Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка серии практических работ для эстетического воспитания школьников при изучении графического редактора.
Объект исследования - процесс изучения графического редактора.
Предмет исследования - эстетическое воспитание на уроках информатики при изучении графического редактора Inkscape.
Гипотеза исследования основана на предположении, что создание серии практических работ для изучения графического редактора Inkscape, позволит повысить уровень эстетического воспитания школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………............................2
§1 Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии………………..4
§2 Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания……………...13
§3Серия практических работ для изучения графического редактора направленная на эстетическое воспитания школьников.…..............................18
Заключение……………………………………………………………………..……40
Литература…………………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Эстетическое воспитание на уроках Информатики) И.А.Осотов.docx

— 4.04 Мб (Скачать)

По мнению И. Ф. Харламова, эстетическое воспитание осуществляется в первую очередь при помощи искусства, оно  должно включать изучение и приобщение учащихся к различным жанрам и видам искусства, которые могут быть рассмотрены в любом школьном предмете [13, 121]. Существенной стороной эстетического воспитания также является изучение прекрасного в природе,  жизни, и поведении человека. Направленность на личностное развитие учащихся является также  не мало значимой стороной содержания эстетического воспитания. В первую очередь необходимо сформировать эстетические потребности у учащихся в искусстве и в постижении художественных ценностей общества. Развитие у учащихся художественных восприятий является одним из основных элементом содержания эстетического воспитания. 

К существенному  компоненту эстетического воспитания относится овладение знаниями, которые  связанными с умением выражать свои взгляды по поводу художественной действительности и пониманием искусства. В связи  с этим у учащихся формируются  преставления и понятия о специфике  отражения действительности в разных жанрах и видах искусства, а также  выработка умений анализировать  содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Формирование  у учащихся художественного вкуса  занимает значимое  место в содержании эстетического воспитания, оно связанно с восприятием и пониманием прекрасного. Необходимо научить учеников чувствовать  гармонию и красоту настоящего произведения искусства, а также мотивировать к повышению культуры поведения.

Одним из важнейших компонентов содержания эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их способностей и склонностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой был убежден в том, что у каждого ребенка есть потребности в художественном творчестве, которые следует развивать и использовать в целях воспитания.

В.И.Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

• эстетическое образование и воспитание в учебной деятельности (учебные занятия по языку, истории, литературе, изобразительному искусству, музыке, мировой и отечественной художественной культуре, информатике) и в различных видах и формах внеучебной воспитательной работы;

• приобщение к творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования [11].

Эстетическое  воспитание невозможно без интеллектуальных, идейно-политических и моральных критериев. Оставаясь явлением идеологического порядка, оно выполняет определенную историческую и социальную функцию. Единство интеллектуального и эстетического определяется эстетическим отношением человека к действительности, которое основывается на познании. Важно знать, что эстетическое воспитание неотделимо от интеллектуальных чувств, таких как любопытство, интерес и любознательность. Дальнейшее развитие эстетического восприятия также не обходится без интеллектуальных элементов.

Измерение эстетической воспитанности может  осуществляться различными критериями: психологическими, социальными и  педагогическими. В область измерения психологическими критериями включены способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях относительно легко судить по тому, сколько и как ребенок общается с эстетическими предметами действительности  и искусства, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Педагогические  критерии помогают оценить и выявить  эстетический идеал, точнее, тот или  иной уровень его сформированности. В еще большей степени педагогические критерии необходимы оказывать помощь в объяснении уровня становления  эстетического вкуса. Его проявление чувствуется и в свободном выборе детьми произведений искусства для удовлетворения интересов, и в оценке различных явлений искусства и жизни, и в результатах любой деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Оцениванию при помощи педагогических критериев подлежит так же способность ребят к художественному образному мышлению и творчеству. Необходимо видеть, насколько ребенок способен создавать свой собственный, новый, еще небывалый образ, какими навыками творческой деятельности он обладает. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творение нового образа.

К социальным критериям эстетического воспитания относятся  наличие широких интересов  к искусству, потребности в общении  с эстетическими явлениями в  жизни. Эстетическая воспитанность  проявляется и в поведение  ребенка. Все его поступки, отношения  с людьми в жизни, трудовая деятельность, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это влияет на степень  эстетической воспитанности  человека.

Степень эстетической воспитанности в зависимости  от условий жизни и воспитания у различных детей различна. В процессе воспитания учителя в целом стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Иными словами, главную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие подлинного художественного вкуса и эстетического идеала   с развитой способностью к воспроизведению, переживанию, любованию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. В особенности самым слабым местом эстетической воспитанности школьников остается область художественного вкуса  и эстетического идеала. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка ограниченной и недостаточной. Эстетическая воспитанность на этом уровне, равная в сущности невоспитанности, встречается среди младших подростков довольно часто. Отсутствие эстетического идеала, подлинно художественного вкуса порождает всеядность, стремление лишь к удовлетворению сиюминутных потребностей и развлечению, получению примитивных удовольствий. Такой ограниченный уровень эстетической воспитанности представляет собой наиболее благоприятную почву для воздействия на сознание и чувства детей низкопробных произведений.

Понятие эстетической воспитанности помогает сделать  работу по эстетическому образованию  детской личности целенаправленной и определенной.

Таким образом эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.  Все школьное обучение должно ставить перед собой задачу сформировать гармонически развитую личность. Каждый школьный предмет должен выполнять при этом свою функцию, давать знания в определенной области, развивать те или иные способности, раскрывать перед школьниками какую-то сторону действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания

Эстетическому воспитанию характерна возрастная постепенность становления, это необходимо учитывать при  планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать  средствам и возможностям ребенка  на определенном этапе его развития, учитывая психические и физиологические  психические данные ребенка.

Очень трудно сформировать художественный вкус и эстетические идеалы, когда  человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Для того, чтобы  будущая личность стала духовно  богатой, необходимо уделить особое внимание эстетическому воспитанию детей младшего школьного и дошкольного  возраста.

Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного  и младшего школьного детства  является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического  воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [8, 64].Автор подчеркивает, что именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее активное формирование отношений к миру, которые систематически  превращаются в свойства личности.

Основные нравственно-эстетические качества личности откладываются еще  в раннем периоде детства и  остаются в практически неизменном состоянии на всю жизнь. Конечно, в течение времени что-то меняется и жизнь вносит свои коррективы, но именно в младшем школьном и дошкольном возрасте эстетическое воспитание выступает в качестве основы для всей дальнейшей воспитательной работы.

Приход ребенка в школу является одной из главных особенностей младшего школьного возраста. У детей появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Учитель становится главным  человеком для ребенка. Человеком, через которого дети начинают познавать  мир и нормы общественного  поведения. Взгляды учителя, его  вкусы, предпочтения становятся их собственными.

Другая особенность эстетического  воспитания в школьном младшем возрасте связана с изменениями, которые  происходят в сфере познавательных процессов ученика. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как  части их мировоззрения, длительный и сложный процесс. В ходе воспитания, жизненные отношения и идеалы претерпевают изменения. В разных условиях под влиянием, взрослых, товарищей, произведений искусства, жизненных  ситуаций,  идеалы могут претерпевать коренные изменения. Б.Т. Лихачев в  своей работе отмечает - «Педагогическая  суть процесса формирования эстетических идеалов c учетом возрастных особенностей детей состоит в том, чтобы с раннего детства, формировать содержательные и устойчивые идеальные представления о человеке и об отношениях между людьми, делая это в изменяющейся, разнообразной на каждом этапе новой и увлекательной форме» [8, 78].

С младшего школьного возраста изменения  происходят в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к красоте  дифференцируются и осознаются. Б.Т. Лихачев в своих работах отмечает, что к познавательному стимулу в данном возрасте добавляется осознанный мотив[8].

Чувство красоты окружающих людей, природы и вещей создает в  ребенке особые эмоциональные состояния, поднимает непосредственный интерес  к жизни, обостряет мышление, любознательность и память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. Необходимо отметить, что использование эмоционального отношения ребенка к миру –  это один из главных путей проникновения  в детское сознание. Эмоциональные  реакции и состояния ребенка  можно считать критериями действенности  эстетического воспитания. В эмоциональном  отношении ребенка к какому-либо явлению выражается характер и степень  развитости его вкусов, чувств, убеждений,  взглядов и воли.

