Деловые игры на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета? На наш взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо – это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестают активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
4 стр.
Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения………………………………………………………………….

7 стр.
Методы активного обучения.
7 стр.
Деловая игра как один из методов активного обучения
10 стр.
Классификация деловых игр
13 стр.
Основы проведения деловой игры
16 стр.
Глава 2. Деловые игры в курсе обучения информатике и информационным технологиям в старшем звене школы.

21 стр.
Особенности применения деловых игр на уроках информатики в старшем звене школы

21 стр.
Методика разработки деловой игры по информатике
23 стр.
Деловые игры по информатике для старших школьников по содержательной линии
29 стр.
Заключение
44стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Деловые игры.docx

— 178.68 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………

4 стр.

Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения………………………………………………………………….

 

7 стр.

  1. Методы активного обучения.

7 стр.

  1. Деловая игра как один из методов активного обучения

10 стр.

  1. Классификация деловых игр

13 стр.

  1. Основы проведения деловой игры

16 стр.

Глава 2. Деловые игры в  курсе обучения информатике и  информационным технологиям в старшем  звене школы.

 

21 стр.

  1. Особенности применения деловых игр на уроках информатики в старшем звене школы

 

21 стр.

  1. Методика разработки деловой игры по информатике

23 стр.

  1. Деловые игры по информатике для старших школьников по содержательной линии

29 стр.

Заключение

44стр.

Список использованной литературы

49 стр.

Приложение

50 стр.


 

 

 

 

«Игра – это дитя труда.

Нет ни одной игры, которая  не имела

бы себе прототипа в  одной из форм

серьезного труда…» 
В. Вундт

 

Введение

Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования  по информатике, потребность в новых  знаниях и заинтересованность в  изучении данного предмета? На наш взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо – это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестают активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны.

Одним из методов активного  обучения являются деловые игры. 

Накопленный опыт по созданию и проведению различных деловых  игр для взрослых отражен в  работах М.М. Бирштейн, Д.Н. Кавтарадзе, В.Я. Платова и многих других. Работы упомянутых авторов относятся к  обучению взрослых и не учитывают  психологические особенности детского возраста. Кроме того, преподавание информатики имеет свои особенности  при организации урока. Поэтому  необходимо адаптировать наработки  данных авторов для школьного  курса, чтобы получить деловую игру, пригодную для использования  на уроках информатики.

В последнее время стали  появляться исследования, адаптирующие научные наработки по деловым  играм к преподаванию школьных дисциплин: физики, географии, экономики, математики и др. В литературе также встречаются  разработки уроков по информатике с  применением деловых игр, но в очень малом количестве.

Предмет «Информатика» с  одной стороны находится в  более выгодном положении, так как  использование на уроках компьютеров  уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие учащиеся связывают  компьютер исключительно с играми, а детей нужно приучать использовать компьютер не только в игровых  целях, а и в рабочих.

Исходя из вышесказанного видно, насколько актуальным в настоящее  время является развитие использования  деловых игр в обучении.

Целью написания курсовой работы стало изучение методики разработки деловых игр по информатике и разработка уроков  по информатике для старшей школы с использованием метода деловых игр.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Метод деловых игр как один из методов активного обучения»
  2. Дать классификацию деловым играм
  3. Изучить основы проведения деловых игр
  4. Выявить особенности применения деловых игр на уроках информатики в старшем звене школы
  5. Изучить методику разработки деловой игры по информатике
  6. Разработать уроки по информатике для старшей школы с использованием метода деловых игр.

Предмет исследования – методика использования деловых игр при изучении информатики в старшем звене общеобразовательной школы.

Объект исследования – уроки информатики в старшем звене в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения школьной информатике.

  1. Методы активного обучения

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют  установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в  противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль. Понятия  «активное социально-психологическое  обучение», «инновационное обучение», «интенсивные методы обучения» имеют  похожее содержание. Называть эти  методы «активными» не совсем корректно, поскольку пассивным методов  обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, так как без нее обучение невозможно. Но степень этой активности неодинакова.

Активные методы обучения изменяют роль учащегося, превращая  его из пассивного слушателя в  активного участника учебного  процесса. Активность ученика проявляется  в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Все это развивает стремление к знаниям.

В основе  активного обучения  лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного  процесса, действующим, ведущим  поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.

Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся  в более короткие сроки и с  меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного  «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования  у них необходимых деятельностей».

Включение активных методов  в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально  возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи  активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала  усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие  активные методы обучения:

  • Практический эксперимент;
  • Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
  • Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек);
  • Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;
  • Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
  • Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
  • Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
  • Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
  • Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
  • Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов активного  обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство  методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей.

 

 

  1. Деловая игра как один из методов активного обучения

В литературе нет однозначного определения понятия  «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры – наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).

В основе деловой игры лежит  имитационная модель реальной профессиональной деятельности. Участники игры в смоделированных  условиях наделяются ролями и в соответствии с инструкцией выполняют заданные действия. Решая заложенные в ситуацию проблемы, игроки, приобретают предметные знания.

Одно из требований деловых игр  – имитирование наиболее характерных  элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Содержание деловой игры определяют участники игры.

Условия проведения деловых игр:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Перед игрой следует уточнить некоторые  терминологические понятия:

Задача – поставленная цель, которую  необходимо достигнуть

Проблема – сложный теоретический  или практический вопрос, требующий  изучения и разрешения. Можно рассматривать  проблему как противоречие между  старыми и новыми знаниями, требованиями и т.д.

Есть деловые игры, в которых  участники делятся не на команды, а распределяют роли: директор, начальник  планового отдела, начальники цехов  и т.д. Т.е. в таких играх определяется состав действующих лиц, и устанавливаются  их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.

Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению  детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в  целом.     

Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти  игры моделируют реальные ситуации, а  не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается  также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Почему необходимы деловые игры?

Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес  ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала.

Для чего необходимы деловые игры?

Игра порождает мощное игровое психологическое поле,  которое вовлекает в действие всех участников,  вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является  удовлетворением  потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.       

Игра – идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром  игра – основное времяпрепровождение  любого ребенка. Именно ранняя подсознательная  память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость  и эмоциональный подъем. Кроме  того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить  другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Информация о работе Деловые игры на уроках информатики