Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования - разработка серии практических работ для эстетического воспитания школьников при изучении графического редактора.
Объект исследования - процесс изучения графического редактора.
Предмет исследования - эстетическое воспитание на уроках информатики при изучении графического редактора Inkscape.
Гипотеза исследования основана на предположении, что создание серии практических работ для изучения графического редактора Inkscape, позволит повысить уровень эстетического воспитания школьников.
Введение……………………………………………………………............................2
§1 Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии………………..4
§2 Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания……………...13
§3Серия практических работ для изучения графического редактора направленная на эстетическое воспитания школьников.…..............................18
Заключение……………………………………………………………………..……40
Литература…………………………………………………………………………...41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального
образования «Глазовский
Факультет информатики, физики и математики
Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0 НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Выполнил
Студент 1.941гр
Руководитель работы
Наталья Леонидовна
Глазов 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1 Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии………………..4
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В условиях
развития современного общества особую
значимость в воспитании подрастающего
поколения приобретают проблемы
этического и эстетического воспитания,
добра и красоты, формирования человека
как духовно богатой , творческой
активной личности, носителя единых в
своей сути этических и эстетических
ценностей. Однако в век компьютерных
технологий уровню эстетической и художественной
воспитанности в школах уделяется
мало внимания, так как все меньше
времени отводится на уроки изобразительного
искусства а изучение графического
редактора на уроках информатики
сводится лишь только к пользовательскому
уровню и работы с шаблонными картинками.
Поэтому необходимо уделять особое
внимание развитию у учащихся эстетической
и художественной воспитанности, формировать
ценностные ориентиры по отношению
к культурным традициям и соединить
применение компьютерных технологий в
художественно графическом
Рассмотрением проблемы эстетического воспитания занимались:
О.Н.Апанасенко, О.В.Дивненко, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, О.Н.Масленникова, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, и др.
Все выше изложенное позволило определиться с выбором темы исследования - "Эстетическое воспитание на уроках Информатики".
Цель исследования - разработка серии практических работ для эстетического воспитания школьников при изучении графического редактора.
Объект исследования - процесс изучения графического редактора.
Предмет исследования - эстетическое воспитание на уроках информатики при изучении графического редактора Inkscape.
Гипотеза исследования основана на предположении, что создание серии практических работ для изучения графического редактора Inkscape, позволит повысить уровень эстетического воспитания школьников.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи :
I. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
II. Разработать серию практических работ для изучения графического редактора Inkscape направленных на эстетическое воспитание школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- эстетическое воспитание: Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, В.И. Смирнов, И.Ф. Харламов. и др.
- компьютерная графика: Л.А. Залогова, А.Ю. Кравцова, Е.М. Крысинская и др.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач были использованы методы исследования:
I. Общенаучные методы теоретического исследования (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез).
Положение, выносимое на защиту:
I. Разработана серия практических заданий для изучения графического редактора Inkscape позволяющая повысить уровень эстетического воспитания школьников.
Работа состоит из введения, 3-х параграфов, заключения, библиографии.
§1 Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии
Каждый человек в своей жизни не раз сталкивается с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, ежедневного труда, общения с природой и искусством, в межличностных отношениях - эстетические категории играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие, стимулирует трудовую активность, трагическое учит нас сочувствию, комическое помогает нам биться с недостатками.
Мысли об
эстетическом воспитании начали зарождаться
в глубокой древности. Понятия о
природе эстетического
В настоящее время вопрос эстетического развития и воспитания личности, становление ее эстетической культуры одна из главных задач, которая стоит перед школой. Данная проблема рассмотрена в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов. Таких как О.Н.Апанасенко, О.В.Дивненко, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, О.Н.Масленникова, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, и др. Каждый из педагогов дает свое определение этому понятию, приведём примеры некоторых из них.
В.Н. Шацкая в своей книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе», дает следующее определение: "…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, правильно понимать, чувствовать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, труде, в общественной жизни, в явлениях искусства" [14, 22].