М.Д. Таборидзе характеризует  подростковый возраст переходом от конкретного  мышления к абстрактному, который  считается вспомогательным условием для развития оценочных суждений. В момент восприятия подростком изобразительного искусства происходит поиск взаимосвязи формы и содержания картины. В работе М.Д. Таборидзе «Эстетическое воспитание школьников» стало очевидным, что в подростковом возрасте дети проявляют особый интерес к истории искусства и  к изучению характерных явлений эпохи [12].

Эстетическое воспитание начинается с момента рождения ребенка. Воспитательное значение  в жизни ребенка имеет  буквально все: помещения, в котором  он находится, опрятность одежды, форма  личных отношений и общения, условия  развлечений - все это может либо привлекать детей, либо отталкивать. Задача состоит не в том, чтобы организовать для детей красоту окружающей их среды, в которой они учатся, живут, работают, отдыхают, а в том, чтобы привлечь детей в активную деятельность по сохранению и созданию красоты. Другими словами,  детей  необходимо научить думать и заботиться не только о себе, но и о другом человеке, научить уважать других. Необходимо сочетать в процессе эстетического воспитания разнообразные формы и средства обучения, развивающих и пробуждающих в учащихся эстетическое отношение к жизни,  искусству и литературе. Школа должна обращать внимание не только на содержание школьных предметов, но и на условия и факторы, которые оказывают влияние на эстетическое развитие личности.

Не мало значимый фактор эстетического  воспитания, эстетика внешнего облика и поведения. В этом существенное влияние подростков оказывает личность учителя. Учитель может влиять на учащихся всем своим внешним видом. Модный, но в то же время деловой  стиль в одежде, чувство меры в косметике и в выборе украшений, помогают сформировать у подростков правильный взгляд на красоту  и вырабатывать у них критерий достоинства человека.

Д.К.Ушинский говорил каждый школьный предмет может эстетически воспитывать ученика. Каждый предмет вызывает в школьнике определенные эмоции благодаря изучаемому материалу. Для того чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить к нему творческий интерес учащихся.

М.Д. Таборидзе [12] выделяет следующие стадии возрастного развития школьников и рассматривает приоритетные методы эстетического воспитания для каждого периода.

Первая ступень (6-7 лет, подготовительный класс) – музыкальное обучение. На данном этапе воспитание проходит в  игровой форме.

Вторая ступень (8-10 лет, 1-3 классы) –  ведущим видом деятельности являются познавательные интересы детей. В этот период особое внимание уделяется знакомству школьников с различными музыкальными и другими жанрами (разучивание, слушание, анализ произведений, беседы о жизни художников, композиторов и т.д.).

Третья ступень (10-13 лет, 4-6 классы) – основное место здесь занимает интеллектуальная деятельность детей, соответствующая изучению углубленного теоретического материала и его  расширению, способствующая эстетическому  воспитанию учащихся.

В старшем школьном возрасте все немного иначе, Б.Т. Лихачев говорил: «Старшеклассники начинают эстетически относиться к произведениям, главным содержанием которых является не только увлекательная фабула, но и не менее увлекательный теперь для них внутренний мир человека» [8, 136], - опираясь на это можно сделать вывод, что именно в этом возрасте чувство сопереживания другим наиболее осознанно и полно можно сформировать у школьников. Б.М. Неменский говорил «…в этот период осознание всех проблем идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли, что является как раз незаменимой силой искусства [10, 69]. Старший возраст – самый оптимальный для слияний с искусством, для формирования им своего духовного мира», считал что переживание должно быть неотъемлемой частью основного метода обучения. Для этого будет верным путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

Таким образом, учитывая каждый возрастной период, учитель может заранее выбрать приоритетный метод обучения и наметить перспективу для воспитания учеников того или иного возраста, а на уроках как нигде учитель сможет изменить и переосмыслить внутренний мир учащихся, пробудить в них интерес к новым достижениям а так же подтолкнуть личность к саморазвитию а без саморазвития не может быть и самовоспитания. Так же немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых при создании той или иной работы, так как эстетически воспитывает буквально все, весь окружающий нас мир.

Информация о работе Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики