Использование метода проектов на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:27, доклад

Описание работы

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся

Работа содержит 1 файл

Использование метода проектов на уроках информатики.docx

— 413.74 Кб (Скачать)

Использование метода проектов на уроках информатики 

 

Логвинова Е.П., учитель информатики  МБОУ «Кромская СОШ» 

 

Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю.

Китайская пословица 

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых  способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в  информационных полях, формирования у  обучающегося универсального умения ставить  и решать задачи для разрешения возникающих  в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в  образовательный контекст образовательных  учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектные задания не только закрепляют практические навыки в использовании различных программ, но и развивают активную познавательную деятельность. 

Основным понятием теории проектного обучения является понятие "проект". Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее  определённого результата/цели, создание уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. 

Цели и задачи проектной  деятельности 

Метод проектов рассматривают как  систему обучения, при которой  учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся  практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

1) контроль знаний, умений и навыков  по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника  информационной картины мира;

3) формирование умений и навыков  работы с компьютером;

4) развитие умений поиска и  обработки информации;

5) развитие самостоятельности;

6) развитие умения слушать и  уважать мнения других;

7) развитие способности личной  уверенности каждого участника  проектного обучения;

8) развитие исследовательских умений. 

Метод проектов способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения  всего коллектива.

В процессе деятельности между членами  коллектива образуются отношения взаимной ответственности, умение понимать и  сознательно использовать различные  формы и способы представления  данных, умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию. Контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.  

 

Этапы выполнения проекта 

Работа над проектами проходит в несколько этапов. 

 

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.

Тема проекта определяется методом  «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый  демократичный этап проекта, так  как каждый его участник может  предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение. Обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем, поэтому необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек для записи возникающих  идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.   

 

Этап 2. Выбор одной темы проекта.

Он довольно сложен для учителя, так как нужно подтолкнуть  учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя. При этом учителю  нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15-20 мин. При  проведении первого в данном классе проекта учитель может сам  указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются. Например, так было в нашей школе при  организации проекта «Моё предприятие» в 9-м классе. 

 

Этап 3. Выбор методов  и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов  проекта.

Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк —  это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно  познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право  выбора им самим.

Проект может быть представлен  в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости  выбирать только один способ, их можно  комбинировать. В любом случае презентация  подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. На весь этап отводится 15-20 мин.  

 

Этап 4. Работа над проектом.

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем, исходя из календарно-тематического  планирования. Также учитель определяет сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить  во время уроков. В этом случае во внеурочное время учащиеся занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим  опросом. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке  отводится по 15 мин на организационные  вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 1-2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников. 

 

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Данный этап может включать в  себя:

- Оформление материала на стендах  (с фотографиями, рисунками, схемами,  диаграммами, наглядно представляющими  суть проекта);

- Оформление материала в виде  презентации в различных программах (например, MS Power Point);

- Подготовка устной презентации  проекта;

- Подготовка команды для ответов  на каверзные и серьезные вопросы  оппонентов;

- Создание специальной папки  документов (портфолио), в которой  полно и доказательно представлена  логика работы над проектом. 

 

Этап 6. Презентация проекта.

Проводить презентацию можно как  во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого  лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов  работы, в которой участвовал целый  класс, как правило, занимает больше часа. 

 

Результаты выполнения проекта 

 

В результате выполнения работы у  учащихся расширяется сфера интересов, происходит углубленное изучение темы, воспитывается целеустремленность, работоспособность.

Достоинства проектной деятельности:

- умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор  решения на себя, разделять ответственность  с другими;

- создание условий для конкретного  воплощения творческих идей;

- предоставление ребенку свободы  выбора темы, методов работы;

- работу над проектом можно  продолжать неопределенное время,  так как появляются новые мысли  и идеи;

- нет возможности использования  чужого проекта;

- связь информатики с другими  школьными предметами и поиск  информации за переделами учебного  заведения.

Таким образом, метод проектов – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что- то новое.

Проектная деятельность позволяет  учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей. В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: давать рекомендации по подготовке, сбору  информации, вовремя направлять в  верное русло, обсуждать с учащимися  этапы реализации проекта. 

 
Пример ученического проекта  по линии "Моделирование" 

 

Проект "Моё предприятие" по информатике  в нашей школе выполняется  в 9-ом классе, при изучении главы "Формализация и моделирование".

Цель проекта – показать возможность  практического применения полученных знаний, расширить представление  о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования  табличных процессоров, создания мультимедийных презентаций.

Проект носит практико-ориентированный  характер.

Длительность проекта – три  урока.

Проблема проекта заключается  в следующем: изначально имеется  некоторая сумма денег, нужно  организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и  так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.

Выполняя проект, учащиеся на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях.  

 

В ходе выполнения работы класс разбивается  на группы по 2 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии. Защита проекта проводится в виде защиты презентации, которая содержит основной материал по организации, формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия.

 

 

Примеры работ (отдельные  слайды ученических проектов) 

 

 

 

  

Вывод 

Таким образом, необходимость применения проектной методики в современном  школьном образовании обусловлено  очевидными тенденциями в образовательной  системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все  более широкое применение при  обучении учащихся информатике и  информационным технологиям, что обусловлено  ее характерными особенностями.

Собственные наблюдения показали, что  в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень  компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности  школьников, их толерантность, а также  общее интеллектуальное развитие. 

 


Информация о работе Использование метода проектов на уроках информатики