Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:58, реферат
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок–спектакль, урок–праздник, урок–экскурсию, видеоурок, урок «Морской бой», урок «Сказка», урок «Путешествие», урок «Эврика», урок – общественный смотр знаний, урок – «Игра – обобщение», урок – лекция «Парадокс»,т.д.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа №9
Нестандартные
уроки информатики
Воронина
Елена Вальдемаровна
г.
Елизово, Камчатский край
20010/2011г.
Нестандартные
уроки информатики
Формирование
положительной мотивации должно рассматриваться
учителем как специальная задача. Как
правило, мотивы связаны с познавательными
интересами учащихся, потребностью в овладении
новыми знаниями, навыками, умениями. Для
организации благоприятного климата,
ориентирующего учащихся на коммуникацию,
необходимо выбирать такие формы урока,
которые будут стимулировать деятельность
учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности
учащихся характерны нетрадиционные формы
проведения занятий. К таким занятиям
следует отнести: урок–спектакль, урок–праздник,
урок–экскурсию, видеоурок, урок «Морской
бой», урок «Сказка», урок «Путешествие»,
урок «Эврика», урок – общественный смотр
знаний, урок – «Игра – обобщение»,
урок – лекция «Парадокс»,т.д.
Опыт учителей показали, что нетрадиционные
формы проведения уроков поддерживают
интерес учащихся к предмету и повышают
мотивацию учения. Сегодня педагоги активно
внедряют и поощряют нетрадиционные формы
занятий, такие как видеоурок, урок – праздник,
интернет урок и другие формы.
Часто бывает, что ребята рассеивают
свое внимание при изучении сложного и
объёмного материала и никак не могут
сосредоточиться на уроке. Именно в таких
случаях необходимо привлечь их внимание
каким-либо интересным рассказом или игрой,
что поможет сконцентрировать внимание
ребят на изучаемом материале.
Тема актуальна, так как активизировать
внимание учащихся и повысить интерес
к предмету помогают нестандартные уроки.
Сегодня не совсем обычных методов обучения
и целых уроков – огромное количеств,
но далеко не все они соответствуют общепринятым
представлениям о нестандартности в образовании,
о необычности урока и, наконец, не соответствуют
представлениям ни об уроке, ни о методе.
Выбирая из этого массива именно ту информацию,
которая необходима, учитель, как правило,
опирается на свою интуицию, а не на какие-либо
научные основания.
Непривычные формы используются немотивированно,
как уроки-одиночки, без заметной связи
с ранее проведенными уроками. Преобладают
итоговые формы (зачеты, семинары). Целевые
установки уроков не предусматривают
прироста новых знаний и умений, развития
учащихся в каком-либо отношении.
«Классическая» типология по основным
дидактическим целям исходит из стадий
процесса учебного познания: усвоение
нового материала – формирование новых
знаний и умений, их закрепление и систематизация,
контроль и оценка полученных результатов.
Игровые технологии обучения отличаются
исключительным разнообразием. Основной
мотив игры – не результат, а процесс.
Это усиливает их развивающие значение,
но делает менее очевидным образовательный
эффект. Несомненно, у игровых уроков есть
и образовательные возможности, если их
рассматривать не разрозненно, а в системе.
Можно, например, передвигаться от усвоения
и использования фактов к их связям (от
решения кроссвордов к их составлению),
от описаний (уроки-путешествия) к объяснению
(уроки-экспедиции, исследования).
На уроках типа «Общественный смотр знаний»
и «Пресс-конференция» тяга к размышлениям,
дискуссиям и спорам, в ходе которых только
и может быть доказана правота какой-либо
точки зрения, - в уроках-диспутах; потребность
в инициативе, творчески мыслящих людях
и условиях для их проявления – в уроках,
строящихся на детской инициативе, в уроках
изобретательства и сочинительства, творческих
выставках и отчетах.
Учащимся нестандартные уроки нравятся, они становятся (по крайней мере создается такое впечатление) общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из – за большой потери времени.
Перечислю следующие алгоритмы проведения нестандартных уроков.
В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация «дублер начинает действовать»;
уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему «инопланетяне»;
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренники, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и т. д.
Уроки творчества.
Цель: повторение
и обобщение по теме; развитие умения
творчески применять полученные знания;
воспитание коллективизма, взаимоответственности.
Организация урока:
1. Класс делится на пять групп (формируются
по желанию).
2. Создается жюри, которое совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности.
3. Каждой группе вручается задание:
- первая и
вторая группы составляют
-третья и четвертая готовят физический аукцион (каждая свой): игра, в которой
ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;
-пятая пишет
план-сценарий учебного
4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага, справочники, учебники и т. д.) и краткими ин струкциями. Время работы 10 минут.
5. Смотр творческих
работ (в решении кроссвордов,
в аукционах участвуют все
группы). Все набранные баллы
6. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов, и места, занятые другими группами.
УРОК-СОЧИНЕНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ.
Цель: закрепление знаний по теме, развитие наблюдательности и умения анализировать, реализация связи теории с практикой.
Организация урока:
1. Класс получает
задание: написать сочинение
2. Описание в
сочинении различных видов
3. Оценка сочинений:
учитывается количество
их объяснения и то, как они «вписаны» в рассказ.
УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА
Цепь: повторение и закрепление материала по различным темам информатики, реализация принципа связи теории с практикой, поисково-практическая деятельность учащихся.
Организация урока (класс имитирует работу специального конструкторского бюро):
1. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.
2. «Мозговой центр» - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.
3. Группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая конструкция.
4. Группа историков - готовит исторический обзор по теме.
5. «Монтажники»
- собирают «конструкцию» и
6. Группа техники безопасности - напоминает правила техники безопасности и следит за их соблюдением при сборе конструкции.
7.Группа экспертов
- обосновывает экономическую
8. Группа управления и контроля - координирует и контролирует деятельность всех групп.
9. Учитель подводит итоги работы каждой группы, оценивает результаты.
УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале истории дисциплины):
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
2. Учащиеся слушают
лекцию и выполняют два
3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.
4. Записи делают в таблице:
План лекции | Ошибки | Ответы на вопросы |
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
6.Один из школьников называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.
8. Обсуждение следующей неточности (пп. 6 и 7).
Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.
Предложенные
сканворды целесообразно
Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.
После расшифровки
сканворда учитель выясняет, кто
из учеников нашел больше всего правильных
ответов, и предоставляет ему
право назвать их. Остальные проверяют
свои решения и при необходимости дополняют
ответ. Не обнаруженные никем из ребят
слова учитель не называет, но помогает
найти их на завершающем этапе - при работе
над дополнительными вопросами. Так, после
ответа на некоторые из них можно спросить:
не зашифрованы ли соответствующие (еще
не найденные) слова-ответы в сканвордной
сетке? При подготовке вопросов необходимо
учесть и то, что все имеющиеся в сканворде
слова должны быть в этих вопросах отражены.
Сканворд № 1
Основные типы данных. Структура программы в Pascal’е
Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.
Вопросы:
Перечислите служебные слова из сканворда, которые соответствуют каждому из четырёх разделов программы на Паскале.
(Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых библиотечных модулей - USES; раздел описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)
Укажите все неиспользованные в сканворде служебные слова из раздела описаний программы на Паскале.
(LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)
Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Паскале? Назовите их.
(Один - раздел операторов.)