Нестандартные уроки информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок–спектакль, урок–праздник, урок–экскурсию, видеоурок, урок «Морской бой», урок «Сказка», урок «Путешествие», урок «Эврика», урок – общественный смотр знаний, урок – «Игра – обобщение», урок – лекция «Парадокс»,т.д.

Работа содержит 1 файл

Нестандартные уроки информатики.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Муниципальное образовательное учреждение

     Средняя общеобразовательная школа №9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нестандартные уроки информатики 
 
 
 
 
 
 

     Воронина  Елена Вальдемаровна 
 
 
 
 

      г. Елизово, Камчатский край 

20010/2011г.

Нестандартные уроки  информатики 

                                                                   «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,   вращаются все другие формы учебных занятий»

 
  
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. 
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок–спектакль, урок–праздник, урок–экскурсию, видеоурок, урок «Морской бой», урок «Сказка», урок «Путешествие», урок «Эврика», урок – общественный смотр знаний,  урок – «Игра – обобщение», урок – лекция «Парадокс»,т.д. 
   Опыт учителей показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Сегодня педагоги активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы.  
  Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. 
  Тема актуальна, так как активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количеств, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания. 
Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.  
«Классическая» типология по основным дидактическим целям исходит из стадий процесса учебного познания: усвоение нового материала – формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов.  
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования). 
На уроках типа «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция» тяга к размышлениям, дискуссиям и спорам, в ходе которых только и может быть доказана правота какой-либо точки зрения, - в уроках-диспутах; потребность в инициативе, творчески мыслящих людях и условиях для их проявления – в уроках, строящихся на детской инициативе, в уроках изобретательства и сочинительства, творческих выставках и отчетах.

   Учащимся  нестандартные  уроки  нравятся, они становятся  (по  крайней  мере создается такое впечатление)  общительнее  и  сплоченнее. Нестандартные  уроки  помогают  вызвать  дополнительный  интерес к  предмету, к  конкретной  теме,  развивают  у  учащихся  логическое  и  абстрактное  мышление. Благодаря  нестандартному  подходу  к  обучению на  уроках  создается  непринужденная  обстановка, что  способствует  лучшему  усвоению  материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из – за большой потери времени.

   Перечислю следующие алгоритмы проведения нестандартных уроков.   

 В настоящее  время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:

интегрированные уроки, основанные на межпредметных  связях;

уроки в форме  соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета   (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация «дублер начинает действовать»;

уроки с имитацией  публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему «инопланетяне»;

уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

уроки, имитирующие  общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

перенесение в  рамки урока традиционных форм внеклассной  работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренники, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и т. д. 

Уроки творчества. 

Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творчески применять полученные знания; воспитание коллективизма, взаимоответственности. 
 Организация урока: 
 1. Класс делится на пять групп (формируются по желанию). 

2. Создается  жюри, которое совместно с учителем  продумывает систему оценок за  все виды деятельности.

3. Каждой  группе вручается задание:

- первая и  вторая группы составляют кроссворд  (каждая свой), зашифровав, строго  научно или шутливо, термины  и явления  по данной теме;

-третья и  четвертая готовят физический  аукцион (каждая свой): игра, в  которой

ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;

-пятая пишет  план-сценарий учебного видеофильма  по теме       урока.

4. Каждая группа  обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага, справочники, учебники и т. д.) и  краткими ин струкциями. Время работы 10 минут. 

5. Смотр творческих  работ (в решении кроссвордов,  в аукционах участвуют все  группы). Все набранные баллы фиксируются  жюри. Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.

6. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов, и места, занятые другими группами. 

УРОК-СОЧИНЕНИЕ  ПО ИНФОРМАТИКЕ.

Цель: закрепление  знаний по теме, развитие наблюдательности и умения анализировать, реализация связи теории с практикой.

Организация урока:

1. Класс получает  задание: написать сочинение об  информатике. В нем нужно связать  в единое целое 5-10 известных  каждому ученику случаев из  жизни, где встречаются изученные на уроках понятия, программы.

2. Описание в  сочинении различных видов деятельности  и краткое их объяснение.

3. Оценка сочинений:  учитывается количество примеров,  качество   

 их объяснения  и то, как они «вписаны» в  рассказ. 

УРОК  - ДЕЛОВАЯ ИГРА 

Цепь: повторение и закрепление материала по различным темам информатики, реализация принципа связи теории с практикой, поисково-практическая деятельность учащихся.

Организация урока (класс имитирует работу специального конструкторского бюро):

1. Класс делится  на группы, каждая из которых получает свое задание.

2. «Мозговой  центр» - разрабатывает проект, выдвигает  гипотезу.

3. Группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь  справочниками и паспортными  данными приборов, на основе которых  действует предлагаемая конструкция.

4. Группа историков  - готовит исторический обзор  по теме.

5. «Монтажники» - собирают «конструкцию» и приводят  ее в действие.

6. Группа техники  безопасности - напоминает правила  техники         безопасности и следит за их соблюдением при сборе конструкции.

7.Группа экспертов  - обосновывает экономическую целесообразность разрабатываемого проекта.

8. Группа управления  и контроля - координирует и контролирует    деятельность всех групп. 

9. Учитель подводит  итоги работы каждой группы, оценивает результаты.

УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС» 

Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.

Организация урока (урок строится в основном на материале истории дисциплины):

1. Учитель читает  лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2. Учащиеся слушают  лекцию и выполняют два традиционных  задания: составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют  ошибки, «допущенные» учителем.

4. Записи делают  в таблице:

План  лекции Ошибки Ответы на вопросы
 

 

5. Записи проверяет  учитель или ученик-лаборант.

6.Один из школьников  называет допущенную ошибку, педагог          воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.

8. Обсуждение  следующей неточности (пп. 6 и 7).

     Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.

Предложенные  сканворды целесообразно использовать для тематического повторения основных определений и терминов при изучении темы “Основы программирования” (изучаемый язык программирования Pascal). Для обобщающего повторения следует сочетать решение сканвордов с практическим повторением умений и навыков.

Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

После расшифровки  сканворда учитель выясняет, кто  из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему  право назвать их. Остальные проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе - при работе над дополнительными вопросами. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке? При подготовке вопросов необходимо учесть и то, что все имеющиеся в сканворде слова должны быть в этих вопросах отражены. 

Сканворд  № 1

Основные  типы данных. Структура программы в Pascal’е

Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.

Вопросы:

Перечислите служебные  слова из сканворда, которые соответствуют  каждому из четырёх разделов программы  на Паскале.

(Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых  библиотечных модулей - USES; раздел  описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)

Укажите все  неиспользованные в сканворде служебные  слова из раздела описаний программы  на Паскале.

(LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)

Какое минимальное  количество разделов может быть в  программе в Паскале? Назовите их.

(Один - раздел  операторов.)

Информация о работе Нестандартные уроки информатики