В словаре по эстетике, понятие эстетическое воспитание объясняется как «система мероприятий, направленных на совершенствование и выработку в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [3, 356].
В этих двух определениях говориться о том, что эстетическое воспитание должно совершенствовать и вырабатывать в человеке умение воспринимать прекрасное в жизни, правильно понимать и оценивать его. Особый акцент делается на том, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, но оно должно формировать способность создавать прекрасное в жизни.
Б.Т.Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников», опирается на определение К.Маркса: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного оценивать и воспринимать прекрасное, комическое, трагическое, жить и творить «по законам красоты»[8, 21]. Автор подчеркивает главную роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Б.Т Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, приобщения детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности[8, 43].
В "Словаре по педагогике" Г. М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" формулируется так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [6, 275].
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но рассмотренные раннее нами определения, позволяют выделить основные положения. Во-первых, это целенаправленный процесс воздействия на школьников. Во-вторых, это формирование способности учащихся воспринимать и видеть красоту в жизни и искусстве, с дальнейшим ее оцениванием. В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование идеалов личности и эстетических вкусов. Наконец, в-четвертых, - развитие способностей к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного вокруг нас.
Понятие "эстетическое воспитание" включает в себя ряд зависимых от него понятий: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическое чувство.
Эстетическое
развитие – целенаправленный процесс
становления в ребенке сил, которые
обеспечивают активность эстетического
восприятия, эмоционального переживания,
творческого воображения и
Эстетический вкус - способность человека оценивать предметы, явления, ситуации с точки зрения их эстетических качеств.
Эстетический
идеал - социально обусловленный, целостный,
конкретно-чувственный образ, являющийся
воплощением представлений
Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание к явлениям и предметам окружающего нас мира. Эстетическое чувство может быть выражено в духовном наслаждении или отвращении [8].
Своеобразное
понимание понятия
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания об окружающем мире, обществе и природе. Различные творческие занятия школьников способствуют развитию их воображения и мышления, воли и настойчивости, организованности и дисциплинированности.
Опираясь на все вышесказанное, можно выделить главную цель эстетического воспитания – формирование всесторонне развитой и гармоничной индивидуальности, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [8].
Любая цель не может рассматриваться без задач. Традиционно педагоги выделяют три основные задачи.
1. Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний, без которых не может возникнуть интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи заключается в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Учитель должен правильно отобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут соответствовать нашим представлениям о красоте. Необходимы также конкретные знания о природе, о себе и о других[7].
2. Второй задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально оценивать и переживать эстетически значимые явления и предметы. Эта задача заключается в том, что дети смотря на картину, стараются запомнить название и художника, но картина не вызывает в них изумления, не заставляет восхищаться совершенством произведения. Тогда как задачей эстетического воспитания является – побуждение учащихся к более глубокому изучению, к переживанию того, что хотел выразить автор и к способности понять и увидеть позицию автора, позиции его героев[7]. Отсюда следует, необходимо сформировать такие качества ребенка, которые позволяют ему дать самостоятельную оценку любому произведению с учетом возрастных особенностей, высказать свое собственное психическое состояния по поводу него. Ребенок сможет оценивать произведение искусства или какое-либо явление в окружающем нас мире с эстетической точки зрения, если в нем сформулирована способность переживать и пропускать через себя эти явления, через своё представление о мире, при этом сравнивая с другими представлениями.
3. Третьей задачей эстетического воспитания является формирование эстетической способности у каждого воспитуемого. Смысл данной задачи в том, чтобы ребенок не только понимал что такое прекрасное, но и умел оценивать и любоваться им, очень важно чтобы он и сам активно участвовал в создании прекрасного [7].
Если
объединить все задачи в одну, то
можно обозначить основную задачу эстетического
воспитания – развитие сопереживающей
индивидуальности. Отсюда следует, чтобы
все остальные элементы эстетического
воспитания, такие как идеал, вкус,
умение оценивать и воспринимать
произведения искусства необходимо
учащемуся для того, чтобы стать
индивидуальностью, которая может
эстетически оценивать и
Информация о работе Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики