Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:13, дипломная работа
Дипломная работа на тему: «Система мотивации труда работников компании (на примере ЕФ СОАО «ВСК») содержит 110 страниц, 5 таблиц, 5 приложений, 36 библиографических источника.
В первой главе мною рассматривается теория мотивации труда, ее развитие.
Во второй главе «Система мотивации труда» даются понятие мотивации и стимулирования, раскрывается сущность данных понятий; рассматриваются основы системы оптимальной мотивации труда, общие ориентиры мотивации труда, механизм оптимального стимулирования труда.
В третьей главе мною раскрыта система мотивации труда в филиале СОАО «ВСК», показаны недостатки и достоинства.
В четвертой главе рассматриваются различные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности, связанные с деятельностью страховых компаний.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………стр. 6
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ…………………………………………………….........................стр. 11
1.1 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ………………………………………….стр. 11
1.2 ПОТРЕБНОСТИ В ТЕРИИЯХ МОТИВАЦИИ………………………………………...стр. 21
1.3 МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ………..…............стр. 25
1.4 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА..……….……...…………….…....….стр. 37
1.4.1 ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» и «СТИМУЛИРОВАНИЕ». ………....………....стр. 39
1.4.2 ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА...………………………….…..стр. 42
1.4.3 МЕХНИЗМ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ………………………………………………стр. 44
2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА В ЕФ СОАО «ВСК»……………………………....стр. 64
2.1 ИСТОРИЯ СОАО «ВСК». …………………………………………...…….…стр. 64
2.2 СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В ФИЛИАЛЕ СОАО
«ВСК» г. Екатеринбург. ……………………………………………………….....стр. 68
2.2.1 МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. .……………………….…………..…… стр. 68
2.2.2 НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. .………………………....….………..стр. 72
3 Оптимизация системы мотивации ТРУДА в страховой
компании (филиал СОАО «ВСК»). ………....…………………………….…….стр.76
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕТА……………………..……………………..……стр.83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .………………………..…………………………………...……стр. 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. .……………………………....….………. ...стр. 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иерархия потребностей Маслоу……………………………………….стр. 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Упрощенная модель мотивации поведения………………….. ….стр.108
ПРИЛОЖЕНИЕ В Основные элементы теории ожиданий……………………………….стр. 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Модель Портера-Лоулера…………………………...………………….стр.109
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Модель трудового поведения работника……..…………………...…. стр.110
Таким образом, специфика российских условий обусловливает актуальность рассмотрения двустороннего оппортунизма принципала и агента как взаимосвязанного процесса, протекающего в трудовых отношениях хозяйствующих субъектов России.
Теоретическое исследование, прежде всего, связано с разработками неоинституционального направления. Возникший в 70-х годах прошлого столетия неоинституционализм значительно обогатил экономическую теорию новыми методологическими принципами, основанными на предпосылках оппортунистического поведения, как ключевой концепции к пониманию человеческого поведения. Здесь основные достижения в первую очередь связаны с работами по теории трансакционных издержек - О. Уильямсона, Р. Коуза, Й. Барзеля, Р. Кене, Б.Клайна и др.; по теории прав собственности - А. Алчиана, Г. Демсеца, М. Дженсена, У. Меклинга и др.; по теории оптимального контракта - С. Спенса, С. Росса, JI. Гурвица, О.Харта, С.Гроссмана и др. Исследования П. Милгрома, Дж. Робертса, К. Менара, Т. Эггертсона, О. Фавро, JI. Тевено, Ф. Эмар-Дюверне и др. представляют собой интегрированное развитие идей различных направлений неоинституционализма в сфере экономики организации.
Среди российских ученых данный подход развивают B.C. Автономов, Р.И. Капелюшников, Ю.Б. Кочеврин, А.Е. Шаститко, B.JI. Тамбовцев, Е.В. Попов,A.И. Татаркин, А.Н. Олейник, А.Н. Нестеренко, P.M. Нуреев, А.А. Демин,B.C. Катькало, С.М. Гуриев, Н.М. Розанова, B.JI. Берсенев, А.Ю. Коковихин и др.
