один подход - "теория Z", вобравшая в себя особенности японского стиля управления. "Теория зет" исходит из того, что  партисипативность является основой повышения производительности и базируется на "доверии, такте и близости".

Многообразие взглядов подтверждает, что мотивация - это сложный процесс, протекание которого зависит от многих причин. Упрощенно схему мотивационного процесса можно разбить на шесть стадий (см. приложение № а рисунок 2):

 1) возникновение потребности: физиологической, психологической или социальной.

 2) поиск путей устранения таковой.

 3) определение целей (направлений) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, чтобы устранить потребность.

 4) осуществление действия.

 5) получение вознаграждения за осуществленные действия (либо то, что нужно, либо то, на что он может обменять).

 6) полное или частичное устранение потребности либо не устранение.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека при  сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Сила мотивации определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.

Но согласно теории ожиданий, чаще всего ассоциируемое с работами Виктора Врума, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определённой цели. Теория ожиданий основана на взаимосвязях между усилиями, которые предпринимает индивид, его уровнем исполнения рабочих заданий и желательностью ассоциируемых с упорным трудом результатов. Эти элементы и связи между ними представлены (см. приложение В).  Базой для теории являются ожидания человека относительно связи усилий, уровня исполнения и результатов с ценностью последних.

Ожидание ЕтмР связано с вопросом: обеспечат ли прилагаемые усилия высокий уровень исполнения рабочих заданий? Для того чтобы ожидания оправдались, индивид должен обладать соответствующими способностями, опытом аналогичной деятельности, а также необходимыми инструментами, оборудованием и возможностями для выполнения работы.

    Ожидание РтмО связано с ответом на вопрос о том, приведет ли эффективная деятельность к желанным результатам? Например, человек хочет получить  какую-то связанную с его работой выгоду. Для того чтобы получить желаемое вознаграждение, он должен добиться определенного уровня  исполнения рабочих заданий. Если ожидание РтмО велико, индивид будет мотивирован к упорному труду. Если же он уверен, что работа до «седьмого пота» не позволит ему заполучить желаемые выгоды, мотивация будет гораздо ниже.

Под валентностью понимается ценность или привлекательность для индивида полученных результатов. Если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные для индивида результаты создают сильную мотивацию.

Теория ожиданий отнюдь не пытается определить конкретные типы потребностей или выгод, а лишь утверждает, что они существуют, причем носят  индивидуальный для каждого человека характер. Кто-то стремится получить должность и расширить свои полномочия, другой сотрудник характеризуется  высокой валентностью к установлению добрых отношений с коллегами. Следовательно, у первого будет сильная мотивация к действиям, которые позволят добиться повышения, а у второго – к реализации возможности быть членом команды и продолжать ассоциировать себя с группой.

Другое объяснение того, как люди рассматривают и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо, изменив уровень затрачиваемых  усилий, либо пытаясь изменить уровень  получаемого вознаграждения. Таким  образом, те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению  с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремятся повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность на прежнем уровне или даже увеличивать её. Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, им надо объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.

Информация о работе Стимулирование труда в страховой компании