Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа
Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета? На наш взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо – это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестают активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны.
Введение…………………………………………………………………
4 стр.
Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения………………………………………………………………….
7 стр.
Методы активного обучения.
7 стр.
Деловая игра как один из методов активного обучения
10 стр.
Классификация деловых игр
13 стр.
Основы проведения деловой игры
16 стр.
Глава 2. Деловые игры в курсе обучения информатике и информационным технологиям в старшем звене школы.
21 стр.
Особенности применения деловых игр на уроках информатики в старшем звене школы
21 стр.
Методика разработки деловой игры по информатике
23 стр.
Деловые игры по информатике для старших школьников по содержательной линии
29 стр.
Заключение
44стр.
Список использованной литературы
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 стр. |
Глава 1. Метод деловых игр как
один из методов активного обучения………………………………………………………… |
7 стр. |
|
7 стр. |
|
10 стр. |
|
13 стр. |
|
16 стр. |
Глава 2. Деловые игры в курсе обучения информатике и информационным технологиям в старшем звене школы. |
21 стр. |
|
21 стр. |
|
23 стр. |
|
29 стр. |
Заключение |
44стр. |
Список использованной литературы |
49 стр. |
Приложение |
50 стр. |
«Игра – это дитя труда.
Нет ни одной игры, которая не имела
бы себе прототипа в одной из форм
серьезного труда…»
В. Вундт
Введение
Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета? На наш взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо – это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестают активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны.
Одним из методов активного обучения являются деловые игры.
Накопленный опыт по созданию
и проведению различных деловых
игр для взрослых отражен в
работах М.М. Бирштейн, Д.Н. Кавтарадзе,
В.Я. Платова и многих других. Работы
упомянутых авторов относятся к
обучению взрослых и не учитывают
психологические особенности
В последнее время стали появляться исследования, адаптирующие научные наработки по деловым играм к преподаванию школьных дисциплин: физики, географии, экономики, математики и др. В литературе также встречаются разработки уроков по информатике с применением деловых игр, но в очень малом количестве.
Предмет «Информатика» с
одной стороны находится в
более выгодном положении, так как
использование на уроках компьютеров
уже привлекательно для ребят. Но,
с другой стороны, многие учащиеся связывают
компьютер исключительно с
Исходя из вышесказанного видно, насколько актуальным в настоящее время является развитие использования деловых игр в обучении.
Целью написания курсовой работы стало изучение методики разработки деловых игр по информатике и разработка уроков по информатике для старшей школы с использованием метода деловых игр.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования – методика использования деловых игр при изучении информатики в старшем звене общеобразовательной школы.
Объект исследования – уроки информатики в старшем звене в общеобразовательной школе.
Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения школьной информатике.
Под активными методами обучения
понимаются методы, которые реализуют
установку на большую активность
субъекта в учебном процессе, в
противоположность так
Активные методы обучения
изменяют роль учащегося, превращая
его из пассивного слушателя в
активного участника учебного
В основе активного обучения лежит
принцип непосредственного участия, который
обязывает учителя сделать каждого учащегося
участником учебно-воспитательного
Г.П. Щедровицкий называет
активными методами обучения и воспитания
те, которые позволяют «учащимся
в более короткие сроки и с
меньшими усилиями овладеть необходимыми
знаниями и умениями» за счет сознательного
«воспитания способностей учащегося»
и сознательного «формирования
у них необходимых
Включение активных методов
в учебный процесс активизирует
познавательную активность учащихся,
усиливает их интерес и мотивацию,
развивает способность к
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей.
В литературе нет однозначного определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).
В основе деловой игры лежит
имитационная модель реальной профессиональной
деятельности. Участники игры в смоделированных
условиях наделяются ролями и в соответствии
с инструкцией выполняют
Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
Недостатки деловых игр:
Содержание деловой игры определяют участники игры.
Условия проведения деловых игр:
Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия:
Задача – поставленная цель, которую необходимо достигнуть
Проблема – сложный
Есть деловые игры, в которых участники делятся не на команды, а распределяют роли: директор, начальник планового отдела, начальники цехов и т.д. Т.е. в таких играх определяется состав действующих лиц, и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.
Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.
Почему необходимы деловые игры?
Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала.
Для чего необходимы деловые игры?
Игра порождает мощное
игровое психологическое поле,
Игра – идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра – основное времяпрепровождение любого ребенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.