Анализ теоретических подходов к исследованию механизмов функционирования системы взаимоотношений принципал - агент, представляющей собой основную сферу исследований по проблеме оппортунизма, позволяет выделить «проблемные зоны» сформулированных представлений. С одной стороны, предмет исследования представленных в литературе теоретических подходов ограничивается рассмотрением оппортунизма агента, тем самым нивелируется значимость проблемы оппортунизма принципала. С другой стороны, нет единства во взглядах относительно основных факторов оппортунизма. Так, в одних направлениях делается упор на механизмах контроля, в других - на мотивационных факторах. Анализ последней группы факторов в теоретических экономических подходах представлен весьма ограниченно.
Основные
модели мотивации были
Различные аспекты проблемы трудовых отношений в период трансформации российской экономики нашли отражение в трудах российских ученых Р.И. Капелюшникова, В.М. Полтеровича, К.З. Сабирьяновой, Д.В. Нестеровой, С.Ю. Рощина, В.В. Радаева, А. Темницкого,B.В. Семененко, B.C. Магуна, В.Н. Белкина, Н.А. Белкиной, О. Кириченко,C. Кларка, Т.В. Зиминой, С.Ю. Барсуковой, E.JI. Шершневой, С. Суркова, Г. Ракитской и др.
Анализ данных работ позволяет получить представление о сложившихся в российской практике формах и условиях двустороннего оппортунизма в трудовых отношениях.
Таким образом, комплексный подход к проблеме отношений принципала - агента в сфере труда, основанный на интегральном анализе факторов оппортунизма и расширении предмета исследования за счет включения в анализ оппортунизма принципала, представляет собой новую исследовательскую задачу.
Цель исследования
— развитие теоретического подхода
к оценке институтов управления эндогенным
оппортунизмом в системе
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- проанализировать
содержание основных
- определить
сущность, структуру и генезис
экономической категории «
- с учетом
двойственности системы принцип
- для каждой
группы эндогенного
- опираясь на
эмпирическое исследование
Объект исследования — производственные предприятия, представляющие собой сферу реализации отношений принципал-агент.
Предмет исследования
- экономические отношения в
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области современных экономических теорий предприятия, теорий организации, управления персоналом, а также исследования, отражающие проблемы и условия развития трудовых отношений на современном этапе развития российской экономики. При реализации поставленных целей и задач использовались основные методы научного исследования: системный, логический, метод аналогии, группировки, сравнения. Анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, осуществлялся с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа.
С целью развития
теоретико-методологического
Экономическая теория фирмы на сегодняшний день представлена несколькими подходами, подавляющая часть которых затрагивает проблему оппортунизма. Данные подходы можно разделить на постановочные и аналитические. К постановочным теориям относятся управленческие теории и теория Х-эффективности. Данные теории указывают на проблематику, решение которой находит отражение в последующих работах по экономической теории фирмы. Так, управленческие теории открывают область анализа проблемы принципал-агент на уровне взаимоотношений менеджеров и собственников предприятия. Эффект воздействия поведения агента (менеджера) на уровень потерь принципала (собственника) демонстрируется путем сравнения величины прибыли, достигаемой в результате максимизации целевой функции в соответствии с интересами агента, и прибыли, получаемой неоклассической фирмой.
Теория Х-эффективности ставит проблему принципала-агента на уровне взаимоотношений наемных работников и менеджеров фирмы. Последствия деятельности агента представлены в виде превышения издержек функционирования фирмы над издержками фирмы в неоклассической конструкции.
Таким образом,
постановочные подходы
Аналитический
подход представлен теориям неоинститу
Теории прав собственности и оптимального контракта анализируют данную проблему в рамках внутренней среды предприятия. Миниэкономические подходы различают виды оппортунизма в зависимости от этапа контрактных отношений. Неблагоприятный отбор рассматривается как форма оппортунистического поведения, характерная для ex-ante этапа контрактации. Возможности неблагоприятного отбора связны с ассиметричным распространением информации между принципалом и агентом относительно скрытых характеристик агента, о которых принципал не может судить до заключения соглашения. В качестве мер предотвращения рассматриваемого типа оппортунизма предлагаются механизмы денежного стимулирования, направляющие агентов на создание системы сигналов, отражающей их истинные характеристики.
На ex-post этапе
контрактных отношений оппортун
В системе отношений собственник - менеджер использование принципалом контролирующих механизмом весьма ограничено. Поэтому основное внимание уделяется специфическим механизмам стимулирования, возникающим как со стороны рынка, так и со стороны собственников.
Анализ подходов в экономической теории позволил выявить узость сформированных представлений относительно проблемы оппортунизма в системе принципал-агент. С одной стороны, предмет исследования ограничивается рассмотрением оппортунизма агента. С другой стороны, нет единства во взглядах относительно основных факторов оппортунизма. Кроме того, многообразие подходов вызовет проблему разношерстности понятийного аппарата.
Анализ существующих в литературе подходов к определению оппортунизма позволил выявить основные структурные элементы данной экономической категории, включающие условия возникновения, характер проявления и последствия оппортунизма. Опираясь на указанные элементы, оппортунизм в системе экономических отношений определяется как преднамеренное действие экономического агента, направленное на достижение личных интересов и нарушающее условия соглашения, что требует использования соответствующих институтов для предотвращения ущерба от данных действий. Такое действие может быть либо скрытым для контрагента, основанным на стратегическом манипулировании ассиметричной информацией (оппортунизм первого рода), либо очевидным, основанным на нецелесообразности прекращения экономических отношений и/или сложности определения характера действий для третьей стороны отношений (оппортунизм второго рода).
В экономической теории известно несколько форм оппортунистического поведения. В соответствии с объектом данного исследования были выделены и интегрированы в единую систему основные формы оппортунизма, характерные для трудовых отношений между менеджером и работником в современных российских условиях. Классификация форм эндогенного оппортунизма представлена в виде матрицы, состоящей из четырех квадрантов. В качестве классификационных признаков рассматриваются этап контрактных отношений (ex-ante или ex-post) и субъекты трудовых отношений (менеджер или наемный работник). В результате были сформированы четыре группы эндогенного оппортунизма: ex-ante оппортунизм агента, ex-post оппортунизм агента, ex-ante оппортунизм принципала, ex-post оппортунизм принципала.
Уровень проявления той или иной формы эндогенного оппортунизма зависит от качественных и количественных характеристик процесса функционирования предприятия, выступающих в качестве факторов оппортунизма. Данные факторы включают в себя институты управления, посредством которых можно влиять на уровень эндогенного оппортунизма, и технологические факторы, создающие условия для применения институтов управления. Кроме того, все факторы эндогенного оппортунизма были разделены на две группы. К первой группе относятся факторы, делающие оппортунизм возможным. Данные факторы являются отражением второго условия оппортунизма и определяют его потенциал. То, насколько будут реализован данный потенциал, определяется факторами второй группы. Данные группы факторов выступают, как взаимные субституты недостаточная эффективность одних может быть компенсирована действием других.
Поскольку ex-post оппортунизм агента преимущественно является оппортунизмом первого рода, к факторам, устанавливающим потенциал оппортунизма, относятся технологические факторы, влияющие на эффективность контроля за деятельностью работника, а следовательно и асимметричность распределения информации. К ним относятся: размер предприятия, воздействие которого определяется через реализацию эффекта «потери контроля»; способ организации производства, связанный с параметром делимости трудовых заданий; характер выполняемых работ, определяемый соотношением рутинной и творческой составляющих трудовой деятельности; уровень специализированных знаний работника, требуемый при выполнении трудового задания. Дополнительным фактором первой группы является уровень специфичности человеческого капитала. Данный параметр определяет важность непрерывных отношений для предприятия с субъектом специфического капитала.
Уровень реализации потенциала ex-post оппортунизма агентов зависит от институтов управления - института стимулирования (определяемого системой оплаты труда, относительным уровнем оплаты труда и мерами дополнительного стимулирования), института взыскания (характеризуемого системностью использования форм взыскания и их соотношением в общей системе взыскания), института участия сотрудников в управлении (включающего формы их участия в управлении, механизмы разделения ответственности за принятые решения и информационную подсистему), института корпоративной культуры (состоящего из внутрифирменных норм, традиций и правил поведения). Институты стимулирования и взыскания воздействуют на величину выгод и издержек, возникающих в результате оппортунистического поведения.
Информация о работе Стимулирование труда в страховой компании