Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа
Цель: Раскрытие основных активных методов обучения на уроках информатики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить основные аспекты использования активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint».
2. Проанализировать литературу по данной теме.
3. Разработать план-конспект урока информатики по теме «…» с использованием активных методов обучения.
Введение
1.Теоретические основы решения проблемы использования активных методов на уроках информатики
1.1. Активные методы обучения на уроках информатики
1.2. Исследование и использования активных методов метод проектов. на уроках информатики
2. Методика использования активных методов обучения на уроках информатики
2.1. Особенности организации учебной деятельности с использованием активных методов обучения
2.2. Применение активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint» (план-конспект)
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГПУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет информатики
Кафедра: Прикладной информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме:
Специальность 05020 «физико-математическое образование, профиль: информатика»
Работу выполнил: Айбулатов В.В. Студент 4 курса 44 группы |
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Савельева Л.А
|
Магнитогорск 2012
Оглавление
Введение
1.Теоретические основы решения проблемы использования активных методов на уроках информатики
1.1. Активные методы обучения на уроках информатики
1.2. Исследование и использования активных методов метод проектов. на уроках информатики
2. Методика использования активных методов обучения на уроках информатики
2.1. Особенности организации учебной деятельности с использованием активных методов обучения
2.2. Применение активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint» (план-конспект)
Заключение
Список использованных источников
Актуальность проблемы заключается в том, что для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых, очень важен. Так как баланс между разными методами обучения является основополагающим при формировании кругозора школьников.
В настоящее время, современными учителями на уроках информатике используется активные и пассивные методы обучения, для полного усвоения материала учениками важен баланс между ними., но не есть мнения, что активные методы все таки лучше.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной и позволит показать недостатки и преимущества активных методов обучения школьников урокам информатики.
Объектом исследования является процесс преподавания информатики в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: активные методы обучения на уроках информатики.
Цель: Раскрытие основных активных методов обучения на уроках информатики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить основные аспекты использования активных методов обучения на уроках информатики при изучении темы «Анимации в среде MS PowerPoint».
2. Проанализировать литературу по данной теме.
3. Разработать план-конспект урока информатики по теме «…» с использованием активных методов обучения.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап – работа с литературой, окончательное составление плана.
2 этап - оформление теоретической части, работа над отдельными главами.
3 этап – подготовка и проведение исследования, оформление результатов исследования, представление чернового варианта работы.
4 этап – оформление курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проблема, определяется объект и предмет, цель и задачи, этапы исследования. В первой главе «Теоретические основы решения проблемы использования активных методов в преподавании информатики» выявляются принципы активных методов, их преимущества и недостатки.
Во второй главе «Методика использования активных методов обучения на уроках информатики» представлены примеры с применением активных методов обучения
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Рис.1. Схема активного метода обучения.
Что скрывается за понятием активные методы обучения? Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль.
Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
- практический эксперимент;
- метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
- групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
- мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
- деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
- ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух "игроков", каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
- баскет - метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
- тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания й навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
- обучение с использованием, компьютерных, обучающих программ;
- анализ практических ситуаций — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий;
В преподавании информатики накоплен уже достаточно большой опыт использования конкретных активных методов обучения. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной в таблице 1 классификацией методов активного обучения.
Таблица 1.
Дидактические цели занятия | Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала | Групповая дискуссия, мозговой штурм |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловая игра |
Развитие способности к самообучению | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических |
Повышение учебной мотивации | Деловая игра, ролевая игра |
Отработка изучаемого материала | Тренинги |
Применение знаний, умений и навыков | Баскет-метод |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Групповая дискуссия |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностного общения | Ролевая игра |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта | Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе | Метод проектов |
Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции | Баскет-метод |
Развитие навыков принятия решений | Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе | Групповая дискуссия |
Информация о работе Использование активных методов на уроках информатики